31 марта 2018 года, в Лазареву субботу, настоятель Храма митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Архипастырю сослужили клирики храма.
После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.
В архипастырском слове после богослужения митрополит Иларион сказал:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11. 25). Эти слова Господь Иисус Христос произнес, когда пришел в Вифанию. И Марфа, сестра умершего Лазаря, встретившая Спасителя, в ответ на Его слова о том, что брат ее воскреснет, сказала: «Знаю, что он воскреснет в воскресение». То есть тогда, когда и все воскреснут, потому что во времена Иисуса Христа люди верили, что история человечества закончится всеобщим воскресением. Только никто не знал, впрочем, как и мы сейчас не знаем, когда и как это произойдет, что это будет за воскресение, в каких телах воскреснут люди и где они будут обитать.
Господь сказал нам о том, что всеобщее воскресение ожидает всякого человека, и что люди, которые в своей жизни служили Богу, исполняли Его заповеди, наследуют Царство Небесное. А те, которые избрали путь зла, не помогали ближним, жили своими эгоистическими интересами, наследуют муку вечную. То есть воскреснут и те, и другие, – и добрые, и злые, и праведные, и неправедные, но не все воскресшие наследуют жизнь вечную. Не все воскресшие удостоятся Царствия Небесного. Именно поэтому Господь, в ответ на недоумение Марфы, сказал: «Я есмь воскресение и жизнь», – потому что воскресение и жизнь не одно и то же. Можно воскреснуть, но при этом не жить. А можно воскреснуть и начать новую жизнь, которую праведники проводят в непрестанном созерцании Бога и в непрестанном приобщении к Нему.
Именно эту жизнь Господь Иисус Христос не просто нам обещал, но и даровал. Он дарует ее нам, прежде всего, в Церкви, ибо сюда мы приходим за духовным утешением, за духовной поддержкой и для того, чтобы в Таинстве Причащения Тела и Крови Христовых соединиться с Самим Господом, и через это соединение получить жизнь, которая избавит нас от духовной смерти.
Господь пришел ко гробу Лазаря, чтобы вернуть его к жизни. Почему Он это сделал? Потому что Он любил Лазаря не просто той любовью, которой Он как Бог любит всякого человека, но еще и человеческой любовью, какой люди любят своих близких, друзей, ближайших родственников. Христос пришел для того, чтобы вернуть к жизни Своего друга, но вернуть не навсегда, а на какое-то время, ибо как мы знаем из церковного предания, Лазарь после своего возвращения к жизни, жил еще некоторое время, стал епископом на острове Крит, но потом все же умер физической смертью. Но Лазарь умер не для того, чтобы исчезнуть, а чтобы перейти в иную жизнь, которую Господь уготовал всем любящим Его.
Именно об этой жизни говорит Христос, когда отвечает Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь». Об этом же Он говорил Своим ученикам на Тайной вечере: «Я есть путь, и истина, и жизнь». Вновь и вновь Он говорит о Себе как о жизни, как об Источнике жизни, а также и о том, что нужно вкушать Его Тело и пить Его Кровь, ведь именно через это Он вселяется в нас и дарует вечную жизнь.
Мы знаем, что каждый человек живет до тех пор, пока в нем действуют жизненные силы, которые представляют собой совокупность всех функций его организма. Если одна из важных функций организма откажет, человек умирает. И в наше время, когда человечество изобрело различные способы продления жизни, существует много споров о том, что такое смерть и когда можно считать человека умершим.
Иногда бывает так, что человека подключают к искусственной почке или сердцу, или к аппарату искусственного дыхания. И он вроде бы живет, но в то же время никаких естественных и самостоятельных признаков жизни в нем уже нет. И каждый раз в таких случаях перед врачами и родственниками пациента встает дилемма: что же делать, если физически его тело продолжает существовать за счет искусственных способов поддержания жизни, но собственные силы в его организме уже иссякли, мозг не воспринимает окружающий мир, сознание не действует. И стоит только отключить его от этого аппарата, как жизнь в нем сразу угаснет. И в какой-то момент родственникам или врачам приходится принять это решение, если возвращение к жизни уже невозможно.
Но ведь мы знаем, что Господь Иисус Христос воскресил Лазаря именно к этой земной жизни. И бывают иной раз случаи, когда вопреки всякой медицинской и врачебной очевидности люди возвращаются к жизни после того, как они, например, несколько лет провели в коме. Я это говорю к тому, чтобы подчеркнуть, что граница между жизнью и смертью не всегда очевидна. Бывают случаи, когда человек в течение долгого времени пребывает на грани жизни и смерти.
