1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.
4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.
Ход занятия:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.
1. “Колечко”
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.
2. “Кулак-ребро-ладонь”
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.
3. “Лезгинка”
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.
4. “Ухо - нос”
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.
Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.
II. Повторение пройденного
На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Прочитайте эти буквы:
А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)
Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)
Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)
Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.
Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем: [А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] – Вот такие все они. Нет для них нигде преграды, Петь мы эти звуки рады. Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку. - [А]! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой! Удивленно тянет он: “А...” Забывчивый какой! надул капризно губки,Их он вытянул, как трубки. Вот какой он привереда – Будет дуться до обеда! |
[И]
- улыбка,
весельчак, Он смеется звонко так! На язычке широком Скачет мимо окон! Вот в задумчивом сомнение высказывает мнение:“Э-э-э... Не знаю, что сказать. Может, лучше помолчать?” Округлив большие губы, прикрыл немного зубы,Язык поглубже оттянул, Спинку выгнул. “О-о-о...” - вздохнул. хоть гласный, но тихоня,Все зевает он спросонья: “Ы-ы-ы... Поспать еще часок... Или, может, выпить сок?..” |
Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.
III. Сообщение новой темы занятия
1. Письмо от Петрушки
Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:
Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:
В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)
Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)
Петрушки в гостях у ребят
Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?([ПЬ])
(мягкий)
В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
-Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.
Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])
Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
(синего) на доску вывешивается
Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!
Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.
2. Характеристика звука П.
Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.
Губы сомкнуты
Воздушная струя (горячая)
Звук согласный
Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)
Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске
А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:
Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)
У нас в гостях Буратино.
Я - веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?
Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])
Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается
Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути -
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!
Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])
Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)
В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.
3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)
Губы сомкнуты
Воздушная струя (горячая)
Звук согласный
Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)
Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске
- Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.
IV. Закрепление темы занятия
Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”
Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.
В конце занятия мы их посчитаем.
пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.
Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.
Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.
Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.
При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)
V. Работа в тетрадях.
Слушайте внимательно задание.
Задание 1.
Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.
па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)
Молодцы! Вы справились с этим зданием.
Задание 2.
Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.
ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)
Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.
VI. Физминутка
Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).
Вместе с Хомкой мы отдохнули.
А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.
Задание 3.
На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.
Прочитайте слова данные за чертой.
Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?
Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?
Прочитайте предложение, которое получилось.
Все поняли задание?
А теперь работа в парах.
Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.
Бревна нужно нам | белить |
Стены нужно нам | пилить |
Огурцы солят в | почки |
Весной на деревьях набухают | бочки |
Весной вспахали плугом | башню |
Построили из камня | пашню |
Все справились с заданием хорошо.
А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?
А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.
Задание 4. Письменно по карточкам
ЛА … Ы | … АРАН |
ЗУ … Ы | … АКЕТ |
А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.
Проверим как мы различаем звуки Б и П.
Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.
Задание 5. письменно
Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.
Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.
… орис … ошёл в …ор за гри…ами.
Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.
Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии
VII. Итог занятия
Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?
Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.
1. Фонетическая: уточнить и сравнить артикуляции и звучание звуков [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
2. Фонематическая: выделять звук из начала и середины слова, развивать фонематический анализ и синтез слов со звуками [П], [ПЬ] и [Б], [БЬ].
3. Лексическая: уточнить и расширить словарный запас.
4. Воспитывающая: аккуратность, взаимовыручку, самостоятельность.
Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, Ы, Э) в красных домиках, письмо от гостей, фишки, зеркала, карточки для характеристики звуков, индивидуальные карточки, карточки со звуками Б, П в зелёных и синих домика, карточки с буквами П, Б.
Ход занятия:
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята.
Начинаем наше занятие с кинезиологических упражнений, которые направлены на развитие умственных способностей.
1. “Колечко”
Поочередно, соприкасаем пальцы руки от мизинца к большому пальцу, на подушечки и обратно, с напряжением.
2. “Кулак-ребро-ладонь”
Начинаем с ладони, положили руку на стол, сжали в кулак, положили на ребро, проговариваем, ускоряя темп.
3. “Лезгинка”
Начинаем с левой руки – в кулак (повернуть к себе), большой палец в сторону; правая рука соприкасается с мизинцем левой руки; одновременно меняем движения; ускоряя темп.
