Тема урока: Класс Млекопитающие, особенности строения, жизнедеятельности как высокоорганизованных позвоночных
Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих как одного из высокоорганизованных классов позвоночных
Задачи: показать прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни, рассмотреть сходство с пресмыкающимися; отметить их происхождение от зверозубых рептилий; продолжить формирование умений узнавать млекопитающих, обосновывать их наиболее высокую организацию (по сравнению с пресмыкающимися).
Оборудование: чучела млекопитающих, скелет кошки или кролика, таблицы и рисунки с изображением млекопитающих, схем их строения.
Компьютер, проектор, экран.
Ход урока
/. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний
Бескилевые птицы, пингвины, их приспособленность к среде обитания.
Оседлые, кочующие и перелетные птицы, значение пернатых в жизни человека. (Беседа с использованием таблиц, рисунков в учебнике.)
II . Изучение нового материала
Постановка проблемы.
Слайд 5 . На слайде фотографии различных млекопитающих: ехидны, собаки, тюленя, лошади
- Кого из этих животных относят к группе млекопитающих и называют зверями? Кто такие звери? С давних времён люди уделяли пристальное внимание млекопитающим, или зверям.
Слайд 6. Знаменитый шведский учёный Карл Линей в своей книге « система природы» (1735 г.) перечислил только 86 видов млекопитающих. Сегодня науке известно около 4500 видов этих животных. Самые обычные млекопитающие которых мы знаем с детства, - наземные животные, бегающие на четырёх ногах (собаки, кошки, лошади, мыши). Но разве утиная мордочка утконоса или полёт летучей мыши не напоминают птиц? Разве водные звери (дельфины, киты) своим обликом и быстрым плаванием не напоминают рыб? Чешуйчатый покров броненосцев, иглы ехидны, дикобраза, ежа- это тоже примеры разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
Слайд 7. Млекопитающие различаются и по своим размерам. Например, самый ма ленький зверек - землеройка-малютка - имеет тело массой 2 грамма, а самое крупное животное из всех когда-либо живших на Земле - синий кит - имеет тело массой до 130 тонн. Синий кит тяжелее в 65 000 000 раз!
Как многообразны у зверей образ жизни и поведение! Например, у одних
детеныши вылупляются из яиц, у других рождаются недоразвитыми, у третьих новорожденные могут следовать за матерью, у четвертых они совершенно бес
помощны, требуют длительного ухода. Многие звери бодрствуют весь год, а
некоторые почти полгода проводят в спячке.
Чем же объясняется многообразие млекопитающих?
Слайд 8.
По-видимому, тем, что их предки в течение многих миллионов лет назад приспосабливались к различным условиям жизни. В результате дожили до на ших дней только наиболее приспособленные.
Вспомните, какие среды жизни имеются на Земле. Назовите их.
Слайд9. Распределите следующих животных по средам обитания:
бурый медведь, сайгак, рысь, выдра, крот, тюлень, хомяк, верблюд беге мот, летучая мышь.
Сделайте вывод (задание выполняется поэтапно). Млекопитающие в настоящее время освоили все среды обитания; наземную, водную, воздушную, почвенную и наземно-водную. Млекопитающие завоевали все области земли от Северного полюса до берегов о Антарктиды. Они обитают во всех средах: на суше, в почве, в воде, в воздухе, на деревьях; во всех природных зонах. Экологические типы млекопитающие определяются средой их обитания: водные и полуводные имеют обтекаемую рыбообразную форму тела, ласты или перепонки на лапах; живущие на открытой местности копытные имеют высокие стройные ноги, плотное туловище, длинн ую подвижную шею. Благодаря разнообразию приспособлений и необычно широкому использованию пищевых ресурсов млекопитающие завоевали господствующее положение в животном мире.
Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?
Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разн ообразных животных?
Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на них ответы.
Слайд11
2. Особенности внешнего строения млекопитающих.
Слайд12
Общие сведения о классе млекопитающих как наиболее высокоорганизованной группе позвоночных: Многообразие видов, широкое распространение на нашей планете, заселение всех основных сред жизни.
Слайд13
Подклассы млекопитающих: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные.
Прогрессивные черты организации млекопитающих рассмотрим на примере плацентарных.
Слайд14 Отделы тела, отличительные свойства каждого из них, особенности кожного покрова. Роговые придатки (ногти, когти или копыта), их разнообразие у зверей в зависимости от образа жизни.
Слайд 21. Кожные железы (потовые, сальные, пахучие и млечные), их расположение, строение и функции. Служат химической сигнализацией
Слайд 22. Особенности строения скелета млекопитающих, связанные с функциями (опорной, защитной, передвижения). Основные отделы позвоночника, особенности строения каждого из них, строения черепа, пояса передних конечностей и пояса задних конечностей в зависимости от способа передвижения. (Лабораторная работа «Строение скелета млекопитающих».)
Слайд 24 . Мышечная система млекопитающих, ее особенности: диафрагма, подкожная мускулатура, мышцы конечностей, связанные с функциями
III
.
Закрепление знаний
об
особенностях строения млекопитающих, строения скелета, развития
мускулатуры.Игра « Биологический ринг»
IV . Задание на дом
Изучить текст на с. 222-224 до статьи «Головной мозг», ответить на вопросы 1-6 рубрики «Проверьте свои знания».
- -
Тема: Общая характеристика класса млекопитающие.
Цель: Познакомить учащихся с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившим им занять основные среды обитания в биосфере.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с общими признаками с признаками класса млекопитающие: подкласс первозвери и подкласс настоящие звери.
2. Развитие умения сравнивать, выделять главное из полученной информации.
3. Показать необходимость охраны отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
Оборудование:
ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Модель млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», обитатели живого уголка, книги: Э.Сетон - Томпсон. «Рассказы о животных»; Д.Даррел. «Перегруженный ковчег». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В, Шапкин В.А.
Природа - самый совершенный мастер,
Постигший совершенства ремесла,
Н.Кондратковская.
Сегодня мы с вами начинаем изучать один из самых интересных классов животного мира - класс млекопитающие. Этот класс представляет наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, появившиеся 160 - 170мл. лет назад. Внешний облик и размеры млекопитающих очень разнообразны - от карликов (4см. - белозубка), до гигантов (синий кит - 33м.). Современных млекопитающих насчитывается пять с половиной тысяч видов, они широко расселились по земному шару и освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, почвенную, водную, а некоторые и воздушную (самый крупный летающий зверь планеты - калонг, большая летучая лисица. Размах крыльев 1,4м).
Просмотр видеофрагмента «Среды обитания животных» Галерея. Видеофрагмент № 90.
2. Операционно - исполнительный этап.
Черты, позволившие представителям класса млекопитающие быть прогрессивными животными.
Живорождение и выкармливание детенышей;
Наличие волосяного покрова;
Наличие центральной нервной системы, сложное поведение;
Замкнутая кровеносная система, четырех камерное сердце;
Теплокровность;
Шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков;
Обладают четырьмя конечностями.