В Греции есть один священнослужитель, известный в свое время духовник, к которому стекались многие люди, чтобы послушать его замечательные беседы. В какой-то момент своей жизни он стал страдать забывчивостью, потом начал путаться, а затем и вовсе стал вести себя, как сейчас говорят, неадекватно. И однажды его мозг отключился. Теперь он просто лежит, его кормят через капельницу, жизнь его поддерживается, и это продолжается уже более 20 лет. Но реальной жизни в этом человеке уже нет, живет только его тело. Где находится его дух? Где находится его душа? Мы не знаем. Это тайна Божия. Но те люди, которые его любят, в том числе сестры основанного им монастыря, заботятся и будут заботиться о нем до тех пор, пока не иссякнут его физические силы, пока в его организме не останется никаких признаков жизни.
Есть жизнь телесная, а есть жизнь духовная. И между духовной жизнью и духовной смертью тоже не всегда можно явно установить границу. Иной раз случается, что человек, как ему кажется, живет вполне полноценной жизнью, а на самом деле духовно он уже давно умер, ибо он потерял Бога, не заботится о ближних, и вся его жизнь сводится лишь к эгоистическому времяпрепровождению. Духовная смерть может подкрасться к человеку неожиданно и незаметно для него же самого. Она может быть незаметной и для окружающих, точно так же как и жизнь, которую Господь нам обещал, и которую Он назвал жизнью с избытком, тоже необязательно должна быть заметна нашим ближним. Но человек все равно знает, есть внутри него Бог или нет, живет в нем Христос или нет, ощущает он свою близость с Богом или нет.
Господь призывает нас не к тому, чтобы мы пытались до бесконечности продлить свое земное бытие (рано или поздно земная жизнь закончится), но чтобы за время, отведенное нам на этой земле, мы приобщились к Богу и соединились с Ним. Есть люди, которые уходят из этой жизни в очень раннем возрасте, как, например, те дети, которые погибли в пожаре в Кемерове. Всю пошедшую неделю мы молились о погибших и о пострадавших – и о детях, и о взрослых. И многие задавались вопросом: как же так? Куда смотрел Бог? Почему Он не защитил этих детей? На этот вопрос есть только один ответ: ответственность за жизнь наших ближних возложена Богом на нас самих. Люди ответственны за то, чтобы их жизнь была безопасной, чтобы не возникали пожары, а если они возникают, то чтобы не возникало риска для жизни людей. Все это по-человечески можно продумать. И существуют правила, которые если соблюдать, то ничего подобного больше не произойдет.
Но в течение всей недели мы все же больше думали о том, что для каждого человека Господь уготовал жизнь вечную. И чья-то земная жизнь может быть очень короткой, а кому-то Господь дал достаточно долгую жизнь, но смерть все равно неизбежна, и те, и другие все равно физически умирают. Но при этом и тем, и другим Господь дарует жизнь вечную. Только очень важно, чтобы человек приобщался к жизни вечной в течение своей земной жизни, ведь именно для этого она ему и дана – чтобы приобщиться к Богу.
Можно прожить очень короткую жизнь, ведь неслучайно мы крестим наших детей вскоре после их рождения. И неслучайно мы приносим их к святой Чаше тогда, когда они еще ничего рационально не воспринимают. Мы приносим их к святой Чаше для того, чтобы они соединились с Богом, и чтобы смерть была для них не страшна, вне зависимости от того, проживут ли они долгую жизнь или нет: нам важно, чтобы тот отрезок жизни здесь, на земле, они провели с Богом.
Именно поэтому мы все ответственны друг за друга – не только за нашу физическую безопасность, но, прежде всего, за безопасность духовную, за то, чтобы не только мы, но и окружающие нас люди пришли к Богу. И эту ответственность не только за себя, но и за других людей, в том числе и за наших детей, Господь возлагает на каждого из нас.
Сегодня, когда мы вспоминаем воскрешение Господом Лазаря и готовимся и к празднику Входа Господня в Иерусалим, а также к Страстной седмице, мы вновь слышим слова Господа Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь». Мы также слышим слова церковного песнопения: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже». Мы веруем в общее воскресение, о котором свидетельствуем в Символе веры: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущаго века». Но мы неизменно должны помнить и том, что жизнь будущего века станет для нас доступна в том случае, если к этой жизни мы приобщимся уже здесь, на земле.
Всех вас поздравляю с праздником и да хранит вас всех Господь!»
Лазарева суббота является 41-м днем Великого поста — самого длинного и строгого поста в православном календаре.
В этот день православные христиане вспоминают чудо, когда Иисус Христос воскресил праведного Лазаря.
И хоть на самом деле воскрешение Лазаря произошло за месяц или даже два до входа Господня в Иерусалим, сегодня эти два праздника неразрывно связаны друг с другом. По церковному календарю Лазарева суббота празднуется за день до Вербного воскресенья.
События, происходящие в эти два дня, предшествуют Страстной седмице и всем событиям, которые с ней связаны — предательству Иуды и распятию Христа.