4. “Ухо - нос”
Начинаем с левой руки – за кончик носа; правой – за противоположное ухо; хлопок; меняем на зеркальное положение.
Эти упражнения помогут справиться с дальнейшими трудностями на занятии.
II. Повторение пройденного
На прошлом занятии мы закончили работать с гласными буквами и звуками. А сейчас повторим всё, что мы о них знаем.
Сколько гласных букв в русском языке? (10)
Прочитайте эти буквы:
А, О, У, Ы, Э
Я, Ё, Ю, И, Е
Сколько гласных звуков вы знаете? (6)
Произнесите эти звуки? (А, О, У, Ы, Э, И)
Почему их назвали гласными? (они поются, нет преграды, только голос)
Что помогает произносить звуки? (органы речевого аппарата)
Наши речевые аппараты сейчас поработают. Каждый из вас расскажет четко, внятно, не торопясь, свой стишок про гласные звуки и покажет, как правильно эти звуки нужно произносить.
Звуки гласные мы знаем, Без труда их различаем: [А], [У], [О], [Ы], [Э], [И] – Вот такие все они. Нет для них нигде преграды, Петь мы эти звуки рады. Вызываем по порядку Наши звуки на зарядку. - [А]! Пошире рот открой! Не ленись и громче пой! Удивленно тянет он: “А...” Забывчивый какой! надул капризно губки,Их он вытянул, как трубки. Вот какой он привереда – Будет дуться до обеда! |
[И]
- улыбка,
весельчак, Он смеется звонко так! На язычке широком Скачет мимо окон! Вот в задумчивом сомнение высказывает мнение:“Э-э-э... Не знаю, что сказать. Может, лучше помолчать?” Округлив большие губы, прикрыл немного зубы,Язык поглубже оттянул, Спинку выгнул. “О-о-о...” - вздохнул. хоть гласный, но тихоня,Все зевает он спросонья: “Ы-ы-ы... Поспать еще часок... Или, может, выпить сок?..” |
Молодцы! Вы все хорошо рассказали стихи про гласные звуки. Они очень важны, потому что помогают нам читать, и служат для образования слога.
III. Сообщение новой темы занятия
1. Письмо от Петрушки
Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано:
Дорогие дети! Мы шли к вам в гости, а по дороге встретили колдунью, которая заколдовала нас. Появимся мы тогда, когда вы отгадаете загадку колдуньи, чары её развеются:
В гости к нам идут друзья,
Их водой разлить нельзя,
Две веселые игрушки,
Догадались кто? … (Петрушки)
Слышите, кто-то стучит… (заходят дети в костюмах Петрушки)
Петрушки в гостях у ребят
Какой первый звук в слове ПИРОЖОК?([ПЬ])
(мягкий)
В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
Он такой же и в ПЕЧЕНЬЕ.
А у вас какое мнение?
Есть у нас еще ПИРОЖНОЕ,
Объеденье невозможное!
Первый звук в нем мягкий, тающий,
Словно пух, в окно влетающий.
-Звук немного изменился,
Перед вами извинился.
Стал другим в словах: ПАМПУШКИ,
ПАПА, ПАСТИЛА и ПЛЮШКА.
Какой первый звук в слове ПАМПУШКИ, ПАПА? ([П])
Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
(синего) на доску вывешивается
Уловили? Стал он твердым,
Важным, пыхающим, гордым!
Молодцы! Вы хорошо умеете выделять первый звук в словах и слышать твердый он или мягкий.
2. Характеристика звука П.
Давайте, охарактеризуем звук П перед зеркалом.
Губы сомкнуты
Воздушная струя (горячая)
Звук согласный
Звуки П, ПЬ можно на письме обозначить … (буквой)
Кто поможет её правильно назвать? (Пэ) буква вывешивается на доске
А письмо я не дочитала, слушайте еще загадку:
Это что за очень странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный
Кто же это … (Буратино)
У нас в гостях Буратино.
Я - веселый Буратино.
У меня в руках корзина.
В ней найдете вы БАНАН,
БАНКУ, БУЛКУ, БАРАБАН.
Кто же скажет быстро мне,
Звук, какой лежит на дне?