Задание
Из названных черт составить логическую опорную схему «Характерные особенности класса млекопитающие».
Млекопитающие.
Особенности внешнего строения Особенности внутреннего строения
Волосяной покров центральная нервная система
Обладают 4мя конечностями живорождение
Молочные железы 4х камерное сердце
2 круга кровообращения
7 позвонков в шейном отделе
Просмотр
интерактивных рисунков. Галерея. «Внешнее строение млекопитающих» № 2 и «Внутреннее строение млекопитающих» №12. Анимация № 20 «Кровеносная система млекопитающих»
Характеристика подкласса первозвери. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127. В рабочей тетради «Биология. Животные» выполнить задания №2, №3 стр.79.
Характеристика отрядов сумчатых, рукокрылых, насекомоядных.
Задание № 1: используя текст параграфа № 31 (ст.159-160)
Указать: а - особенности внешнего и внутреннего строения представителей
Отряда сумчатые.
Б - заполнить таблицу «Представители отряда Сумчатые»
Представитель | Рисунок | Питание | Среда жизни, образ жизни. |
Сформулируйте вывод.
Задание № 2: используя текст параграфа № 31 (ст.160 - 161)
Выполните задания № 1-4 в рабочей тетради, страница 80.
Указываем, что выхухоль - представитель отряда насекомоядных, единственное млекопитающее, включенное в «Красную книгу Челябинской области».
Задание № 3: используя текст параграфа № 31 (ст.161 - 162)
Дополните схему.
Отряд Рукокрылые.
Особенности внешнего строения Общее в строении птиц и
рукокрылых
Подотряды рукокрылых
? ?
Представители Представители
Проблемный вопрос.
Какую особенность рукокрылых перенял человек и стал использовать в
технике? Просмотр видеофрагмента № 32 «Летающие млекопитающие»
Эхолокация
1. Ответьте на вопросы теста.
|
|
|
|
|
2. Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «- ся»?
Задание на дом.
1. Изучить параграф № 31, повторить параграф № 25.
2. Заполнить таблицу.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих.
Черты строения и образа жизни | Пресмыкающиеся | Млекопитающие |
Место обитания | ||
Покровы тела | ||
Органы дыхания | ||
Число кругов кровообращения | ||
Число камер в сердце | ||
Нервная система | ||
Температура тела | ||
Способы размножения. |
Предварительный просмотр:
- -
Тема: Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные
Цель: Расширить представления учащихся о многообразии млекопитающих.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с общей характеристикой отрядов млекопитающих.
2. Развитие умения работать в заданном темпе в малой группе, адекватно воспроизводить информацию, работать с текстом, рисунками учебника мультимедийными средствами обучения.
3. Показать особенности строения и образа жизни отдельных представителей отрядов; их значение в природе и жизни человека..
Оборудование:
ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Грызуны и Зайцеобразные, Хищные, Морские млекопитающие», обитатели живого уголка. Книги: Ханс Петер Тиль «Царство животные», В.Б.Сабунаев «Занимательная зоология». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В., Шапкин В.А.
«Куда на выдумку природа таровата»
И.Крылов
1. Ориентировочно - мотивационный этап.
А) Проверка выполнения домашнего задания; таблица «Сравнительная характеристика пресмыкающихся и млекопитающих»
Б) Тестирование. Выполните тестовое задание. Выберите один ответ из четырех.
1. Особенности покровов млекопитающих:
А) кожа влажная, голая, в ней много желез
Б) кожа сухая, покрытая перьями
В) у большинства кожа покрыта волосяным покровом
Г) кожа покрыта костной чешуей
2. Сердце млекопитающих:
А) двухкамерное
Б) трехкамерное
В) трехкамерное с неполной перегородкой
Г) четырехкамерное
3. Более высокий уровень организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися достигается строением:
А) дыхательной системы
Б) нервной системы
В) пищеварительной системы
Г) опорно-двигательной системы
4. Сохранность потомства у млекопитающих не зависит от:
А) живорождения
Б) среды обитания
В) вынашивания детенышей
Г) питания молоком.
5. К признакам более высокого уровня организации млекопитающих не относится:
А) строение нервной системы
Б) живорождение
В) теплокровность
Г) строение дыхательной системы
6. Найди ошибку.
А) Коала, кенгуру, опоссум
Б) еж, крот, выхухоль
В) вечерница, ночница, крылан
Г) еж, крот, мышь
В) Закончите схему.
Класс Млекопитающие
Подкласс? Подкласс?
Г) Работа в малых группах. Постройте логическую опорную схему, указав в ней, какие особенности строения и жизнедеятельности обеспечили широкое распространение млекопитающих в биосфере. (Каждая группа имеет набор карточек, из которых необходимо сложить схему)
Роль особенностей строения млекопитающих в эволюционном процессе.
Волосяной Легкие 4-х камерное Специализированная Наличие
покров сердце пищеварительная плаценты,
Система молочные железы
Тепло- Газо- Снабжение Расщепление Сохранение
изоляция обмен органов питательных потомства
Кровью веществ
Высокий уровень обмена веществ
Теплокровность Высокая организация Двигательная
Нервной системы, активность
Интенсивная работа
Мозга, сложное
Поведение
Преимущества в борьбе за существование
Увеличение численности вида, расширение ареала
Появление новых видов
Работа в малых группах. Группам выдаются листы ватмана для написания книги «Наши соседи по планете». Каждая группа должна оформить страницы книги, рассказав об одном из отрядов млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные, ластоногие, хищные.
Рассказ должен отражать:
- Особенности строения и образа жизни представителей отряда.
- Значение представителей отряда в природе и жизни человека.
Каждая группа работает с соответствующей частью текста параграфов №32 и 33.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Проведение презентации «книги».
1. Каждая группа, или представители из группы выходят, показывают свою страницу и рассказывают содержание своей части работы, после выступления задают одноклассникам вопросы, на которые ученики должны ответить.
2. Так выступают все группы по очереди. Между выступлениями просмотр видеофрагментов по презентуемым отрядам млекопитающих. Галерея. Видеофрагменты: №12 «Водные млекопитающие», «Лесные млекопитающие», «Млекопитающие открытых пространств»
3. Ответственный редактор - учитель, проводит опрос по новым терминам.
Термины: грызуны, резцы, акклиматизация, зайцеобразные, ласты, цедильный аппарат, эхолокация, хищные зубы.
4. Формулируется заключение.
Задание на дом.
1. Нарисовать обложку для книги «Наши соседи по планете». (по желанию)
2. Оформить страницу книги по рубрикам:
- «Священные» животные
- Животные - герои сказок, басен, былин.
- Животные - символы на гербах стран и городов.
- Охота
- Звери - поставщики меха, пищи, лекарств
- Животные - источники вдохновения для народного творчества, искусства.
- Охрана и восстановление редких видов.