Что происходило в Лазареву субботу
Чудо воскрешения Лазаря описал один из евангелистов Апостол Иоанн Богослов. За некоторое время до того как Христос отправился в Иерусалим, он пришел в селение Вифания.
Сюда Иисус пришел в дом друзей: сестер Марии, Марфы и их брата Лазаря. Однако повод был грустный — Лазарь умер.
Еще по пути к дому Христос встретил Марфу и сказал ей: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?" А Марфа ответила: "Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир".
© Sputnik / Игорь Бойко
Репродукция иконы "Воскрешение Лазаря"
К тому моменту тело праведного Лазаря, обвитое погребальными пеленами, уже в течение четырех дней покоилось в гробнице. Иисус Христос подошел к пещере и сказал отодвинуть камень, которым был закрыт вход в гробницу.
По велению камень был отвален, Иисус, стоя перед пещерой, начал молиться, после чего громко сказал: "Лазарь! Иди вон".
И тогда свершилось главное чудо: из гробницы вышел живой Лазарь, а люди, увидев это своими собственными глазами, поверили, что Иисус Христос и есть Сын Божий.
Что ознаменовало воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря считается одним из главных чудес (хоть это было и не единственным случаем воскрешения), совершенных Иисусом Христом при его земной жизни.
События воскрешения Лазаря являются символом того, что Христу подвластна и жизнь, и смерть человека, что он всемогущ, а каждого, кто верит и следует заповедям Иисуса Христа, ждет воскресение.
Пост в Лазареву субботу
Питание в этот день отличается от других дней Великого поста. В Вербную субботу разрешена горячая постная пища, приготовленная на растительном масле, а также вино и рыбная икра.
Лазарева суббота - крайне необычный праздник, это праздник, когда Церковь вспоминает, как плакал Иисус Христос. "Рыдаеше, Иисусе", - говорится на церковнославянском в одном богослужебном тексте. То есть Всесильный Богочеловек, над которым не властна смерть, плакал. Победивший смерть и для нас, людей, Он плакал. Над этим стоит задуматься: что может заставить Бога плакать? Почему день, когда в храмах вспоминают слезы Христа, - праздник? И, в конце концов, кто такой этот Лазарь, чье имя дало название празднику Лазарева суббота?
История Лазаря из Вифании - селения киломерах в трех от Иерусалима, рассказана в Евангелии от Иоанна, причем рассказана она с такой психологической точностью, все детали произошедшего показаны так зримо и ярко, что понимаешь: сия достоверность результат того, что евангелист Иоанн был внутри событий, был свидетелем произошедшего чуда. Чуда воскрешения Лазаря. Обычно уточняют: "четырехдневного Лазаря", что означает - Лазаря, умершего четыре дня назад. Да, да, событие, положившее начало празднику под названием "Лазарева суббота" - это воскрешение Лазаря, умершего за четыре дня до того, и, как честно конкретизирует Евангелие, "уже смердящего". То есть речь идет о воскрешении мертвого - именно воскрешении, а не воскресении, в чем тут разница, поговорим позже.
Итак, кем был этот Лазарь, которому на четвертый день после его смерти Иисус Христос вернул жизнь, обычную жизнь в его же физическом, правда, уже здоровом, теле? Замечу в скобках, что согласно церковному преданию, Лазарь по воскрешению прожил еще 30 лет, а потом, как и все люди, умер - в сане епископа Китиона, ныне остров Кипр. Ну а на момент смерти Лазарь был, скорее всего, небедным и совершенно точно почитаемым иудеем из Вифании. Другом Иисуса Христа - известно, что Иисус неоднократно гостил в доме Лазаря, обедал там со Своими учениками. Были у Лазаря две сестры - Марфа и Мария, тоже хорошо знавших Христа.
А теперь обратимся к Евангелию от Иоанна и прочитаем его вместе со Святыми Отцами. Напомню только, что местоимение "Он" и все его производные, пишущиеся с заглавной буквы, употребляется по отношению к Сыну Божьему, Богочеловеку, Господу Иисусу Христу.
"[В то время] был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его своими волосами; ее брат Лазарь был болен. Послали сестры сказать Ему: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". Услышав это, Иисус сказал: "Болезнь эта не к смерти, но к славе Божией, чтобы прославлен был через нее Сын Божий". Иисус любил Марфу и сестру ее и Лазаря. А когда услышал, что Лазарь болен, то остался Он два дня на том месте, где находился".