Какой первый звук в слове БАНАН, БАНКА? ([Б])
Этот звук, твердый или мягкий? (твердый)
В домике, какого цвета живет этот звук? (синего) на доску вывешивается
Он прорвал плотину губ,
Звонким стал, как голос труб!
Раз преграда на пути -
Он согласный. Повтори!
Ба! Да здесь еще БЕРЕТ,
БИНТ, БИНОКЛЬ и БИЛЕТ!
Какой первый звук в слове БИНТ, БИЛЕТ? ([БЬ])
Этот звук, твердый или мягкий? (мягкий)
В домике, какого цвета живет этот звук? (зеленого) на доску вывешивается
Молодцы! Вместе с Буратино вы хорошо выделяли первый звук в словах. А сейчас дадим характеристику этому звуку.
3. Характеристика звука Б (перед зеркалом)
Губы сомкнуты
Воздушная струя (горячая)
Звук согласный
Звуки Б, БЬ можно на письме обозначить … (буквой)
Кто поможет её правильно назвать? (Бэ) буква вывешивается на доске
- Сегодня на занятии мы будем упражняться различать эти звуки.
IV. Закрепление темы занятия
Итак, наша первая игра “Кто внимательнее”
Перед вами буквы БЭ и ПЭ. Я буду говорить слова, а вы поднимаете букву, которая есть в слове. Те, кто активно будут работать, получат жетончики.
В конце занятия мы их посчитаем.
пар, блеск, баня, бочка, палка, пальто.
Усложняю: Я показываю картинку, а вы показываете букву, которая есть в этом слове.
Молодцы! Вы хорошо различаете звуки Б и П.
Сегодня мы говорили о звуках П, ПЬ и Б, БЬ, которые на письме обозначаются буквами ПЭ и БЭ.
При помощи какого ряда мы обозначаем мягкость на письме? (гласные 2 ряда, Ь)
V. Работа в тетрадях.
Слушайте внимательно задание.
Задание 1.
Я произношу слоги с звуками П, ПЬ. Вы записываете только слоги, где ПЬ.
па, пя, пу, пю, по, пё, пы, пи (проверка)
Молодцы! Вы справились с этим зданием.
Задание 2.
Будьте внимательны. Я произношу слоги с звуками Б, БЬ. Вы записываете только слоги, где Б – твердый.
ба, бя, бу, бю, бо, бё, бы, би. (проверка)
Молодцы! Очень хорошо вы различаете звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Но пора отдохнуть.
VI. Физминутка
Хомка, хомка хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку,
И выходит на зарядку.
Хомка хочет сильным стать(вдохнули) 1,2,3,4,5 (выдохнули).
Вместе с Хомкой мы отдохнули.
А теперь будем продолжать различать звуки Б и П.
Задание 3.
На доске написаны предложения, которые не закончены. Ваша задача составить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных за чертой.
Прочитайте слова данные за чертой.
Что значит, слово БЛЕЩУТ, объясните?
Что значит, слово ПЛЕЩУТ, объясните?
Прочитайте предложение, которое получилось.
Все поняли задание?
А теперь работа в парах.
Составьте предложения, выбирая нужное по смыслу слово.
Бревна нужно нам | белить |
Стены нужно нам | пилить |
Огурцы солят в | почки |
Весной на деревьях набухают | бочки |
Весной вспахали плугом | башню |
Построили из камня | пашню |
Все справились с заданием хорошо.
А теперь мы будем работать самостоятельно. У каждого на парте есть карточка с заданием. Прочитайте внимательно задание. Что нужно сделать в этом задании?
А теперь самостоятельно запишите эти слова в тетрадь, подчеркивая пропущенную букву.
Задание 4. Письменно по карточкам
ЛА … Ы | … АРАН |
ЗУ … Ы | … АКЕТ |
А теперь каждый сравнит слова в тетради с теми, что написаны на доске.
Проверим как мы различаем звуки Б и П.
Последнее задание вам нужно выполнить самостоятельно. Читаем и выполняем.
Задание 5. письменно
Прочитайте предложение, вставляя буквы Б, П.
Запишите в тетради. Сделайте схему предложения, выделяя гласные.
… орис … ошёл в …ор за гри…ами.
Какое предложение у вас получилось, прочитайте его.
Молодцы! Вы хорошо поработали на занятии
VII. Итог занятия
Назовите звуки, с которыми мы познакомились и которые научились различать?
