В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.
При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.
Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.
Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.
Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:
«Дровоколорубы
Рубили дубы.
Стволы белодубовые,
Гладкотесовыструганные.»
«Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»
Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.
Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.
В чем поможет скороговорка
К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.
Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:
- тренировка четкой дикции при произношении звуков;
- решение проблемы косноязычия;
- учит грамотно использовать слова;
- увеличивает словарный запас;
- развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.
Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.
Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.
Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.
Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.
Знакомство со звуками
Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.
Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».
Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.
- воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
- из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.
Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:
- «ш» для «щ»;
- «т» и «с» для «ц»;
- «т» для «ч».
Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» - достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.
Подготовим язычок к скороговорке
Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.
- При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
- Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
- При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
- Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
- Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
- В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
- Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».
Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.
Изучаем скороговорки
Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:
- Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
- Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
- Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
- Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
- Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
- Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.
Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.
- Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
- Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
- Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
- Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.
Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.
— Скороговорка. Основные понятия
— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках
Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.
Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.
Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.
Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.
Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.
Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.
1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.
2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.
3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.
5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.
7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.
8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.
— Скороговорки на букву Р
* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
* * *
Проворонила ворона воронёнка.
* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…
* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
— Скороговорки на букву Ж
* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.
* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.
* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.
* * *
Жил- был жук, жук жил- был.
* * *
Журавль жабе не жених.
* * *
Жутко жуку жить на суку.
— Скороговорка на букву Ч
* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.
* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
* * *
Чайные блюдца легко бьются.
* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.
* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
— Скороговорка на букву Ш
* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.
* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор
* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.
* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.
— Скороговорка на букву Щ
* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.
* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.
* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!
* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.
* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.
* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.
* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Консультация для родителей
«Развиваем речь с помощью скороговорок»
Лузина М.Е.
воспитатель МБДОУ№7 «Чебурашка», г.Зеленодольск, РТ
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать!
Начинайте с самых простых и легких скороговорок. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
СКОРОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Одним из эффективных способов коррекционной работы по устранению речевых недостатков считаются скороговорки, также называемые чистоговорками . Скороговорки или чистоговорки – это несложный, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст, используемый для тренировки правильной артикуляции звуков, развития речевого дыхания, фонематического слуха, плавности речи и интонации.
Несмотря на простоту скороговорок, эффективность их использования в занятиях с ребенком может быть достигнута только при соблюдении строгого алгоритма:
1. Предварительный этап . Он предполагает соблюдение принципа отбора дидактического материала. Перед началом работы по заучиванию скороговорок, нужно отобрать тот речевой материал, который не содержит в себе дефектно произносимые ребенком звуки.
2. Этап заучивания скороговорки. Работу следует начинать с простых, коротких, рифмованных фраз. Лучше произносить скороговорки перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем, эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически. Вначале, скороговорку следует произносить очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо объяснить ребенку смысл непонятных слов, проиллюстрировать сказанное. Очень важно на данном этапе не допустить неправильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. В том случае, если ребенок не может запомнить текст скороговорки полезно использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблица – эффективный помощник при заучивании скороговорок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру . Так, например, мнемотаблица скороговорки (рис.1) «Саша шишкой шишку сшиб», будет выглядеть следующим образом.
Рис. 1
Мнемотаблица для скороговорки (рис. 2) «На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора» может быть представлена в таком виде:
Рис. 2
3. Произнесение скороговорки беззвучно, артикулируя каждый звук . Работают только органы артикуляционного аппарата. Важно следить за тем, чтобы ребенок произносил скороговорку без голоса, а не шепотом или тихим голосом.
4. Произнесение скороговорки шепотом . Главная задача данного этапа, чтобы ребенок шепотом мог четко и понятно произнести всю фразу.
5. Произнесение скороговорки вслух, медленно . Затем, постепенно ускоряем темп произнесения.
6. Произнесение скороговорки шепотом, в быстром темпе .
7. Произнесение скороговорки с различной интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно .
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезно использовать пособия, в которых процесс заучивания скороговорки строится через игру: Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки», Е.В Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.В. Смирнова «Скороговорки для развития речи», И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям со скороговорками формируется правильность, четкость и выразительность речи. Текст скороговорок расширяет словарный запас детей. Работа со скороговорками способствует развитию памяти, внимания, несет положительный, эмоциональный заряд.
Какова главная задача родителей? Конечно же, воспитать всесторонне развитого ребенка!
Для этого мамы и папы начинают учить свое дитя с самого рождения, окружая его заботой, лаской и вниманием.
Как же родители радуются каждому выученному малышом звуку! И как волнуются, если у ребенка не получается их правильно произносить.
У детей дошкольного возраста часто бывают проблемы с речью. Вот самые распространенные из них:
- Неправильное произношение звуков. Чаще всего детки не выговаривают «сложные» буквы «р», «л», «в», а также шипящие и свистящие звуки. Эта проблема не является серьезной до 5 лет, поскольку у ребенка только формируется речь, к тому же меняются зубки. Но если он и дальше произносит звуки неправильно, лучше обратиться к логопеду. Он будет проводить с малышом артикуляционную гимнастику – упражнения на увеличение подвижности языка. Еще одним действенным способом борьбы с нечеткой дикцией являются скороговорки для развития речи и дикции, которыми можно заниматься дома.
- Общее недоразвитие речи. Оно проявляется в смешении букв, слогов, малом словарном запасе, трудности связной передачи мыслей. Такая проблема решается путем постоянного общения с ребенком, чтением книг, заучиванием стихов, занятиями на развитие мелкой моторики рук.
Словом, больше внимания и терпения — и все получится!
- Заикание. Очень распространенная проблема, и к сожалению, не до конца изученная. Проблемы возникновения могут быть самыми разными, и это заболевание вполне может остаться на всю жизнь. Однако помочь ребенку можно на первых порах, в возрасте 2 лет. Внимательно следите за его речью, обращайте внимание на запинки. Если вы заметили небольшое заикание, необходимо проследить за состоянием нервной системы ребенка, оценить интеллектуальные и речевые нагрузки. Следует чередовать их с физическими занятиями и играми. Не перегружайте ребенка чтением книг, заучиванием стихов, сидением за компьютером. Если он только начал заикаться, стоит минимизировать его речевую деятельность, научить его самовыражаться другими способами: петь, рисовать, делать поделки.
- Алалия, или задержка речевого развития. В этом случае ребенок практически не говорит, выражается только с помощью мимики, жестикуляции и нескольких обрывочных слогов. Причины этой проблемы также разнообразны – от двуязычия в семье до раннего расставания с матерью и воспитания в детдоме в том возрасте, когда дитя должно чувствовать любовь и защиту родного человека. Это довольно сложная проблема, требующая как можно более скорого решения. Рекомендуется глубокое обследование ребенка неврологом, логопедом и психологом, а также комплекс лечения, включающего медикаменты, психологическую помощь, занятия с логопедом и развивающие игры.
Практически во всех случаях нарушения речи у ребенка специалисты советуют проводить занятия на устранение дефектов произношения. Если вы не хотите отдавать дитя в логопедическую группу, занимайтесь с ним самостоятельно. Вам очень поможет живое общение с ребенком и смешные скороговорки.
И забава, и польза: как работают скороговорки
Гимнастики требуют не только наши руки и ноги, но и органы речи. Язык и губы нужно тренировать не меньше, чем другие части тела. Ни одна мышца не способна двигаться настолько тонко и точно, как язык, от которого зависит четкое и быстрое произношение звуков.
Если вы хотите развить у ребенка размеренную членораздельную речь, без «проглоченных» букв и скомканных слов, попробуйте поучить с ним скороговорки для детей.
Их цель – выработка правильного произношения с помощью многократного повторения проблемных звуков.
Кто в детстве не разучивал эти шуточные стишки со сложным сочетанием звуков? Наверное, все помнят, как это было весело и интересно, а главное – затем можно было хвастаться перед друзьями быстрым и четким произношением!