Тут стоит прервать чтение и задуматься: почему Иисус медлит, когда дело касается смертельной болезни его друга, друга, которого Он любил? Такой же вопрос задавали себе и все свидетели этой истории две тысячи лет назад. Ответ прост. Промедление Богочеловека Святые Отцы объясняют желанием воскресить настоящего мертвеца, четверодневного и смердящего - чудо ни до, ни после человечеству неизвестное и неповторенное. "Христос предвидел, что больной непременно умрет. И потому, желая отклонить сомнения от людей подозрительных, отсрочивает на некоторое время путь свой, ожидая, пока он испустит дыхание, и погребен будет", - комментирует этот момент преподобный Андрей Критский. "Для того (медлит Иисус - М.Г.), чтобы скончался Лазарь и был погребен, чтобы потом никто не мог сказать, что Он воскресил его тогда, как тот еще не умер, что то был только глубокий сон, или расслабление, или лишение чувств, но не смерть. По этой-то причине Он и остался на столько времени, что произошло даже тление, так что говорили: уже смердит", - объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Читаем дальше: "После этого Он говорит ученикам: "Пойдем снова в Иудею". Ученики сказали Ему: "Равви! Давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?" Иисус отвечал: "Не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем". Сказав это, говорит им потом: "Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его". Ученики Его сказали: "Господи! Если уснул, то выздоровеет". Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о простом сне. Тогда Иисус сказал им прямо: "Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но идем к нему". Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: "Пойдем и мы умрем с Ним".
Мы словно видим учеников Иисуса, предостерегающих Сына Божьего: "Не ходи в Иудею! Тебя хотели там побить камнями, а Ты опять идешь туда? Ну, пожалуйста, хотя бы не иди туда днем - опасно!". Но Иисус отвечает им фразой, имеющей не только буквальный смысл, но и глубокий богословский: "Кто ходит днем, не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света в нем". И вот уже один из Его учеников - Фома поражает нас готовностью безоговорочно, невзирая на опасности, следовать за Христом, куда бы Он ни пошел. Кстати, это тот самый неверующий Фома, о котором мы будем говорить через неделю после Пасхи, поэтому запомним сегодня его решимость!
Возвращаемся к евангельскому тексту: "Иисус, придя, нашел, что он (Лазарь) уже четыре дня в гробнице. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в горе о брате их. Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Сказала тогда Марфа Иисусу: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но я и теперь знаю, что о чем бы Ты ни попросил Бога, даст Тебе Бог". Иисус говорит ей: "Воскреснет брат твой". Говорит Ему Марфа: "Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день". Иисус сказал ей: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" Она говорит Ему: "Да, Господи! Я верую, что Ты - Мессия (Христос), Сын Божий, в мир Приходящий". Сказав это, пошла и позвала Марию, сестру свою, сказав тайно: "Учитель здесь и зовет тебя". Она, как только услышала, встала поспешно и пошла к Нему. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа. Тогда иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она идет к гробнице - плакать там. А Мария, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: "Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы мой брат".
Эти диалоги между сестрами умершего Лазаря и Иисусом Христом крайне важны. С одной стороны это своего рода проверка Господом, способны ли Марфа и Мария поверить в чудо воскрешения, а, значит, поверить в то, что стоящий перед ними Иисус - Сын Божий. Сестры вроде бы и верят, они сами говорят: "Если бы Ты, Иисус, так любящий нашего брата, был тут, когда он только болел, или только умер, Ты бы не дал ему умереть, Ты бы его воскресил!" Но сейчас-то уже поздно, считают они, тление, смерть, разрушила нашего брата, смерть уже победила. Да, как верующие иудейки, они знают, что когда-нибудь их брат воскреснет из мертвых, но сейчас в нем уже нет жизни, а только тление и смерть. И тут Иисус опять произносит слова не совсем понятные двум убитым горем женщинам, слова, имеющие глубочайший смысл: "Я - воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли ты в это?" И, стоит ли говорить, что эти слова обращены не только к горюющим Марфе и Марии, но и ко всем нам?
А дальше происходит то, с чего мы начали наш разговор о празднике Лазарева суббота. "Иисус, когда увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с нею плачущих иудеев, Сам восскорбел духом и пришел в волнение, и сказал: "Где вы положили его?" Говорят Ему: "Господи! Иди и посмотри". Прослезился Иисус. Говорили тогда иудеи: "Смотри, как Он любил его". А некоторые из них сказали: "Не мог ли Он, открывший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?"