- Мой домашний питомец.
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.
Предварительный просмотр:
Тема: Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.
Цель: Продолжить знакомство учащихся с многообразием отрядов млекопитающих.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов парнокопытные и непарнокопытные
2 . Развитие умения работы с учебной информаций, построение логической опорной схемы.
3. Раскрыть значение отрядов парнокопытные и непарнокопытные в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны.
Оборудование:
ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Таблицы «Парнокопытные», «Непарнокопытные»
1. Ориентировочно - мотивационный этап.
Чтение отрывка сказки Р.Киплинга « Кошка, которая гуляла сама по себе» о том, как конь и корова стали служить человеку. Рассказ о знаменитых копытных в истории.
Используя материалы презентации, давайте поработаем с интеллект картой, которая лежит у вас на столе. Отряд парнокопытные делится на два подотряда нежвачные и жвачные.
А) общие признаки отряда парнокопытные,
Б) характерные признаки подотряда нежвачные
В) характерные признаки подотряда жвачные
Задание № 2. Используя данные задания № 1, составите логическую опорную схему «Отряд парнокопытные»
«Отряд парнокопытные»
Развит 3 и 4 палец
Пальцы покрыты копытом
Величина средняя и большая
Широкое распространение
Подотряд Нежвачные Подотряд Жвачные
Массивное тело Стройное тело
Короткие конечности Короткие конечности
Клыки Клыков нет
Морда с пяточком Имеют рога
Всеядны Травоядные
Простой желудок Сложный желудок
Имеют подкожный слой жира Подкожного жира нет
Представители
Кабан Зубр
Бородавочник Лось
Бегемот Олень
Корова
Просмотр видеофрагмента «Корова» (Галерея. Видеофрагмент
№ 30 «Корова»)
Используя текст учебника, и просмотренный видеофрагмент разбираем строение и работу сложного желудка жвачных животных.
Схема
«Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных»
РОТ ПИЩЕВОД
Жвачка
ЖЕЛУДОК
Просмотр анимации «Работа пищеварительной системы жвачного животного» (Галерея. Анимация № 9)
Задание № 3. Используя текст параграфа 34, страница 181-183, заполните схему «Систематические группы отряда Непарнокопытные»
«Систематические группы отряда Непарнокопытные»
Непарнокопытные
Многие представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные давно одомашнены человеком и широко используются им.
Работа по схеме «Охрана копытных животных»
«Охрана копытных животных»
Парнокопытные Непарнокопытные
200 видов 16 видов
Причины сокращения численности
Охота
Разрушение мест обитания
МЕРЫ ОХРАНЫ
Заказники
Заповедники
Национальные парки
Просвещение населения
Борьба с браконьерством
3. Рефлексивно-оценочный этап.
Задание: Укажите стрелками соответствие между изображением животного, его названием и отрядом.
Тарпан |
Олень |
Овцебык |
Кабан |
Косуля |
Антилопа |
Парнокопытные
Непарнокопытные
Какие из указанных животных, являются редкими и охраняемыми?
Рубец
Сетка Книжка Сычуг
Предварительный просмотр:
Тема урока: Отряд млекопитающих: Приматы.
Цель: Познакомить учащихся с многообразием приматов.
Задачи : 1.Выявить характерные особенности приматов, признаки их высокой организации по сравнению с другими животными.
2. Развитие общеучебных умений: сравнение и обобщение.
- Раскрыть роль приматов в природе, необходимость их сохранения и охраны.
Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о приматах, Набор фотографий различных приматов, (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»),
умелою природой установлен…
- Ориентировочно-мотивационный этап.
- Индивидуальный опрос по логическим опорным схемам, составленным на прошлых уроках:
- Характерные особенности млекопитающих.
- Роль особенностей млекопитающих в эволюционном процессе.
- Отряд Парнокопытные.
- Строение и работа пищеварительной системы жвачных животных.
- Систематические группы отряда Непарнокопытные.
- Выполнение тестовых заданий. Выберите один ответ из четырех.
- Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:
А) органы чувств
Б) отделы тела
В) четырехкамерное сердце
Г) два круга кровообращения
- К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относятся:
А) живорождение
Б) теплокровность
В) вскармливание детенышей молоком
Г) пятипалая конечность
- К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относятся:
А) живорождение
Б) высокое развитие нервной системы
В) теплокровность
Г) удаление продуктов жизнедеятельности
- К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относятся:
А) запас корма
Б) миграция
В) спячка
Г) видоизменение конечностей.
- Операционно-исполнительный этап.
Общая характеристика отряда Приматы
- Древесные или наземные животные
- Средние или небольшие по величине
- Стадный образ жизни
- Активны днем
- Пальцы имеют ногти
- Большой палец противопоставлен
Остальным
- Наличие ключиц
- Развиты все типы зубов
- Зрение бинокулярное, цветное
- Сложное строение коры головного
Мозга
- Беспомощные детеныши
Задание № 1. Используя текст параграфа № 35 страница 184 составьте схему классификации приматов.
Отряд Приматы
Подотряд Полуобезьяны Подотряд Обезьяны
Представители
Задание № 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»
«Сравнительная характеристика Человекообразных обезьян»
Представитель | Как передвигается | Где обитает | Чем питается | Интересные особенности поведения |
После проверки, заполнения таблицы фронтальный опрос
- Какими общими чертами обладают представители отряда приматов?
- Назовите семейства отряда приматов (см. рис. 218). Какие черты этих животных указывают на их высокую организацию?
- Назовите черты сходства представителей семейства человекообразных обезьян с людьми.
Задание № 3. Биодиктант. Показываем изображение примата, учащиеся записывают его название.
Задание № 4. Из перечисленных видов приматов выберите отдельно представителей соответствующих подотрядов:
- Рефлексивно-оценочный этап.
Индивидуальная работа. Ответьте на вопросы теста.
|
|
|
|
|
Задание на дом
- Изучить параграф № 35, задание № 1,2 в рабочей тетради.
- Заполнить логическую опорную схему «Общая характеристика Приматов»
П Р И М А Т Ы
Зрение?
Конечности?
Нервная система?
Образ жизни?
Предварительный просмотр:
Тема урока : Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний.
Цель: Закрепить и обобщить знания учащихся об изученных отрядах класса млекопитающие.
Задачи : 1. Проверить усвоение учебного материала учащимися, сформированность их знаний и умений.
2. Развитие общеучебных умений; анализ, сравнение, обобщение.
- Раскрыть роль различных животных в природе, необходимость сохранения биоразнообразия животного мира.
Оборудование : Набор художественных рисунков и открыток о животных, табличка «Анималист», набор фотографий различных зверей, видеофрагменты о животных (ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7 кл. Издательский центр Вентана-Граф»), презентация «Представители различных отрядов класса млекопитающие», индивидуальный лист работы учащегося.