Давайте сосчитаем жетончики. У кого больше всех? Молодцы! На этом наше занятие закончено.
Конспект группового логопедического занятия № 38
Дата:
Ф.И.О. учителя: Бартко Ольга Николаевна
Класс: 2
Тема: Дифференциация звуков [б], [б’] - [п], [п’]
Цели и задачи: закреплять знания о звуках [б] – [б’] - [п] – [п’], учить дифференцировать звуки по глухости-звонкости, мягкости и твёрдости изолированно в слогах, словах, предложениях и тексте; написании имён собственных с большой буквы;
развивать зрительное и слуховое внимание, произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, фонематические процессы; навыки слогового анализа и синтеза, логическое мышление; проводить работу по предупреждению дизорфографии, орфографическу зоркость
прививать любовь к природе и животному миру, интерес к логопедическим занятиям, формировать усидчивость
Средства обучения: буквы Б - П (запись на доске); письменные буквы Б – П, «профиля» звуков; символы для обозначения звуков Б - Б", П - П" (наушники и колокольчики); презентация по теме, зашумлённые картинки, индивидуальные карточки с заданиями, дидактическая игра «Город звуков», листики в клеточку на каждого учащегося, простые карандаши, ноутбук.
Ход занятия
I . Оргмомент .
1. Приветствие.
Сядет тот, кто первым назовёт животных, которые спрятались в картинке.
2. Запись даты.
II. Основная часть занятия
1 . Введение в тему занятия.
(Повторение чистоговорок (слайд 2,3)).
Ба-ба-ба - на избе была труба.
Бу-бу-бу - побелили мы трубу.
Бе-бе-бе - белый голубь на трубе.
Бы-бы-бы - голубь улетел с трубы.
Какой звук встречался чаще всего?
Выложите из палочек букву «бэ».
Па-па-па - на пол сыплется крупа.
Пу-пу-пу - подмету сейчас крупу.
Пы-пы-пы - больше нет у нас крупы.
Какой звук встречался чаще всего?
Выложите из палочек букву «пэ».
2. Сообщение темы занятия.
3. Работа в тетрадях
а) графический диктант «Белка».
Кто у вас получился?
Какую букву будем писать в начале слова?
Охарактеризуйте его?
б) запись темы занятия
в) объяснения написания букв
г) письмо букв б, п с проговариванием до конца строчки.
4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
а) уточнение артикуляции звуков (губные, взрывные);
б) показывается «профиль» звуков на рисунке;
в) уточнение акустических признаков звуков:
Б - согласный, звонкий, твердый, для обозначения используем синий звонок, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком.
Б* - согласный, звонкий, мягкий, для обозначения используем зеленый звонок, на письме обозначаем зелёным незакрашенным кружком.
П - согласный, глухой, твердый, для обозначения используем синий наушник, на письме обозначаем синим закрашенным кружком.
II" - согласный, глухой, мягкий, для обозначения используем зеленый наушник, на письме обозначаем зеленым закрашенным кружком.
г) находится образное сравнение звука6
п - пароход пыхтит
б – барабан играет
д) определяется их место в звуко-буквенном городе.
5. Дифференциация звуков.
Развитие фонематического восприятия.
Поднимите символы, если услышите соответствующие им звуки.
Звуки: б , б , п , б , п , п , б , п , п , б .
Слоги: БА, БО, ПО, ПЫ, ПИ, ПЕ, БЕ, ПЯ, БЫ, БИ...
Слова: БАК, БОК, ПЕНА, СПАЛ, ПАСТЬ, ЯБЛОКО, БИНТ, БЕРЕГ.
Выделение звуков [б] – [б’] - [п] – [п’] в начале слова (слайд 4,5,6,7,8,9,10,11)
Ответьте на вопросы и определите первый звук в словах.
Что остаётся от спиленного дерева? (Пень.)
Как называется музыкальный инструмент, который «бьют»? (барабан)
Как называется дерево с белым стволом? (Береза.)
Что приносит почтальон? (Почту.)
5.3. Развитие фонематического восприятия.
Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия (слайд 12-29)
Шевелились у цветка На малину налетели,
Все четыре лепестка. Поклевать ее хотели
Я сорвать его хотел, А увидели урода -
А он взял и улетел. И скорее с огорода.