Почему плакал Иисус? Зная, что Лазарь будет воскрешен? Бог и плачет! Зная, что смерть Ему подвластна, плачет над умершим! Почему? А почему плачем мы? Когда мы плачем? Когда сострадаем другому! Бог плачет, потому что Он сострадает Своему другу Лазарю! Этот момент Евангелия не менее важен, чем сам факт воскрешения! Ведь он объясняет, почему Бог Иисус Христос потом Сам принял Крестные Страдания и Смерть. Он сделал это из сострадания к нам, людям. Из любви. Но ототрем слезы. Если мы будем точны, то увидим: в Евангелии сказано не о рыдающем Христе, и даже не о плачущем, там сказано: "Прослезился Иисус". И это тоже важно. Преподобный Андрей Критский учит: "Прослезился Иисус, и тем показал пример, образ и меру, как мы должны плакать об умерших. Прослезился, видя повреждение нашей природы и безобразный вид, какой дает человеку смерть". А святитель Василий Великий уточняет: Христос "заключил необходимые страстные движения в некоторую меру и пределы, предотвращая несострадательность, потому что это зверонравно, и не дозволяя предаваться скорби и проливать много слез, потому что это малодушно".
Но вернемся к Евангелию от Иоанна. "Иисус же, снова возмущаясь в Себе, приходит к гробнице. Это была пещера, и камень закрывал ее. Иисус говорит: "Возьмите камень". Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: "Господи! Уже смердит; ибо четырехдневный уже". Иисус говорит ей: "Не сказал ли Я тебе, что, если уверуешь, увидишь славу Божию?" Тогда взяли камень, Иисус же поднял глаза ввысь и сказал: "Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это ради народа, стоящего кругом, чтобы поверили, что Ты послал Меня".
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идет". Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него".
Вот этот властный призыв Христа: "Лазарь, выходи!", звучащий сегодня в храмах, обращен не только к Лазарю. Лазарь, четырехдневный обитатель мрачной страны мертвых, - образ души, погребенной под спудом грехов, как выразился один святой, души, "от наших грехов смердящей". Этот призыв, услышанный даже и в царстве мертвых, не должен стать для нас, еще живых, просто словами. "Лазарь, выходи!", - летит сквозь тысячелетия к нам, и сегодня.
"Лазарь, выходи!", и пуст склеп - темница наших смерти. И валяются бессильными тряпками погребальные пелены - узы нашего греха. "Развяжите его, пусть идет…" Вот эту сцену и изображают на иконе праздника Лазаревой субботы.
Но я обещала объяснить, в чем разница между воскрешением и воскресением из мертвых. Воскрешение Лазаря - это возвращение умершего, который "уже смердил", к жизни земной. А Воскресение мертвых, именно об этом вспоминала Марфа, - это восстановление физических тел людей в новом состоянии. Христианство учит, что произойти все должно при втором пришествии Иисуса Христа. По словам апостола Павла, воскресение мертвых произойдет "вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся во мгновенье ока". Залогом этого грядущего воскресения мертвых является Воскресение Христа в Пасху. Своим крестным подвигом и смертью, а затем воскресением, Иисус Христос преобразил человеческое естество и открыл путь воскресения нам, людям. Иисус Христос победил смерть, и вот, как напоминание нам о том, что смерть не властна над Богочеловеком, что Он сильнее смерти, Церковь и устанавливает праздник, называемый "Лазарева суббота", устанавливает его перед Страстной неделей. В день Лазаревой субботы даже отменяется пост, наши предки в этот день обязательно ставили на стол рыбную икру - продукт в прошлые века более доступный, чем сейчас. Догадались, почему? Сколько в этом глубины и смысла, ведь икринка - зародыш новой жизни, ее зачаток. Обратите внимание, как сложнейшее богословие проникало в бытовую жизнь верующих, освещало ее.
Завтра еще одни необыкновенный праздник - Вербное воскресенье. Службы, посвященные ему, начнутся уже сегодня вечером.
В 2019 году Лазарева суббота наступит 20 апреля, и уже сейчас многие интересуются тем, что нельзя делать в этот день, а что – можно. Подробные ответы на эти вопросы представлены ниже.
Этот праздник является переходящим, поскольку все время меняет дату. Но он выпадает ровно на ту субботу, после которой наступает воскресенье, а еще через неделю – Пасха.
То есть по сути это предпоследняя суббота перед Светлым Воскресением. И традиция отмечать праздник основана на одной интересной истории, случившейся со Христом незадолго до его земной смерти.
Спаситель, как известно, был распят в Иерусалиме. Туда он и отправился за несколько месяцев до гибели. Сначала Иисус решил остановиться в местечке Вифания. Там жили его хорошие приятельницы, с которыми он был знаком очень давно – сестры Мария и Марфа. С ними долгое время дружил и Лазарь. Вот только за несколько дней до посещения Вифании Спасителю еще в пути стало известно, что его старый друг тяжело болен.
В такой ситуации каждый человек испытает чувство скорби, да и Христос сильно опечалился и устремился навстречу Лазарю, чтобы как можно скорее встретиться с ним. И в этот момент к нему навстречу выходят те самые сестры и говорят, что приятель их скончался 4 дня тому назад. Спаситель прослезился, однако сказал опешившим ученикам, которые сопровождали его: «Не умер, но уснул». Конечно, никто и представить себе не мог, что произойдет потом.