«Кто хочет вызвать в животном взаимную
дружбу и доверие, тот должен попытаться
изучить его особенности, характер и повадки…
и он будет вознагражден тем, что приобретет
себе друга» Альфред Буковец
- Ориентировочно-мотивационный этап
Мы с вами в течение нескольких уроков изучали тему «Класс млекопитающие», познакомились с особенностями внешнего строения млекопитающих, изучили разнообразие отрядов данного класса, их особенности и представителей. Тема нашего сегодняшнего урока – «Разнообразие отрядов класса млекопитающие. Обобщение знаний»
В класс млекопитающие входит около 4 тысяч видов, они весьма разнообразны: самый крупный зверь – синий кит, длина его тела – 30м, вес -130т. Самый маленький зверь – этрусская землеройка, её длина тела (вместе с хвостом – 7 см., а вес всего 2г.
Давайте вспомним, какими характерными особенностями обладают представители класса млекопитающие?
- Живорождение и выкармливание детёнышей молоком, забота о потомстве.
- Имеют волосяной покров.
- Высокоразвитая нервная система, сложное поведение.
- Кровеносная система замкнутая, сердце четырехкамерное, два круга кровообращения.
- Теплокровность, постоянная температура тела.
- Шейный отдел позвоночника имеет 7 позвонков.
Современных млекопитающих насчитывают около 4 тыс. видов. Они широко расселились по земному шару, живут в самых разнообразных условиях.
Сейчас мы с вами просмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос: Какие среды жизни освоили млекопитающие? Просмотр видеофрагмента «Среды жизни млекопитающих» (галерея, видеофрагмент № 90 «Среды обитания животных»)
- Операционно-исполнительный этап.
Работа по логической схеме «Среды обитания млекопитающих»
Условия среды
Теплокровность
Вопросы по логической опорной схеме.
- Что обеспечивает существование млекопитающих в различных средах жизни?
Как разнообразные условия среды жизни оказали влияние на животных?
Разнообразие сред жизни и условий этих сред привели к большому разнообразию среди млекопитающих. Плацентарные млекопитающие включают в себя около 20 отрядов, представители которых широко распространены на нашей планете. Сейчас вы проверите себя, насколько хорошо вы знаете представителей различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.
Проводим биодиктант. При выполнении биодиктант показываем в презентации различных млекопитающих, по ходу которой ученики заполняют колонку «Название животного», затем даем время на заполнение остальных колонок таблицы.
Название животного | Название отряда | Характерные признаки отряда |
|
В редакцию журнала «Юный натуралист» пришло несколько заметок от Незнайки о жизни животных. Внимательно прочтите эти заметки и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства. (Тексты включены в индивидуальный лист учащегося по вариантам)
МЕДВЕЖЬИ (медведи), семейство млекопитающих отряда приматов, самые крупные из современных хищных зверей; включает 8 видов.
Длина тела современных медведей 110–300 см, высота в холке до 135 см, масса до 700 кг. Тело мощное, с высокой холкой. Шея толстая, обычно длинная, голова крупная, с удлиненным лицевым отделом, глаза небольшие, уши округлые. Лапы сильные, стопоходящие, трехпалые. Хвост короткий, почти не заметен. Мех высокий и редкий. Шерсть окрашена в черный, бурый или белый цвет, меняется по сезонам.
Распространены в Европе, Азии, Северо-Западной Африке, Арктике, Северной Америке, в горных областях северо-запада Южной Америки. Все виды наземные. Держатся поодиночке или семьями. Активны только ночью. Большинство ведет оседлый образ жизни, некоторые широко кочуют. В зимнюю спячку не впадают. Всеядны. Предпочитают питаться растительной пищей: ягодами, фруктами, орехами, также насекомыми, рыбой, реже крупными животными.
Продолжительность жизни медведей 30–45 лет. Многие виды хорошо дрессируются и содержатся в зоопарке.
ПУСТЫННАЯ ЗЕБРА (зебра Греви) - вид парнокопытных млекопитающих рода лошадей; самая крупная из зебр. Светлая окраска брюха поднимается довольно высоко на бока, полосы широкие. Волосы, образующие кисть на конце хвоста, относительно короткие. Крик зебры Греви, более чем у других зебр, напоминает крик лошади. Пустынная зебра распространена в центральных частях Восточной Эфиопии, Сомали и Северной Кении, а так же в полупустынях Евразии. Она обитает в лесистых местностях и полупустынях, где предпочитает некрутые горные склоны и плато; в Кении иногда образует смешанные стаи с саванной зеброй. Численность пустынной зебры составляет около 15 тысяч голов.
ГЕПАРД, млекопитающее семейства кошачьих, отряда зайцеобразных.
Обладает сухим поджарым телом длиной 123-150 см, с большой головой и длинными и стройными ногами. Длинный, сильный хвост (до 75 см) при беге выполняет роль балансира. Мех короткий, негустой. Общий тон окраски желтоватый, песчаный, пятен нет.
Распространен в равнинных пустынях и саваннах Европы и Азии. Известны упоминания в русских летописях о звере пардусе, по описаниям похожим на гепарда.
Самый медленный зверь из всех млекопитающих. Догоняя добычу, может развивать на коротких расстояниях скорость до 110 км/ч. Охотится преимущественно днем или в сумерки, иногда подстерегает добычу у водопоя. Питается копытными, а в качестве дополнительной пищи - зайцами, мелкими зверьками и птицами. В помете 2-4 детеныша. Держится по одиночке или парами. Детеныши (1-4) рождаются зрячими, пятнисто окрашенными.
В Индии и Передней Азии ранее использовался для охоты на антилоп. Малочислен. Легко приручается, в неволе размножается.
Проверяем выполнение задания, исправляем ошибки, допущенные Незнайкой.
Просматриваем видеофрагменты «Лесные млекопитающие» (галерея, видеофрагмент № 31) и «Млекопитающие открытых пространств» (галерея, видеофрагмент № 40)
Перед вами изображения различных животных. Все они сделаны художником. Художник, который профессионально рисует животных, называется АНИМАЛИСТ . А стиль изображения животных в искусстве называется анималистикой. Художник Малявин нарисовал «портрет» животного, он пытался изобразить зайца.
Какие художником были допущены ошибки? К каким животным относятся части, которые смешал неумелый художник?
Животный мир испытывает на себе влияние деятельности человека, что ведет к сокращению или уничтожению некоторых видов животных. С начала XYII века на нашей планете исчезло 63 вида млекопитающих, что составляет 1,5 % от их общего количества.
Основными причинами оскудения животного мира Земли является:
- Охота
- Разрушение местообитаний
- Сокращение и ухудшение кормовой базы
Для сохранения исчезающих видов животных создаются заказники, заповедники, издается «Красная книга». В Красную книгу России включено 54 вида млекопитающих.
БАРС
Охотники ловили барса
На берегу Нарын-реки
Он не рычал, он улыбался,
Когда показывал клыки…
Но люди землю подкопали.
Они добились своего,
Он сильный был, но про капканы
Ещё не знал он ничего.