(Бабочка) Пугало
Посадили зернышко, Что на сковороду налью
Вырастили солнышко. И вчетверо сверну?
(Подсолнух) (Блины)
5.4. Подвижная физминутка
5.5. Самостоятельная работа в тетрадях.
(Убежала буква ( слайд 30,31))
Вставьте пропущенные буквы «б» и «п».
…ок, …ар, …ыл, …усы, … ара, …арта, …оты, …оря, …оля, …ант, …лот, …укет, …акет, …еда, …ол, за…ыл, за…лыл, с…ал, с…росил.
(Убежали слоги. (слайд 32,33)).
Вставить пропущенные слоги «ба» или «па».
Лю…, ры…, ла…, ли …, тру …, лам …, сдо …, …. ран, … латка, … лец, …зар, … бушка, …рус.
Ло…та, при…вил, за…вы, ….кет, …лет, ….намка.
5.6. Упражнение « Исправь предложения».
( Работа на индивидуальных карточках)
- Исправьте предложения:
Паутина плетёт паука.
Бутон сидит на пчеле.
Ботинки купили брата.
На почках появилась берёза.
5.7. Дидактическая игра «Город звуков»
Перед вами лежат картинки. Назовите их.
Определите первый звук в начале слова и поселите картинку в соответствующий домик.
Мягкие звуки будут жить в зелёном домике под буквами «бэ» или «пэ», а твёрдые звуки в синем домике под буквами «бэ» или «пэ».
5.8. Работа по карточкам. Работа с текстом.
Вставьте пропущенные буквы б и ли п .
За_лудились
_ оря и _оля _ошли _о гри_ы. Весь день _родили _о _ору и за_лудились. В руках _олные корзинки с _елыми гри_ами, _од_ерезовиками и о_ятами, а тро_инку _отеряли. Стали они аукать. В друг ре_ята услышали голос и лай со_аки. Ре_ятам повезло. Вскоре вместе с соседом _етром Архи_овичем и со_акой _улькой _ришли в _осёлок.
III. Итог занятия
Вопросы логопеда
Что мы с вами делали на занятии?
Какие звуки учились различать?
Какие задания выполняли на занятии?
2. Игра «Зашумлённые животные»
Рассмотрите внимательно картинку.
Разукрасьте только тех животных, в названиях которых присутствуют звуки [б] – [б’] или [п] – [п’],
Как нужно относиться к животным?
Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.
В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.
Егорова Ольга Владимировна
Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547
г. Москвы
Звуки П, ПЬ, Б, БЬ
Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Издатель - А. Казаков
Редактор - Н. Ильякова
Корректор - И. Максимова
Обложка - Н. Залипаева
Оригинал-макет - А. Комолое
ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru
Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.
Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.
©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.
Введение
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.
Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.
Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.
Структура пособия
Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:
Артикуляция звука.
Постановка звука.
Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).
Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов.Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук вслогах, можно переходить к словам и предложениям. При
работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стечением согласных звуков.
На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загадки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, пословицы проговаривать в спокойном темпе, обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и правильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговорку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадками предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не только закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы читать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их запомнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой форме, поощряя правильные ответы малыша.
Когда звуки, близкие по произношению, автоматизированы, необходимо провести работу по их дифференциации. Дифференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.
Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспитателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.
Артикуляция звука
Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная.
Постановка звука
способ: по подражанию.
способ: логопед просит ребенка произнести слог па, поддувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.
Практический материал по автоматизации звука П
1. Повтори слоги.
Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп
По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап
Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп
Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап
2. Повтори слова.
Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.
Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.
Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.
Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.
3. Повтори предложения.
Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.
4. Повтори чистоговорки.
Па - па - па - мелкая крупа.
Пу - пу - пу - купили мы крупу.
Пы - пы - пы - нет уже крупы.
Па - па - па - идет папа.
Пу - пу - пу - еду в Анапу.
5. Повтори пословицы, поговорки.
Попал пальцем в небо.
От топота копыт пыль по полю летит.
Поздно поднялся - день потерял.
В молодости не учился - жизнь потерял.
Признание - половина исправления.
6. Повтори скороговорки.
Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.
Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.
Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.
7. Повтори загадки.
Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,
Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.
(Пастух). (Подснежник)
Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
8. Выучи стихотворения.