Христос направился к гробнице, велел убрать камень от входа. Его пытались отговорить, ведь к чему тревожить покойного? Да и что приятного можно увидеть по ту сторону входа? Но просьбу его выполнили. После чего Господь велел Лазарю просто выйти из гробницы – и в тот же момент воскресший человек, обмотанный погребальными пеленами, как ни в чем не бывало, стоял перед шокированной толпой (11 глава Евангелия от Иоанна).
С тех пор на протяжении многих веков верующие соблюдают интересную традицию: в 6 день 6 недели Великого поста они отмечают Лазареву (Лазаревскую) субботу. День также называют Лазаревым воскресением, подчеркивая тем самым, что практически через неделю наступит Воскресение Господне – т.е. праздник Светлой Пасхи. А самого воскресшего нередко именуют Лазарь Четверодневный, ведь по преданию он пролежал в могиле ровно 4 дня, и только потом Господь оживил своего друга.
Что можно делать в Лазареву субботу
Если говорить напрямую о том, что такое Лазарева суббота в православии, да и вообще в христианской традиции, то можно сказать, что это весьма памятная дата. Она служит предпосылкой великого события – Воскресения Христа. В тропаре (главном песнопении дня) есть слова:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря.
Это означает, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.
Поэтому считается особенно важным помолиться о своем здоровье, исцелении родных и близких от каких-либо недугов. Верующие люди всегда стремятся отправиться в церковь – в такой особой обстановке гораздо легче прочувствовать светлые волны и настроиться на встречу Пасхи, которая состоится совсем скоро – через неделю.
Что можно кушать в Лазареву субботу
А еще не надо забывать о том, что значит Лазарева суббота с точки зрения Великого поста, который продолжается и в этот день. Традиционные ограничения, связанные с приемом мясной пищи (нельзя вкушать скоромное), сохраняются.
Однако в Лазареву субботу разрешено кушать рыбную икру (до 100 г), растительное масло и вино. Допускается и горячая пища, прошедшая тепловую обработку (вареная, печеная и т.п.), с растительным маслом и вином (одна чаша 200 г) два раза в день. Вино — чистое виноградное, без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально будет воздержание от вина.
В Лазаревскую субботу можно насладиться гречневыми блинами и кашей, а также блюдами из гороха. Считается, что если эти продукты будут на столе, то урожай гречихи и бобовых культур будет богатым.
Как известно, на следующий день после Лазаревской субботы наступит Вербное воскресенье. А ведь подготовка к торжеству не менее приятна, чем сам светлый день праздника. Вот и на Руси именно в день субботы Лазаря делали брагу, пекли блины, варили каши (гречневую, манну, тыквенную).
Обряды Лазаревской субботы
Православными считают себя не только многие россияне, но и народы других стран. И они также считают долгом знать о том, что означает Лазарева суббота, и как правильно провести этот необычный день. Вот несколько интересных традиций, которые дошли и до наших дней:
- У болгар, а также гагаузов (народ, проживающий на территории современной Молдавии), принято проводить лазарование. Это очень красивый и по-своему милый обряд: маленькие девочки (7-12 лет) красиво наряжаются и ходят по соседям, напевая лазарские песни. Они берут с собой корзину, в которую хозяев дома щедро кладут еду. Во многом это напоминает наши традиционные колядки.
- А вот на Кипре, где почти всегда светит солнце, можно найти много пальмовых ветвей (вместо них мы используем вербы). Их срывают и несут по всему городу. Причем жители организуют целую процессию, возглавляет которую маленький мальчик – он олицетворяет Лазаря. В богослужениях в храмах обязательно принимает участие множество детей – в эту субботу они работают почти на равных со священнослужителями.
- В Греции же до сих пор выпекают специальное печенье, которое называют лазарчики. Оно изготавливается из сдобного пряного теста и напоминает маленьких человечков, завернутых в пелены – т.е. олицетворяет воскресшего Лазаря. Аромат пряной выпечки наполняет дома, что, несомненно, создает интересную атмосферу такого светлого праздника, как Лазарева суббота.
Приметы Лазаревой субботы
В Лазареву субботу издавна существуют и проверенные временем народные приметы:
- Так, жители деревень и сел традиционно наблюдают за поведением змей и ящериц. Считается, что если в этот день гадюки и прочие холоднокровные массово покидают свои норы и гнезда, то пришло настоящее тепло и весна. А поэтому — скоро можно сеять зерно и выходить на огород.
- Некоторые считают, что именно в Лазареву субботу хорошо посеять горох, и тогда урожай будет на славу.
- А если в этот день держать в левой руке вербовую веточку, прочитать «Отче наш», а правой рукой перекреститься и попросить у Бога финансового благополучия, то совсем скоро в семье появятся деньги и улучшится материальное положение.