Он понял. Он поддался гордо,
Когда вязал его казах,
И было сумрачно и горько
В его оранжевых глазах
Он за людьми следил ощурясь
Они будили в нем тоску
В нем полыхали гнев и щедрость,
И хвост метался по песку.
Он поселился в зоопарке,
Где много мяса и воды…
Его лелеют там усердно.
Он покорился. Он лежит.
И только видно, как у сердца
Пятнистый мех его дрожит.
/ Б. Ахмадулина/
Какие чувства вызвало у вас прочтение этого стихотворения?
В наших с вами силах сделать все, чтобы животный мир не оскудел и сохранился. Что может сделать лично каждый из нас, чтобы сохранить разнообразие животного мира?
Млекопитающие имеют огромное значение для человека. Одомашнивание лошади и крупного рогатого скота обеспечило длительное процветание человеческого общества. Животноводство и охотничье-промысловое хозяйство – важнейшие отрасли современного хозяйства, обеспечивающие человечество белковыми продуктами. Редкие виды нуждаются в охране. Ведется борьба с млекопитающими, которые вредят культурным растениям, пищевым запасам, переносят возбудителей болезней.
Заполнение таблицы «Значение млекопитающих в природе и жизни человека»
Заполнить пропуски в таблице.
«Значение млекопитающих в природе и жизни человека»
Значимые категории | Значение | Представитель |
Одомашненные животные | Используются человеком, для получения мяса, молока, шерсти, для перевозки тяжестей и других видов работ. | |
Клеточное звероводство | Норка, черно-бурая лисица, песец. |
|
Охотничье - промысловые | Объекты спортивной охоты и пушного промысла. | |
Приносящие вред | Домовая мышь, крыса, крот. |
Проверка заполнения таблицы
Показ видеофрагмента «Домашние животные» (галерея, видеофрагмент № 19)
Рефлексивно-оценочный этап
А сейчас мы с вами выясним личностное отношение к животным. Для этого ответим на вопросы теста.
Тест «Самооценка отношения к животным»
Инструкция: выберите один из трех ответов на предлагаемые вопросы анкеты. Балл, соответствующий вашему ответу обведите в кружок, по окончании работы подсчитайте сумму всех баллов. В любое время
2
Когда мне это необходимо
1
Очень редко
0
3
Из книг, которые я люблю читать
Многие о животных
2
Нет книг о животных
0
Некоторые о животных
1
4
Мне приходилось вредить животным
Да
0
Нет
2
Очень редко
1
5
Изображения животных на картинах
Люблю посмотреть
1
С удовольствием рисую сам
2
Не смотрю и ре рисую
0
6
В некоторых случаях
Я проявляю равнодушие к животным
0
Никогда не проявляю равнодушия к животным
2
Затрудняюсь
ответить
1
7
Со своим любимым животным
Я люблю отдыхать и готовить уроки
3
Люблю только отдыхать
2
У меня нет любимого животного
0
8
Если я вижу, что кто-то наносит своими действиями вред животному, то я
Пройду мимо
0
Обязательно вмешаюсь
2
Затрудняюсь ответить каковы будут мои действия
1
9
К животным я отношусь
Бережно
2
Не всегда бережно
0
Затрудняюсь
ответить
1
10
Животных я
Всегда делю на привлекательных и непривлекательных
0
Никогда не делю на привлекательных и непривлекательных
2
Затрудняюсь
ответить
1
11
Разнообразие в мире животных я
Ценю
2
Не ценю
0
Затрудняюсь
ответить
1
12
О своем отношении к животным я
Часто задумываюсь
2
Не задумываюсь
0
Когда как
1
13
Проведенное занятие
Повлияло на мое отношение к животным
2
Не повлияло на мое отношение к животным
0
Затрудняюсь
ответить
1
Сумма
Сумма
Сумма
Итог
Оценочная шкала
Менее 8 баллов. Отношение к животным равнодушное, эгоистичное. Тебя не волнует судьба окружающих животных. Возможно, у тебя никогда не было дома своего питомца и тебе трудно представить, что животное может стать настоящим другом. Заведи дома хомяка, кошку или собаку и увидишь, что каждое существо непременно ответит тебе взаимностью.
От 8 до 14 баллов. Малоосознанное и неактивное отношение к животным. Ты общаешься с животными, но мало интересуешься их жизнью, повадками и заботами. Понаблюдай за самыми обычными животными, и ты сможешь узнать много интересного, ты увидишь, что у тебя стало больше друзей, тебе стало легче общаться. А, кроме того, своему питомцу ты можешь доверить свои тайны и секреты. Будь уверен, они останутся между вами.
От 15 до 20 баллов. Правильно осознанное отношение к животным. Ты, верно, осмыслил своё отношение к животным. Чаще всего ты разумно поступаешь по отношению к братьям нашим меньшим, и они, в свою очередь, благодарны тебе. Ты должен стать примером для других. Вместе со своими друзьями ты сможешь открывать тайны животного мира и делиться своими открытиями с окружающими.
Свыше 20 баллов. Ты переоцениваешь свое отношение к животным. Быть может, тебе свойственна излишняя эмоциональность, а поэтому ты идеализируешь значение животных в твоей жизни т жизни окружающих.
Вернемся к нашей логической схеме, которую мы построили в начале урока.
Благодаря чему млекопитающие так широко расселились на нашей планете? (Теплокровность и сложное поведение)
К чему привело появление теплокровности и сложного поведения?
Что появилось в результате освоения млекопитающими разных сред жизни?
Условия среды
СРЕДЫ ЖИЗНИ Сложное поведение
Теплокровность
Наземно-воздушная Водная Почвенная
Приспособленность
Вывод: Разнообразие отрядов класса млекопитающие появилось в результате приспособления к различным условиям сред жизни.
Домашнее задание: Творческая работа «Млекопитающие»
Приложение. Пример индивидуального листа учащегося.
Индивидуальный лист работы учащегося ___ класса___________________________________________
Задание № 1
Представители различных отрядов млекопитающих и их характерные признаки.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание № 2 Внимательно прочтите эту заметку и подчерните в тексте те ошибки, которые допустил автор по причине своего незнайства.
БЕЛЯК (заяц-беляк), млекопитающее семейства зайцев отряда грызунов. Длина тела беляка 50-60 см, иногда до 75 см, масса до 5,5 кг. Свое название получил за белоснежный летний мех.
Встречается беляк в лесах, тундрах и пустынях всей Северной Евразии - от берегов Северного Ледовитого океана до Монголии, а также на севере Северной Америки. Акклиматизирован беляк и в Южной Америке. В умеренных широтах зайчихи обычно приносят по 2-5 зайчат один раз за лето. На севере зайцы размножаются один раз в году, но величина выводка больше - 6-9 зайчат. Беляк, хоть и имеет ценный мех и мясо, но не является объектом промысла.
