ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
В сложных словах после основы на твердый согласный(кромеш, ж, ц) пишется О: атомоход, водонапорный, волнорез, восточнославянский, звукоизоляционный, рыболовный.
После основы на мягкий согласный, а также на ж, ш, ц и на гласный пишетсяЕ: большеглазый, змеевидный, лучеиспускатель, мышеловка, овощехранилище, огнемет, пае накопление, птицелов, свежемороженый.
Примечание 1. В некоторых сложных словах после основы на мягкий согласный пишется о (параллельно со словами, в которых после этой же основы, согласно правилу, пишется е : дальнобойный (дальнеструйный), косторезный, костоправ (костедробиль ный, костеобрабатывающий), кровоизлияние, кровопийца, кровосос, кровообращение, кровопускание (кроветворный, кровеносный, кровезаменитель), песнопение (песнетворчество), шерстопрядильный, шерстоткацкий (шерстезаготовительный, шерстеобрабатывающий).
Примечание 2. В словах газификация, газифицировать, электрификация, электрифицировать, центрифуга и центрифугировать и производных от них, произносится и пишется и.
Примечание 3. Слово агрикультура имеет параллельное написание агрокультура, которое в современном языке является более распространенным.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА без соединительной гласной
1. Слитно пишутся:
1) слова, первая часть которых представлена словом в исходной (начальной) форме: времяисчисление, времяпрепровождение, летописание, летосчисление, семяножка, семяпочка (ср.: плодоножка- образовано с соединительной гласной);
2) слова, образованные в результате слияния словосочетания: сумасшедший (с ума сшедший), умалишенный (ума лишенный), впередсмотрящий, азотсодержащий;
3) слова, первой частью которых является количественное числительное. При этом числительное стоит в форме родительного падежа (соединительной гласной нет): пятидневный, семицветик, пятисотлетний, трехсотка, семисоттридцатитрехметровый, двадцативосьмидневный.
Примечание 1. Числительные девяносто и сто входят в состав сложных слов в форме именительного падежа: девяностолетний, стодневный.
Примечание 2. Числительные один, тысяча, миллион, миллиард соединяются со второй частью слова с помощью соединительных гласныхо ие, т, е. они функционируют как существительные: однодневный, двадцатиодноведерный, тысячелетие, двадцатипятитысячелетие, миллионоголосый, миллиардофуто-вый.
Примечание 3 . Слова сороконожка, сорокопут ("птица из отряда воробьиных"), сорокоуст ("сорокадневная молитва в церкви об умершем") имеют соединительную гласную о . В других производных словах числительное сорок употребляется по общему правилу-в форме родительного падежа: сорокаградусный, сорокадневный, сорокалетие, сорокапудовый, сорокапятка ("сорокапятимиллиметровая пушка").
Примечание 4. Числительные два, три в составе сложных слов имеют формыдвух; трех- и дву; три; тре-: двухдневный, трехчасовой; двуногий, двупалый, двуспальный; тридесятый, тримаран ("яхта с тремя килями"), трилистник; трезубец, треглавый и трехглавый, тренога, треножить, треугольник,треух.
Примечание 5. Числительное полтора в составе сложных слов имеет форму полутора (род. п.):полуторадневный, полуторамесячный, полуторатонный.
Примечание 6. Числительное четверть при образовании сложных слов употребляется в форме именительного падежа и пишется слитно с остальной частью сложного слова: четвертьфинал, четвертьфиналист, четвертьгодовой.
Примечание 7. Количественные сочетания, в составе которых имеется слово половина, пишутся раздельно: пятьс половиной метров - пятис половиной метровый, двадцатис половиной миллионная численность. Однако образования, где с числительным употребляется прилагательное половинный, пишутся слитно: пятисполовинный, двухсполовинный.
2. Сложные слова с корнем пол-- (половина) пишутся:
А) через дефис, если:
· второе слово начинается с гласной: пол-окна, пол-яблока, пол-аллеи;
· второе слово начинается с согласной л : пол-листа, пол-лукошка, пол-лета:
· второе слово-имя собственное: пол-Европы,пол- Калуги, пол-Приморья;
Б) слитно во всех случаях, кроме оговоренных в п. А), а также слова с корнем полу-: полкниги, полмесяца, полморя, полчаса, полпервого, полдвенадцатого (но: пол-одиннадцатого}; полуоборот, полудикарь, полумрак, полуоткрытый, полулегальный, полузакрыть, полулежа.
Примечание. Слово поллитровка (прост.) (из пол улулитровка) пишется слитно.