Что нельзя делать в Лазареву субботу
В связи с праздником Лазаревой субботы часто задают вопросы, что нельзя делать в этот день, можно ли работать, что можно выполнять по дому и т.п.
Церковь не описывает какие-то конкретные ограничения в повседневных делах. Исключение — только требования к посту, который продолжается и в этот день.
Однако в народных традициях существует представление о том, что крайне нежелательно и нельзя делать в Лазареву субботу:
- убираться по дому, делать генеральную уборку, наводить порядок;
- заниматься рукоделием, стирать, гладить;
- мыться;
- предаваться веселью, петь и танцевать, ходить на вечеринки;
- заниматься тяжелым физическим трудом, работой в огороде, строительством и ремонтом;
- вообще отвлекаться на что-то мирское, что можно и оставить на потом (например, ходить по магазинам, салонам красоты и т.п.).
- и конечно, не деритесь, не ссорьтесь и не отказывайте людям в их просьбе;
- также не принято праздновать торжество, в том числе свадьбу и дни рождения, заниматься сексом.
Конечно, интуитивно понятно, что чем ближе Пасха, тем сильнее ощущение того, что и правда мы приближаемся к необыкновенному дню. А точнее – к чудесным дням. Ведь Пасха представляет собой не только основное торжество, проходящее в воскресенье, но и целую череду памятных дат. К ним относится и воспоминание о том великом чуде, что сотворил Господь.
Его поступок имеет символическое значение: прежде всего, Христос явил народу свою силу. И к тому же он показал всем нам, что смерть побеждена. А значит, любая наша проблема гораздо слабее светлых небесных сил.
Понятно, что в такой день хорошо побывать в церкви – для этого почти всегда можно найти время. А также вспомнить об описанной истории, прочитав Библию. Можно и нужно помолиться о своем здоровье, а также о здравии близких людей.
Конечно, жизнь порой меняет наши планы. Каждый человек может поступать по своей совести и исходя из реально сложившейся ситуации. Однако забывать о великом чуде Господа в день Лазаревой субботы тоже не стоит. Тем более в преддверии пасхальных торжеств.
Совсем уже скоро закончится Великий пост и для всего православного мира наступит один из самых важных праздников — Пасха. Чуть больше чем за неделю до этого праздника наступит еще один — Лазарева суббота. Как его отмечают, когда наступит, что можно, а что нельзя есть — об этом вам расскажет наша статья.
Дата этого праздника не фиксированная, а переходящая. Число его определяется в зависимости от Пасхи, а именно его отмечают в последнюю субботу перед праздником. Так, в 2018 году Лазарева суббота будет 31 марта.
Евангелие от Иоанна
Спаситель во время земной жизни часто посещал дом Лазаря, который вместе с сёстрами Марфой и Марией жил в селении Вифания, неподалёку от Иерусалима. Иисус Христос любил беседовать с ними, а Лазаря называл Своим другом.
Когда Лазарь заболел, сёстры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Иисус сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией – через неё прославится Сын Божий.
После этого Христос ещё два дня пробыл в том месте, где находился, а затем сказал своим ученикам, что нужно идти в Вифанию, чтобы разбудить Лазаря, который уснул. А ученики, не понимая, что Иисус говорил о смерти Лазаря, ответили, что если уснул, то он выздоровеет.
На пути к дому умершего друга Христос встретил его сестру Марфу и сказал ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?»
На что Марфа ответила: «Господи! Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
Спаситель очень любил своего друга и, подходя к гробнице, где уже четыре дня покоилось его тело, заплакал. Вместе с учениками Он приблизился к пещере и сказал окружающим его людям, чтобы отвалили камень, закрывающий вход.
Сестра умершего, Марфа, сказала Ему: «Господи! Уже смердит; ибо четыре дня как он во гробе». На что Иисус ответил ей: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?»
Итак, отодвинули камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвёл очи к небу и сказал: «Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».
Тогда многие из иудеев, пришедших к Марфе и Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус.
Первосвященники и фарисеи собрали совет, на котором первосвященник Каиафа сказал: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». С этого дня фарисеи во главе с первосвященником Каиафой принимают окончательное решение схватить Иисуса и предать смерти.
Весть о чуде быстро разлетелась по окрестным селениям, люди стали почитать Иисуса как Господина своего и устроили ему почётный въезд в Иерусалим.
В IV веке над пещерой Воскрешения Лазаря возводится часовня, а рядом византийская базилика. В XII веке здесь действовал женский бенедиктинский монастырь. В наши дни здесь сохраняется святая гробница, в которой четверодневное тело Лазаря находилось на каменном ложе.
Как говорит церковное предание, после воскрешения Лазарь, которого называют «Лазарь Четверодневный» и «друг Божий», прожил ещё 30 лет и стал епископом Китийским – служил он на острове Кипр, в городе Китионе (в настоящее время это город Ларнака).