Урок окружающего мира в 1 «А» классе (УМК «Начальная школа 21 века»)
Тема урока : Звери-млекопитающие.
Тип урока : урок изучения нового материала на деятельностной основе.
Цель: создать условия для ознакомления с представителями млекопитающих, выделения их общих признаков, формирование умения сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.
Планируемые результаты :
Предметные : научатся выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать. Выявлять взаимосвязи.
Метапредметные:
Регулятивные: целеполагание-принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные : знакомиться с представителями млекопитающих, выделять общие признаки, сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи.
Коммуникативные : инициативное сотрудничество-ставить вопросы, обращаться за помощью, задавать вопросы.
Личностные : самоопределение-проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения.
Методы и формы обучения : частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Оборудование : учебники, иллюстрации, тетради, презентация, интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. 1 мин
Начинается урок! Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать!
На уроке не зевайте, ответы полные давайте.
Формируемые УУД : личностные(понимают значение знаний и принимают его)
2. Актуализация ранее изученного и постановка цели урока.5мин
Что нас окружает? (природа) слайд №1
Какая бывает природа?(живая и неживая) слайд №2
Чем отличается живая природа от неживой?(объекты живой природы рождаются, растут, питаются, умирают)
Приведите примеры неживой природы.(солнце, вода, камни…)
Приведите примеры живой природы.(деревья, птицы, рыбы, насекомые..)
Как одним словом можно назвать всех рыб, зверей, насекомых, т.е. ярких представителей живой природы?(животные)
Животный мир разнообразен. Но сегодня мы поговорим об одной группе. А как она называется,вы узнаете, отгадав загадки.
«Юркий маленький зверёк
По деревьям прыг, скок» (белка) слайд3
«Сама пёстрая, ест зелёное,даёт белое» (корова) слайд3
«Угадайте, что за шапка, меха целая охапка,
Шапка бегает в бору, у стволов грызёт кору» (заяц) слайд3
«Живёт в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки» (мышь) слайд3
«Есть на речках лесорубы, в серебристо-белых шубах,
Из деревьев, веток, глины строят прочные плотины» (бобёр) слайд3
Определите название группы этих животных. (звери)
Сформулируйте тему урока.Откройте учебник на 32 странице. Уточните тему урока. (Звери-млекопитающие).
Определите цель нашего урока. (выявить особенности зверей-млекопитающих).
Почему зверей называют млекопитающими? (выкармливают детёнышей своим молоком) слайд4
Формируемые УУД : познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие),регулятивные(фиксация затруднения, саморегуляция в ситуациях затруднения, целеполагание),коммуникативные(выражение своих мыслей,аргументация своего мнения, учёт разных мнений).
3. Работа по теме урока с учебником 9 мин
А) Работа с учебником. на стр.32
Посмотрим, чем покрыто тело зверей.
Прочитайте название зверей.
Чем покрыто тело медведя и куницы? (мехом)
Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками)
Чем покрыто тело нерпы? (коротким мехом, под кожей жир)
Как покров тела помогает зверям в жизни? (защищает от холода)
Прочитайте вывод на стр.32-33
Итак, прочитайте, чем покрыто тело зверей.(звери имеют волосяной покров)
Что представляют колючки ежа и дикобраза? (изменившиеся волосы)
Для чего у морских зверей толстый слой жира? (он хорошо сохраняет тепло)
Б) Выясним, как передвигаются звери.
Рассмотрите иллюстрации на стр.33
Прочитайте названия этих зверей.
Как передвигается гепард? (бегает) слайд5
Это самый быстрый зверь.Его скорость может достигать 130км/ч
Как передвигается летучая мышь? (летает) слайд5
Как передвигается белка-летяга? (прыгает) слайд5
Кожная складка между передними и задними конечностями служит парашютом при движении.
Как передвигается гренландский тюлень? (плавает, ползает) слайд5
Как передвигается шимпанзе? (прыгает, виснет) слайд5
По сколько лап у зверей? (4)
Ласты тюленя - это видоизменённые лапы.
Формируемые УУД : познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие,обобщение),коммуникативные(уметь слушать и понимать речь других)
в) Первичное закрепление знаний. Работа в парах. 5 мин
Вспомните правила работы в парах.
(уметь слушать соседа, уважать его мнение, уметь договариваться)
На доске написаны названия зверей: летучая мышь, нерпа, медведь
Из трёх вариантов зверей выберите только одного, который подходит под это описание «Этот зверь имеет густой волосяной покров. Мех хорошо защищает от холода. Передвигается на 4 лапах» (медведь)
Работа в тетрадях.
Выполните первое задание на странице 58.Объяснение выбора.
Формируемые УУД :(коммуникативные(уметь слушать соседа, договариваться с соседом),познавательные(на основе анализа выделять общие признаки,обобщение),регулятивные(уметь решать проблемы)
г) Физминутка 2 мин
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали.
Вверх на небо посмотрели и их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Дружно хлопаем, ногами топаем.
Хорошо мы погуляли и немножечко устали»
Формируемые УУД:личностные(установка на здоровый образ жизни и реализация её на уроке)
д)Работа с учебником.10 мин
Выясним, чем питаются звери и как их можно назвать.
Кто изображён в 1 круге? Прочитайте названия зверей. (муравьед, ёж, крот)
Посмотрите на стрелочку.Чем они питаются?(личинками, муравьями, медведками,т.е. насекомыми)
Если эти звери питаются насекомыми, как их можно назвать?(насекомоядные) слайд 6
Кто изображён во 2 круге? Прочитайте названия зверей. (белка, суслик, лошадь)
Чем они питаются? (овёс, пшеница, орехи фундука)
Овёс, пшеница, фундук-это что? (растения)
Как можно назвать зверей, которые питаются растениями? (растительноядные) слайд 6
Кто изображён в 3 круге? Прочитайте название зверей. (лисица, выдра, тигр)
Кстати, охота на тигров в 2014 году запрещена во всём мире.
Посмотрите на стрелочку. Чем питаются эти звери? (косуля, мышь, рыба)
Как назвать косулю, мышь и рыбу одним словом? (животные)
Тогда как называются звери, которые питаются другими животными? (хищники) слайд 7
Посмотрите последний круг. Кого видите? (медведя)
Чем питается медведь? (рыбой, насекомыми, ягодами, овсом)
Как можно назвать медведя? (всеядным)
Да, звери, которые питаются и растениями, и животными, и насекомыми, называются всеядными. Слайд 7
Прочитайте вывод на 35 странице учебника.
Формируемые УУД :познавательные(анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, обобщение),коммуникативные(уметь слушать и понимать речь других)
4. Закрепление. Практическая работа в парах.8 мин
Достаньте из файликов лист бумаги, где написаны 4 группы зверей по способу питания. Прочитайте.(насекомоядные, растительноядные, хищники, всеядные)
Достаньте маленькие полоски бумаги с названием зверей. Прочитайте.(ёж, заяц, кабан, волк, лиса, бобёр, медведь, корова) По мере чтения названия зверей на доске открываются картинки.