Пошли, пошли, поехали Паучок приехал на базар,
За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.
За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:
Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки? Что растут под кленами, Под липами зелеными. (В. Орлов)
9. Игра «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.
И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту
От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.
А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -
Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).
Подготовлен самолет,
Он отправится в... (полет).
10. Игра «Один-много».
Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.
Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).
Паук - (пауки). Подушка - (подушки).
Полка - (полки). Палатка - (палатки).
11. Перескажи рассказ.
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.
Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на поезде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл красивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву загорать. Как же хорошо отдыхать!
Артикуляция звука
См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кончик упирается в нижние резцы.
Постановка звука
способ: по подражанию.
способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растягивать, получается звук ПЬ.
Практический материал по автоматизации звука ПЬ
Елена Денисенко
Занятие: Дифференциация согласных звуков по принципу: твёрдый и мягкий. Звуки [П] - [П’]
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
в подготовительной логопедической группе
Тема занятия : «Путешествие в страну звуков » .
Дифференциация согласных звуков по принципу : твёрдый и мягкий . Звуки «П» - «ПЬ» .
Цель : Научить детей дифференцировать звуки «П» - «ПЬ» .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
1. Учить давать сравнительную характеристику звуков «П» - «Пь» ;
2. Различение звуков «П» - «ПЬ» на материале слогов, слов, развитие фонематического слуха и восприятия;
3. Падежные конструкции – образование существительных
творительного падежа мн. числа;
4. Составление предложений по образцу со сложным предлогом - потому что.
Коррекционно-развивающие :
5. Кинезитерапия : координация речи с движением, развитие пальцевой моторики, просодической стороны речи, мимической мускулатуры, графо-моторных навыков;
6. Развитие зрительного и слухового восприятия;
7. Учиться ориентироваться в схеме тела, в пространстве;
Коррекционно-воспитательные :
8. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Оборудование : 2 куклы, 2 шляпы синего и зелёного цвета, резинки, конверт, цветные картинки-угощения (со звуками «П» - «ПЬ» , черно-белые картинки-подарки (со звуками «П» - «ПЬ» , синие, зеленые карандаши для штриховки, синие, зеленые квадраты, игрушка Гном, карточки с 2 домиками и дорожками к ним, шарики Су-Джок, магнитофон.
Ход занятия.
Учитель-логопед :
Ребята, давайте поднимем себе настроение и начнём занятие с весёлой гимнастики.
Здесь живёт Хмурилка, (дети хмурятся, указательные пальцы возле сведённых бровей)
Здесь живёт Дразнилка (упражнение «Буратино» , дети показывают язык)
Здесь живёт Смешилка (указательные пальчики на щеках, дети улыбаются)
Здесь живёт Страшилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт)
Это носик Бибка! (указательные пальцы сведены на кончике носа)
А где твоя улыбка? (дети улыбаются)
Учитель – логопед :
Ребята, к нам в гости пришел Гном Грамотей из города Звуков (показ игрушки) . Он хочет посмотреть, как можно играть со звуками . У нас есть звуки , которые можно петь. Смотри, Гном Грамотей и слушай.
Звучит спокойная музыка.
Упражнение «Растяжки» .
Каждый ребёнок держит в руках резинку и растягивает указательным и большим пальцем одной руки. Растягиваем в руках резиночку и поём гласные звуки с повышением и понижением тона по заданию логопеда.
Учитель – логопед :
Как называются звуки , которые мы пели? - Это гласные звуки , их можно петь, тянуть, воздух свободно выходит изо-рта, нет преграды.
Учитель – логопед :
Дети, Гном Грамотей прислал мне на электронный адрес письмо, (достаём письмо) что же тут написано?
Дорогие дети!
Мы не умеем различать звуки П- ПЬ , научите нас. Мы приедем в среду на поезде. Куклы Петя Поля.
Учитель – логопед :
Вспомним по- порядку дни недели. Ребята, вчера был вторник, значит сегодня какой день недели? (среда) . Поля, и Петя уже приехали.
Учитель – логопед :
Ребята, будем учиться играть со звуками , будем учиться слушать и различать их. Произнесите 3 раза, твердо звук П-П-П после меня .