Лазарева суббота особенно дорога жителям Ларнаки, ведь святой Лазарь – небесный покровитель их города.
В центре Ларнаки стоит известный каждому киприоту и каждому гостю Кипра храм «Агиос Лазарос», то есть храм, построенный в честь святого Лазаря. В нём до сих пор хранится каменный саркофаг, в котором когда-то был похоронен Лазарь.
Лазарева суббота - большой светлый христианский праздник, повествующий об одном из небывалых до этого момента чудес, которое сотворил Христос. В этот день Иисус свыше тысячи лет назад воскресил из мёртвых своего друга Лазаря из Вифании. Именно этому событию и посвящён данный праздник.
Приметы связаны с Лазаревой субботой
В Лазареву субботу собираются в церковь на богослужение. Перед этим собирают веточки вербы, которые принято освящать в церкви и хранить, как оберег дома.
Есть примета: в Лазареву субботу для привлечения в дом благополучия, богатства, здоровья близких нужно читать «Отче наш», при этом в левой руке должны находиться вербовые или ивовые веточки.
Тяжелую работу в этот день делать запрещено: не следует шить, вязать, делать генеральную уборку, работать в огороде, делать ремонт, отложите такие дела на потом. Суетные дела лучше заменить молитвой и походом всей семьей в церковь.
Под запретом шумные гуляния, застолья с распиванием спиртных напитков. На столе должна быть только постная пища, ведь идет Великий пост. Однако для Лазаревой субботы есть послабления для верующих, разрешается растительное масло, вино и рыба. На столе в Лазареву субботу должны быть блюда из гречки, гороха, тыквы, манная каша.
В Лазареву субботу нельзя проводить свадьбы, пышные торжества, заниматься сексом, под запретом танцы и песни.
Проведите этот день в гармонии с собой и людьми — не встревайте в конфликты, не ссорьтесь, избегайте бранных слов. Лучше сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи. Добро обязательно вернется сторицей к вам.
Лазарева суббота и Вербное воскресенье тесно связаны между собою. Сначала Иисус воскресил в Вифании умершего четыре дня назад праведника Лазаря, дабы его ученики уверовали в него. Считается, что именно через воскресение Лазаря Христос показал, что бытие человека не заканчивается земной смертью: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».
Весть о воскрешении Лазаря быстро добралась до Иерусалима, и когда Христос на следующий день, в воскресенье, въехал в город на осле, люди встречали его торжественными возгласами и устилали ему дорогу пальмовыми ветками – именно так в Иудее принято было встречать царей. Таким образом народ признал Иисуса своим царем, а он принял поклонение, но лишь то, которое осуществлялось искренне и добровольно.
В Лазареву субботу сохраняется строгий пост: нельзя есть мясные, молочные продукты и яйца. В то же время в Лазареву субботу разрешается растительное масло, рыбная икра и вино.
Не разрешаются продукты животного происхождения: молоко, яйца, сливочное масло, ряженка, рыба и т.д. Но в отдельные дни (как сама Лазазарева суббота) есть некоторые изменения.
Традиционно в Лазареву субботу готовят щи из кислой капусты, грибной рассольник по-домашнему, блины из гречневой муки, блины с икрой (которые в прошлом назывались икрянниками), запеченный картофель.
В этот день православные отправляются в церковь, дабы помолиться за здоровье своих родных и близких. Говорят, что молитва перед иконами в Лазареву субботу будет услышана Господом. И если она искренняя и идёт от сердца, то результат не заставит себя долго ждать.
Хозяйки готовили угощения к воскресному празднику: пекли гречневые блины и пироги с рыбой, варили кашу. А в Греции делали ещё и специальное сладкое печенье — «лазарчики».
В деревнях в Вербную (Лазареву) субботу ломали вербы. Горожане тоже отправлялись ломать вербу - на берега близко протекающих рек.
Издавна в этот день девицам, не достигшим шестнадцатилетия, следовало ходить по домам знакомых и незнакомых людей, петь традиционные песни, желать всяческих благ и здоровья, а также танцевать. В благодарность за приятные слова хозяева домов щедро одаривали девиц разными вкусностями и сладостями. При этом девушки должны были наряжаться в одеяние невест и торжественно ходить в нем по домам разных людей. К кому зайдет такая невеста, тот может ждать в наступающем году счастья и защиты от всех болезней. Невест вознаграждали свежими яйцами, а также монетами небольшого номинала.
Приметы в Вербное воскресенье
Без вербы - не весна.
Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
Где вода, там верба, а где верба, там и вода.
Мороз - яровые хлеба хороши будут.
Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето.
Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим.
Если перед Вербным Воскресеньем появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события.