Проверка по доске с доказательствами. Слайд8
Формируемые УУД :познавательные(анализ,обобщение),коммуникативные(умение слушать соседа,определять способ взаимодействия)
5.Подведение итога.4 мин
Что нового узнали на уроке?
Что показалось наиболее интересным?
Если вы хотите знать больше, можно прочитать книги, которые вы видите.
А откуда ещё можете получить информацию? (из интернета, энциклопедий)
Можете подготовить презентацию с помощью родителей.
Человек, который наблюдает и изучает природу, не может быть равнодушным к ней.
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос «За что в ответе каждый из вас?» слайд9
« Если из гнезда упала птица-
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге-
Я в тревоге.
Если раздавлю кого невольно-
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно-
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете-
Я в ответе.»
Чтение хорошо читающим учеником вслух.
Так за что в ответе каждый из вас? (за сохранность природы)
Формируемые УУД : коммуникативные(уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя), личностные(проявлять ценностное отношение к природному миру,готовность следовать нормам природоохранного поведения)
6. Рефлексия. 1мин .
Давайте определим, с каким настроением заканчиваем урок.
Поднимите красные жетончики те, кому понравилось на уроке и кто работал в полную силу.
Поднимите синие те ребята, кому не очень понравилось, мог бы работать лучше.
Формируемые УУД : личностные(мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Спасибо.
06.01.2015 2241 460Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедея- юльности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания, роли этих животных в природе и жизни человека.
Оборудование: чучела зверей, скелеты, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие», «Тип Хордовые. Схемы кровообращения позвоночных», «Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга».
В игре участвуют две команды. Команда-победительница определяется по сумме баллов. Игру проводит ведущий. Научные консультанты (2-3 человека: учитель, сильные ученики) определяют правильность ответов. Баллы подсчитывает судейская бригада. Игра включает 5 геймов.
Игровое поле разделено на 6 секторов: 1 сектор - «Внешнее строение зверей»; 2 сектор - «Внутреннее строение млекопитающих»; 3 сектор - «Поведение и размножение», 4 сектор - «Многообразие млекопитающих»; 5 сектор - «Экологические группы зверей»; 6 сектор - «Многообразие млекопитающих».
Игрокам предлагаются вопросы двух категорий, отличающиеся уровнем сложности. В каждом секторе есть вопросы как простые, так и сложные. За правильный ответ на простой вопрос команда получает 1 балл, за сложный -
2балла.
Сектор определяется броском кубика, номер вопроса учащиеся выбирают сами.
Внешнее строение зверей
1.Почему в сильную жару собака высовывает язык?
2.Что характерно для внешнего облика млекопитающего?
3.Чем кожа млекопитающих отличается от кожи пресмыкающихся и птиц?
4.Каковы строение и роль волосяного покрова? Почему он не развит у китов и дельфинов?
5.На теле кошки нет жировых и потовых желез, при виде добычи у нее не выделяется слюна. У кошачьих гибкий позвоночник и сильные задние лапы. Нюх у кошки неважный, но слух и зрение хорошие. Какое значение имеют названные особенности для животного?
6.Наблюдается ли смена шерсти у зверей? Если да, то какое значение в жизни животного имеет этот процесс?
7.Пахучие железы млекопитающих представляют видоизменение сальных или потовых желез, а иногда и их комбинации. Какое значение имеют эти железы в жизни животного?
8.Назовите видоизменения эпидермиса у млекопитающих и их назначение.
9.Назовите способы передвижения млекопитающих: медведя, антилопы (или лошади), собаки.
Внутреннее строение млекопитающих
1.Какие приспособления имеют животные, питающиеся грубой растительной пищей, для ее переваривания?
2.Животные, впавшие в глубокий зимний сон, всего на доли градуса теплее окружающего воздуха. Потребление кислорода и выделение углекислого газа уменьшается примерно в 10 раз. Еж, который делает 40-50 вдохов в минуту, зимой делает лишь один вдох. Сердце его бьется еле-еле. Какой вывод можно сделать на основании этих фактов?
3.Какие особенности скелета указывают на наземный образ жизни млекопитающих?
4.Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись в клубок?
5.Что представляет собой диафрагма и какова ее роль?
6.В чем заключаются особенности дифференцированной зубной системы?
7.Чем отличаются эритроциты млекопитающих от эритроцитов других животных? В чем заключается положительная черта этих изменений?
8.В чем заключается сходство и отличие кровеносной системы птиц и млекопитающих?
9.Какие органы тела млекопитающего участвуют в процессах теплорегу- ляции.
Поведение и размножение млекопитающих
1.Какую роль играет плацента?
2.По каким признакам подразделяют класс млекопитающих на три подкласса?
3.У некоторых млекопитающих (зайцы, киты) молоко очень жирное (у китов, например, жирность молока до 54%), а у других (обезьяны, волки) - нет. Предложите объяснение данного факта и на его основе назовите других животных, у которых должно быть жирное или нежирное молоко.
4.Вес медвежонка составляет 0,2% веса медведицы, соболенка - около
0,3%, ягненка - почти 10%. В течение первой декады жизни соболи прибавляют в весе в сутки около 10 г, ягнята - около 180 г, а медвежата - 2,5 г. Как это можно объяснить?
5.Ученые ставили опыт. Когда летучие мыши улетели на охоту, они закрыли щитами вход в пещеру. Мыши, возвращаясь под утро домой, одна за другой с размаху ударились о преграду. О чем говорят результаты данного опыта?
6.В чем заключается забота о потомстве у млекопитающих?
Многообразие млекопитающих
1.Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?
2.Назовите семейства, входящие в отряд Хищные и приведите 2-3 примера по каждому семейству.
3.Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов: кит дышит легкими, у зародыша синего кита закладываются зубы (затем они исчезают), в скелете синего кита имеются остатки тазовых костей?
4.Тигр, пантера и другие кошки, за исключением гепарда могут тихо подкрадываться к добыче. Благодаря чему это возможно?
5.Почему дельфинов относят к млекопитающим, а не к рыбам?
6.Чем различаются крылья птицы и летучей мыши?
Экологические группы зверей
1.Какие особенности строения утконоса характеризуют его как водное животное?
2.Какие насекомоядные млекопитающие обитают под землей? Какие особенности строения крота связаны с его образом жизни?
3.Перечислите приспособления млекопитающих пустыни к переживанию жары.
4.Тушканчики - «двуногие» скоростные прыгуны. Какими особенностями внешнего облика они обладают, с чем это связано?
5.Какие особенности строения развились у белки в связи с приспособлением к жизни на деревьях?
6.Какие приспособления развились у крупных млекопитающих в связи с жизнью в открытых пространствах?
Многообразие млекопитающих
1.По каким признакам зайцеобразные отличаются от грызунов?
2.Каковы особенности строения хищных млекопитающих?