В) раздельно во всех случаях, если между корнем пол- и вторым словом стоит прилагательное или местоимение :пол следующего дня (но: полдня};пол Онежской губы (но: полгубы};пол Охотского моря (но: полморя},пол моей книги (но: полкниги} - такие сочетания характерны для устной речи, т. е. имеют разговорный оттенок.
3. Слитно пишутся существительные и прилагательные, начинающиеся с элементов: авиа-; авто-; агро-; библио-; био-; вело-; гелио-; гидро-; гомо-, графо-; зоо-; кино-; лито-; макро-, микро-, метео-; мото-; мульти-; нео-; палео-; поли-; псевдо-; радио-; теле-; термо-; стерео-; фото-; фоно-; экзо-; электро- (их количество может быть более одного в слове):
авиагавань, авиакосмический, автоагрегатный, автобан , аэрогаммасъемка, аэрогеологический, аэроионизатор , аэрофлотовский; библиоман, библиофил, биоакустика, биоархитектура, биозащита, биоинженерия; велосекция, велотрасса, велотренажер, велотур, гелиоаппаратура, гелиометеоролог, геостационарный, геотехнология, гидроавтоматика, гидрокосмос, гидроударный, гомогенизированный, графология, графоман, зооботанический, зооветслужба, зооцентр, изолиния, изотоп; квазинаучный, квазиобъективный, квазичастицы, кинопортрет, кинопособие, кинопроба, литосфера; макрокосмос, макротекст, метеобюро, метеоданные, метеоинформация, микробригада, микробудильник, микроклимат, макросхема, микрохирургия, моноблок, монокультура, мотобол, мотонарты, моторикша, мультимиллиардер, мультинациональный; неоимпрессионизм, неофрейдистский; палеоклимат, палеотектонический, полигенный, полигибрид, поликристалл, полилог , полипропиленовый, полифоничность, псевдоинтеллигент, псевдокультура, псевдолитература; радиорозетка, радиоспектр, радиоэфир; телеаудитория, телеболельщик, телекоммуникация, телесигнал, термобигуди, термобуровой, термоустойчивый; фонограмма, фотоэффект; экзобиология, экзотермический, электроавтобус, электродиагностика.
Этому же правилу подчиняется и написание иноязычных корней-приставок:анти-, архи-инфра-, контр-, пан-, супер-, ультра-, экстра-: антинародный, архимодный, инфракрасный, контратака (но: контр-адмирал), пангенезис, панзоотия, суперобложка, ультрамикроскоп, ультрафиолетовый, экстравагантный, экстраполяция (но: экстра-класс, экстра-почта).
Примечание. Если вторая часть слова - имя собственное, такие образования пишутся через дефис: квази-Горький, лже-Пушкин (но: Лжедмитрий- историческое написание), пан-Америка, пан-Европа.
«Атбасар ауданының білім бөлімінің Атбасар қаласы
№ 1 орта мектебі» КММ
КГУ «Средняя школа № 1 г. Атбасар отдела образования
Атбасарского района»
РАЗРАБОТКА УРОКА В 6 «А» КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ:
«Соединительные О, Е в сложных словах»
(УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ)
Подготовила: Щербак А.Н.
учитель русского языка
и литературы СШ №1
2016-2017 оқу жылы
Мақсаты:
формировать у учащихся навыки нахождения сложных слов, умение правильно писать соединительные гласные О и Е, умение правильно согласовывать сложносокращенные слова;
развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету;
воспитывать чувство дружбы, коллективизма.
Сабақ барысы:
Организационный момент
Актуализация знаний
Творческий диктант.
Заменить словосочетания одним сложным словом, которое являлось бы определением к существительному.
1) Человек, любящий жизнь, радость (жизнерадостный).
2) Человек, который любит труд (трудолюбивый).
3) Насаждения, защищающие поля (полезащитные).
4) Машина, очищающая дороги от снега (снегоочистительная).
5) Река, по которой ходят суда (судоходная).
6) Бумага, чувствительная к свету (светочувствительная).
Беседа с учащимися.
Что общего в этих словах?
Назовите известные вам особые способы словообразования.
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
III . Изучение нового материала
1. Объяснение учителя.
Сложными словами называют слова, в состав которых входят два корня, например: электровоз, пылесос, вертолет.
Некоторые сложные слова имеют несколько корней, например: самолетостроение.
Сложные слова образуются двумя способами:
1) При помощи соединительных гласных о или е в результате сложения основ исходных слов (пар, ходить пароход) или целых слов (сорок, ножка сороконожка).