Кроме того, такие выражения – самый доступный, простой и легкий способ улучшения произношения, ведь их придумывали и оттачивали не одну сотню лет.
Какое значение имеют скороговорки для ребенка? Они:
- учат малыша говорить четко и красиво;
- способствуют развитию памяти и воображения;
- улучшают дикцию и управление голосом;
- обогащают словарный запас.
Чтобы эффект от упражнений со скороговорками был максимальным, хорошо подготовьтесь.
Сначала подберите необходимые чистоговорки – речевой материал для отработки тех звуков, которые малыш неправильно произносит.
Объясните ему смысл непонятных слов, проиллюстрируйте сказанное. Запишите текст на листик бумаги и прочитайте вместе с ребенком. Покажите на собственном примере, в каком положении органы речи при произношении звуков.
Лучше произносить детские скороговорки для развития речи перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически.
Не огорчайтесь, если у ребенка не будет получаться с первого раза. Это абсолютно нормальное явление.
Учимся правильно произносить скороговорки
После того, как вы подобрали интересный материал для тренировок произношения определенных звуков, можете приступать к упражнениям. Помните, что в скороговорках главное – не скорость, а правильность и точность произношения.
- Сначала обязательно проговаривать текст медленно, четко произнося каждую букву и слог. Это способствует заучиванию правильного порядка слов и всей фразы. Главная ошибка на этом этапе – очень быстрое проговаривание, когда путаются гласные и смешиваются слова. Внимательно следите, чтобы ребенок преодолел все трудные звукосочетания и отработал каждый звук.
- Поиграйте с ребенком в суфлера, попросив его произносить скороговорку шепотом, не теряя при этом разборчивости речи.
- Затем поиграйте в чтение по губам, попросив говорить беззвучно, двигая губами.
- Далее следует много раз повторить фразу, постепенно ускоряя темп. Пусть ребенок говорит с разной интонацией, пропевает, ускоряет и замедляет речь. Смейтесь вместе с ним над ошибками, радуйтесь за правильные звуки, шутливо грозитесь, если малыш будет капризничать. Сильные эмоции в этом случае дополнительно стимулируют речевой центр мозга.
- Занимайтесь по 2 раза в день в течение 10-15 минут.
Маленькие секреты упражнений со скороговорками:
- перед началом тренировок попросите ребенка сделать несколько разрабатывающих упражнений: «поцокать» язычком, облизать губки, открыть ротик и дотянуться язычком до верхних зубок;
- придумывайте новые скороговорки: читая сказку, стих или рассказ, предложите малышу выбирать определенные звуки и делать ударение на них, называя буквы нарочно быстро и громко;
- можно проговаривать каждый слог или слово, ритмично перебрасывая мячик из руки в руку или хлопая в ладоши;
- во время занятия ставьте цели, например, проговорить что-то без запинок 3 раза подряд; устраивайте соревнование на скорость и четкость слов. И обязательно поощряйте за успехи!
Скороговорки бывают разные
Сразу отрабатывать с ребенком сложные скороговорки не стоит — неудачи только расстроят вас и малыша, отобьют желание работать дальше. Начинайте упражнения с простых и коротких чистоговорок.
Если заметен прогресс в произношении, переходите на более сложные скороговорки для развития дикции; если же ребенок капризничает и говорит, что раньше было легче — попробуйте скомбинировать две скороговорки на один и тот же звук.
Главное — не сложность скороговорки, а систематичность работы и позитивный настрой на работу у вас и ребенка.
Найти сложные скороговорки для развития речи в интернете не составит труда. Они разбиты по категориям в зависимости от того, какой звук необходимо отработать у ребенка.
Скороговорки — эффективное и увлекательное средство улучшения детской речи.
Ежедневные занятия с ними помогут вашему драгоценному малышу почувствовать себя более свободно, незакомплексовано, а общение с любимым ребенком принесет и вам немало радости.
Будьте уверены — вместе вы победите любые речевые проблемы, ведь родительская любовь и забота творит чудеса! Удачи вам!
И наконец смотрим видео
Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!