Губы сжимаются и препятствуют выходу воздуха, не выпускают его, если есть препятствие, то такие звуки называются – согласные . Найдите на своих подносах синий квадрат и поднимите его вверх. Так мы будем обозначать твердый согласный звук «П» .
У звука «П» есть братишка звук «ПЬ» , он тоже согласный , но мягкий . Поднимите вверх зеленые квадраты.
Положите правую руку на горлышко и произнесите без голоса П-П-П, ПЬ-ПЬ-ПЬ горлышко не дрожит. Это глухие звуки .
Учитель – логопед :
Сейчас я буду произносить слоги и слова, а вы будете определять, звучит твердый или мягкий согласный звук и поднимать квадрат нужного цвета.
(У стола логопеда куклы Петя и Поля) .
Учитель – логопед :
Ребята, Поле мы наденем шляпу синего цвета, а Пете шляпу зеленого цвета. Гном Грамотей спрашивает у Вас, почему? Потому что в имени Поля мы слышим твердый звук «П» , а в имени Петя мы слышим мягкий звук «ПЬ» .
Учитель – логопед :
Ребята, у нас гости их нужно угостить сладостями. У вас на столах картинки со звуками «П» - «ПЬ» , кто хочет угостить гостей должен сказать так : «Я хочу угостить Петю печеньем, потому что в слове печенье есть звук «ПЬ» (картинки апельсин, персик повидло, пастила, пирог, пирожное, пышка, пряник, компот, пончик).
Физкультминутка. «Олень» . Координация речи с движением.
У оленя дом большой.
Он сидит в окно глядит.
Зайчик по полю бежит.
Ты, олень, окно открой!
Там в лесу охотник злой.
Зайчик, зайчик забегай!
Лапку мне давай!
Учитель – логопед :
Ребята, Гном Грамотей напоминает, что Поля и Петя скоро уезжают и просят, чтобы на память вы сделали им подарки-картинки (у детей по 1 картинке со Звуками «П» «ПЬ» ). Нужно определить, какой звук «П» или «ПЬ» спрятался в названии картинки и заштриховать картинку либо синим, либо зеленым карандашом. (картинки : паук, письмо, лампочка, платье, пуговица, цифра пять, пятка, петух, сапог, лопата, пальма, перец).
Игра «Кто самый внимательный?» .
Учитель – логопед :
«Делай то, о чем я говорю, а не то, что я показываю» . Задача - учиться ориентироваться в схеме тела.
Кинезитерапия.
Развитие пальцевой моторики - шарики Су-Джок. (Дети выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Упражнение «Лезгинка» . (Левую руку сожмите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой прямой ладонью прикоснитесь к кулаку левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз).
Упражнение «Клоун» . Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая по кругу. После отрабатывают движения разнонаправленные.
Упражнение «Ухо-нос» .
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте позицию рук «С точностью наоборот» . Усложнение : хлопнуть в ладоши между сменой рук.
Учитель – логопед :
Поля и Петя забыли дорогу домой, нужно им помочь добраться до нужного домика? Выберите себе карандаш и проведите дорожку к нужному домику не сбиваясь с пути. Дом Поли синего цвета, дом Пети зеленого цвета.
Учитель – логопед :
Ребята, как вы думаете, научили мы Петю И Полю различать звуки «П» «ПЬ» ? Гном Грамотей хочет угостить вас за то, что вы хорошо занимались, учились различать звуки «П» - «ПЬ» .(печенье на подносе) . Прощаемся с гостями
Публикации по теме:
Логопедическое занятие «Дифференциация звуков [ж]-[ш] и букв Ж-Ш в слогах, словах, предложениях» Цели обучающие: закрепить у детей знания о звуках и буквах «Ж – Ш»; дифференцировать буквы «Ж – Ш» в словах, предложениях. Цели коррекционно.
Фронтальное занятие с элементами театрализованной деятельности «Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях» Цель: 1. Дифференциация звуков «Ш», «Щ» в словах и предложениях. 2. Активизация словаря по теме «Рыбы». 3. Подбор признаков к словам названиям.
Цель. Закреплять навыки различения и правильного артикуляторного произношения звуков [с]-[ш] в речи. Задачи. 1. Коррекционно-образовательные.
Конспект логопедического занятия для старшей группы с использованием здоровье сберегающих технологий. Тема: «Федорино горе, Дифференциация.