2) Без соединительных гласных, например: трехметровый, пятиэтажный.
2. Выявление восприятия. Отгадайте загадки. Запишите слова - отгадки.
Хоть заманчив он на вид,
но однако ядовит.
Знают люди с давних пор:
Несъедобен (МУХОМОР)
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
Есть у нас квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает.
НЕ болеет, не чихает. (ПЫЛЕСОС)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
И на земле, и на снегу
Я зверя выследить могу
По следу лапок и копыт.
На то и есть я …(СЛЕДОПЫТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Выполнить морфемный разбор слов. - Чем объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах? Ответить на этот вопрос поможет стихотворение-сказка.
«Как простые слова стали сложными?»
Было это давным-давно,
В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Возле Грамматической речки
Жили-поживали слова и словечки.
Вместе ели, пили, веселились,
Никогда ничем и не гордились,
Не сорились и не зазнавались:
Простыми словами назывались.
Но однажды у Грамматической речки
Появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
«Эх вы, простаки и простушки
Раскройте глазки, прочистите ушки!
Скажем вам не в обиду,
Уж очень вы простые с виду!
Репутация у вас простофилей.
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!»
И у Грамматической речки
Взбунтовались простые словечки.
«Не хотим быть простыми словами,
Пусть все шапки снимают перед нами,
Нас приветствуют издалека
Все поклонники русского языка!
Хотим быть словами сложными!
Такое превращение, не возможно ли?»
Только одного желания мало!
Как это сделать? Буква О подсказала:
«Объединяйтесь, разбирайтесь по парам,
Времени не тратьте даром».
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Вода потекла к слову падать.
Но их ведь чем-то соединять надо!
Распадаются две половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
Возмутители спокойствия О и Е
Решили словам помочь в беде:
«Будем мы между согласными
Соединительными гласными!»
Правда, О немного ленивой была,
Не много дела себе взяла:
После твердых согласных становиться решила.
А буква Е, подругу свою любя,
Согласилась остальное взять на себя.
После мягких согласных, шипящих и Ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто
Чем же объяснить выбор соединительной гласной «о» во всех словах?
Постарайтесь сформулировать правило написания соединительных гласных О и Е в сложных словах.
IV. Закрепление изученного материала.
3. Работа с учебником. Чтение правила.
4. Работа по группам (рядам)
А) Подобрать сложные слова, обозначающие:
1 группа – предметы домашнего обихода (пылесос, самовар, огнетушитель,
мышеловка, овощерезка, мясорубка, рукомойник, мухобойка)
2 группа – черты, характеризующие человека (трудолюбие, добродушие, лежебока,
сладкоежка, водохлёб, любопытство, жизнелюбие, пустомеля,
книголюб, высокомерие, лицемерие, добросовестность)
3 группа – природные явления (звездопад, листопад, водопад, снегопад, гололёд,
солнцепёк, землетрясение, полнолуние, суховей, ледоход)
Б) Записать текст. Подчеркнуть в тексте сложные слова
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге «Сильнодействующие яды», что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели.
В) Записать в два столбика, первый - представители фауны, второй -
представители флоры.
Буревестник , тысячелистник, носорог , муравьед , горицвет, утконос , перекати-поле, мать-и-мачеха, землеройка , волкодав , иван-чай, трын-трава, трясогузка.
Г) Записать предложение и выполнить разборы.
Наш самолёт после многочасового 2 перелёта совершил посадку в сиднейском аэропорту 4 . (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
Д) Самостоятельная работа (разноуровневые задания )
1 уровень
Вспомните и запишите литературных героев, имена которых образованы с помощью
сложных существительных.
2-й уровень.
Составьте и запишите сложные слова с основой: хлеб, снег, лист, лес.
3-й уровень.
Придумайте по 2 слова с соединительными гласными -о-, -е-. Составьте и запишите предложения с этими словами.
V . Итог урока.
Какова была цель урока? Мы ее достигли? Воспроизведите по алгоритму правило.
Что вам понравилось на уроке? Что было трудно?
Рефлексия. Самооценка учащимися деятельности на уроке.
Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!
Домашнее задание : написать сочинение-миниатюру на тему «Спорт»,
используя сложные слова.
Рис. 2. Николай Добронравов ()
Сложные слова называют людей по профессии.
Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,
баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,
пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,
водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,
сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,
птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .
Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.
Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.
Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,
частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,
белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,
златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,
Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.
Вот так составили транскрипции сложных слов:
На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.
Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)
Рис. 3. Горихвостка ()
Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)
Рис. 4. Краснопёрка ()
Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)
Рис. 5. Лисохвост ()
Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)
Рис. 6. Водомерка ()
Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.
Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.
Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.
Корни вод-, мер-. Вода, измерить.
На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
- Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
- Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
- Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
- Rus.1september.ru ().
- Gramma.ru ().
- 5klass.net ().
- School-collection.edu.ru ().
- Oldskola1.narod.ru ().
- Реши орфографические задачи.
Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.
- Найди сложные слова, покажи их строение.
…Летают и пляшут стрекозы,
Весёлый ведут хоровод.
А. Толстой
Знают люди с давних пор:
Несъедобен мухомор.
В. Жульжин
- Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.
Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.
При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и е .
Соединительный гласный передается на письме после твердых парных согласных буквой о , а после мягких парных согласных, шипящих, ц и j – буквой е , напр.: звук о режиссёр, мир о воззрение, сен о кос, работ о датель, фильм о тека, дикт о фон, москв о рецкий, агр о комплекс, одн о разовый, девяност о летний, ст о рублёвый, вод о отталкивающий, сам о воспламеняться; мор е плаватель, древн е р усский, пыл е сос, общ е доступный, тысяч е летний, свеж е окрашенный, мыш е ловка, овц е водство, ча е питие (ср. чай ); гряз е вод о лечебница, масл о сыр о варенный .
Ср. образования с мягким и твердым согласным перед соединительными гласными, передающимися соответственно буквами е и о : кров е носный и кров о подтёк, кон е водство и кон о крад, дальн е прицельный и дальн о зоркий, песн е творчество и песн о пение, шерст е обрабатывающий и шерст о прядильный, камн е дробилка и камен о ломня .
Буква о пишется также после гласной и или е в ряде сложных слов с первой частью – основой слов на -ия или на -ей , -ея , напр.: бактери о носитель (ср. бактерия ), истори о графия (история ), религи о ведение (религия ), хими о терапия (химия ), еле о помазание и еле о священие (елей ), трахе о бронхит (трахея ), музе о логия (музей ), но: музе е ведение, музе е фикация .
Вместо соединительных гласных о и е в некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
- я – в словах с первыми частями себя: себялюбие, себялюбивый (но в себ е стоимость и себ е довлеющий – буква е ); время , напр.: времяпрепровождение, времяисчисление, времяизмерительный; имя , напр.: имятворчество, имяславие (общественно философское течение); семя , напр.: семядоля, семяпочка, семязачаток, семяизвержение, семяприёмник, семяочистительный (но ср. именослов, семеноводство, семенохранилище , а также – с основами других слов на -мя – знаменосец, пламеобразный, пламегаситель );
- а – в словах умалишённый, сумасшедший , в словах с первыми частями сорока, полутора, полутораста , напр.: сорокалетие, сорокасвечовый, сорокачасовой (но ср. сороконожка, сорокоуст ); полуторатонный, полуторагодовалый, полуторасталетний (но в словах с первыми частями девяносто и сто пишется о , см. § 65);
- и – в словах с первыми частями, содержащими основы числительных от пять до двадцать , а также тридцать, пятьдесят и т. п., напр.: десятилетка, семимесячный, тридцатитомный, шестидесятилетие ; в части сложений с основой числительного три: трилистник, триединый, триединство, триипостасный (но ср. треугольный, треножник и т. п.); в словах с первыми частями, совпадающими с формами повелительного наклонения глагола, напр.: сорвиголова, вертихвостка, вырвиглаз, перекати поле (перечень таких слов см. § 119, п. 4); в сложных притяжательных прилагательных типа дяди Стёпин, тёти Валин ;
- ы – в таких же прилагательных типа бабы Дусин, Анны Петровнин (см. § 166).
В конце первых частей сложных слов пишутся также: буквы а и и – в некоторых рядах сложных слов с первыми частями интернационального характера: авиа (авиабаза, авианосец, авианесущий ), аква (акванавт, акватехника ), мега (мегатонна, мегаватт, мегапроект ), медиа (медиакомпания, медиахолдинг ), макси (макси юбка ), миди (миди платье ), милли (миллиметр, миллиграмм ), мини (мини турнир ), санти (сантиметр ), деци (дециметр ), поли (поливитамины, политехнический ), квази (квазиизлучение, квазинаучный ); буква и – в части слов со вторыми частями -метрия (планиметрия, дозиметрия ; но ср. сейсмометрия, спектрометрия ), -фикация и -фицировать (электрификация, электрифицировать, газификация, интенсификация, русификация ; но ср. теплофикация, радиофикация ); в названиях государств, территорий со второй частью -стан (Узбекистан, Туркменистан, Курдистан ); в словах центрифуга, агрикультура (но ср. агрокультура с другим значением).
Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
Цели: знать способы образования сложных слов, условие выбора соединительных гласных О и Е; развивать орфографическую зоркость, коммуникативные умения, интерес к предмету; воспитывать чувство дружбы, коллективизма, умение вести учебный диалог
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Вступительное слово
Ребята, прежде чем начать урок, посмотрели друг на друга, улыбнулись.
Я желаю всем вам удачи, чтобы наш урок был добрым, светлым
II. Актуализация знаний
Задача: Настроить учащихся на восприятие нового материала, повторить материал о способах образования слов.
Задание : Прочитайте стихотворение «Веселые стихи» и расскажите, как образуются слова в русском языке.
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад
.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада
.
Вот еще посадки
рядом.
А вот садовод
.
С ним садовник
идет.
Очень интересно
Гулять в саду
словесном.
(А. Е.
Измайло
в)
III Работа над новой темой .
1.Видео «Сложные слова в русском языке»
2. Определение темы урока. Запись в тетради числа и темы урока Сложные слова. Соединительные гласные о и е в сложных словах.
- Какова же тема нашего урока?
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет – сложные слова. Они образуются:
сложением целых слов: школа-интернат ;
основ слов с соединительной гласной: пароход;
части основы слова с целым словом: детсад;
сокращенных основ: театр юного зрителя – ТЮЗ .
В сложных словах соединительная о пишется после твердых согласных, а соединительная е – после мягких согласных, шипящих и ц .
Например: нефтепровод, самолёт, птицелов.
Мы выяснили, какие слова называются сложными, узнали, что при образовании сложных слов участвуют две соединительные гласные О и Е.
Есть ещё и буква И, выступающая в этой роли, но с нею мы встретимся, когда займемся именами числительными, например: шестилетки, так что остались О и Е . Они и будут сегодня гостями нашего урока.
(Слова записаны на доске)
Верхолаз←верх, лазить
Нефтепровод ← нефть, проводить
Пешеход ← пеший, ходить
Овощерезка ← овощи, резать
Птицефабрика ← птица, фабрика
3.Подготовка к восприятию темы. Задание: отгадать загадки
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (САМОЛЁТ)
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход.
Лишь гудит машина важно,
Что такое? (ПАРОХОД)
Каждый день выходит утром
В повседневный свой поход.
Знать все правила обязан
На дорогах … (ПЕШЕХОД)
Как называется такой способ образования слов?
- Предположите, как могут называться такие слова?
4.Работа с учебником Упражнение 5 Стр.75 Из каждой пары слов составьте сложное слово, запишите, подчеркните соединительную гласную о или е. Объясните свой выбор.5.Задание: К данным словам подберите антонимы, объясните выбор соединительной гласной.
Ленивый ученик – трудолюбивый.
Серьезный юноша – легкомысленный.
Однообразное движение – многообразное.
Враждебное отношение – дружелюбное.
6.Физмнутка
7. Задание:
К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.
правильно | проводить |
|
8.Кроссворд
(Каждый ученик получает карточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
9. Словарная работа
МЕНЕДЖЕР – это специалист, который занимается организацией производства или коммерческой деятельностью, организацией внешнеторговых операций; ведет коммерческие переговоры.
10. Игра «Менеджер по закупкам»
Представьте себе, что вы - менеджер по закупкам. Составьте список транспортных средств, в названии которых были бы соединительные гласные о - е.
Представьте себе, что вы – менеджер на бирже труда. Составьте список необходимых нашему аулу, району профессий, занятий, в которых бы были соединительные гласные е-о
11. «Немой диктант». Напишите названия по картинкам
12. Творческая работа.
Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).
(чаепитие) |
||
помогать взаимно | (взаимопомощь) |
|
любить труд | (трудолюбие) |
|
люди одной фамилии | (однофамильцы) |
|
тот, кто ходит пешком | (пешеход) |
|
старший класс | (старшеклассник) |
13. Работа с карточками. Проверь себя
|
|
IV . Закрепление темы
Оперативный контроль.
Тест “Верные и неверные высказывания”.
Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – хлопайте в ладоши, не согласны – топайте ногами.
1. Сложные слова – это все длинные слова.
2. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.
3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-.
4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.
5. В словах садовод, водолаз – соединительная гласная –О-.
6. Если первый корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.)
VI. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Сочинить загадки, в которых отгадки – сложные слова