3.Чем китообразные отличаются от ластоногих?
4.Чем жвачные парнокопытные отличаются от нежвачных?
5.Чем хоботные отличаются от других млекопитающих?
6.Какие особенности насекомоядных животных говорят об их примитивности?
II. Ты - мне, я - тебе
Команды задают друг другу заранее подготовленные вопросы: 1 вопрос задают капитаны и 1-2 вопроса - члены команды. В игре могут принимать участие болельщики.
III. Черный ящик
Командам предлагается определить, что спрятано в черном ящике.
Скачать материал
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"
Цели:
обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;
развить интерес и познавательную активность учащихся.
Оборудование:
задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Филворд”, “Шифровки”, “Зоошутка”, “Аукцион”, “Черты характера”;
альбомные листы и цветные карандаши;
“Чёрный ящик”;
бочонок и фишки с номерами от 1 до 15;
секундомер.
Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
“РАЗМИНКА”
Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.
Оценка = количеству правильных ответов.
“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”
Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.
Оценка: 5 баллов.
“КТО ЛИШНИЙ?”
Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.
Оценка: 2 балла. Задание для 1 команды:
Собака, рысь, коза, корова, лошадь
(рысь – дикое животное) Задание для 2 команды:
Антилопа, зебра, верблюд, баран, лось
(верблюд – не имеет рогов)
Задание для 3 команды:
Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена
(белый медведь – обитатель другой природной зоны)
“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”
Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.
Оценка: 1 балл за каждую фамилию.
“РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”
Задание: распределить животных по отрядам.
Оценка: 1 балл за каждого представителя. Отряды:
А) Первозвери:
Б) Сумчатые:
В) Насекомоядные:
Г) Грызуны:
Д) Зайцеобразные:
Е) Рукокрылые:
Ж) Хищные:
З) Китообразные:
И) Ластоногие:
К) Парнокопытные:
Л) Непарнокопытные
М) Приматы: Представители:
1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;
7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;
11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;
23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;
26-морской котик; 27-выхухоль;
28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;
31-дельфин-белобочка;32-кролик;
33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;
36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.
Ответы:
А) 22; 38.
Б) 3; 7; 23; 28.
В) 24; 27.
Г) 1; 4; 25; 35; 36; 37.
Д) 32; 34.
Е) 5; 20.
Ж) 2; 6; 10; 15; 19.
З) 9; 11; 31.
И) 14; 26.
К) 18; 21; 30; 33.
Л) 8; 16; 17; 29.
М) 12; 13.
“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”
Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.
Оценка: 2 балла за каждый ответ.
1. Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?
(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)
2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)
3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)
4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)
5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?
(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)
6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?
(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)
7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)
8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.
(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)
9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?
(борьба за территорию, распределение пространства)
10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)
11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?
(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)
12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?
(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)
13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)
14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.
Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)
15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)
“АУКЦИОН”
Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.
Оценка: 5 баллов.
“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”
Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.
Оценка: 5 баллов.
Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку.
Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.
Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.
Какое животное в “чёрном ящике”?
(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)
“ШИФРОВКИ”
Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.
Оценка: 2 балла за каждую шифровку. Шифровки для 1 команды:
НАТУНОГРАГ (орангутанг)
КТУШНИЧА (тушканчик)
ТМУНГАС (мангуст)
ГЕБЕТОМ (бегемот) Шифровки для 2 команды:
ФЬНИЛДЕ (дельфин)
ЮРБЛЕВ (верблюд)
КСЛСУИ (суслик)
АОРНТАД (ондатра)
Шифровки для 3 команды:
НАТАОЛИП (антилопа)
ЛЬАГЕЗ (газель)
ДАЕЛОПР (леопард)
РБЕЗА (зебра)
“ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”
Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.
“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”
Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.
Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.
Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару. Задание для 1 команды:
СОБАКА – верность
ОВЦА – глупость
ЛЕВ – могущество
СЛОН – добродушие
ЛОШАДЬ – трудолюбие Задание для 2 команды:
ЛИСА – хитрость
ВОЛК – кровожадность
КРЫСА – злость
СВИНЬЯ – нечистоплотность
ОБЕЗЬЯНА – нахальство
Задание для 3 команды:
МЕДВЕДЬ – косолапость
ЗАЯЦ – трусость
КРОТ – скрытность
ОСЁЛ – упрямство
ОЛЕНЬ – быстрота
“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”
Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.
Оценка: 1 балл за каждый ответ.
Вопросы для 1 команды:
1. Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология)
2. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?
(нет, они обламываются и остаются в теле жертвы)
3. Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса)
4. Кто на себе лес носит? (олень)
5. Самое быстро бегающее животное. (гепард)
6. Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка)
7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)
8. Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки)
9. Какой зверь самый крупный? (кит)
10. Почему ближайших родственников зайцев-пищух называют сеноставками?
(они делают запасы сена на зиму)
11. Почему у зайца очень тонкая шкура?
(чтобы легче было вырываться из когтей и зубов хищника)
12. Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс)
13. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)
14. Кто собирает яблоки спиной? Зачем?
15. Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее)
16. Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки)
17. Что такое отара? (стадо овец)
18. Умеют ли плавать верблюды? (нет)
19. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка)
20. Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка)
Вопросы для 2 команды:
1. Как называется собачье “общежитие”? (псарня)
2. Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира)
3. Зимой голоден, а летом сыт. (волк)
4. Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение)
5. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)
6. Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)
7. Какой страшный зверь ест малину? (медведь)
8. Зачем китам усы? (роль сита при питании)
9. Какой зверь самый колючий? (дикобраз)
10. Для чего млекопитающим нужны вибриссы? (для осязания)
11. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет)
12. Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых)
13. Два – ста ухаста, два – ста рогаста, четыре - ста ходаста, один пыхтун, один вертун. Кто это? (корова)
14. Почему говорят: “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко)
15. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?
(волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней)
16. Какой орган чувств развит у кошки? (слух)
17. Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы)
18. Как определить возраст лошади? (по зубам)
19. У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос)
20. Именно эти животные были любимыми и у пророка Магомета, и у кардинала Ришелье. Кто они? (кошки)
Вопросы для 3 команды:
1. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)
2. Одинокие волки воют на луну? (нет, волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай, что территория занята)
3. Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна)
4. Что делают зимой ёж и медведь? (спят)
5. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет?
(у собаки на языке потовые железы, а у лошади на теле)
6. Кто сильнее: тигр или лев? (тигр)
7. У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда)
8. Кит – рыба или зверь? (морской зверь)
9. Почему у летучих мышей такие большие ушные раковины?
(чтобы улавливать эхо ультразвуковых волн)
10. Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери)
11. Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос?
(чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега)
12. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще)
13. Рында роет, Скирда скачет, Турман едет – съест тебя. (свинья, заяц, волк)
14. Каковы различия сумок кенгуру и коалы?
15. Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен)
16. Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте)
17. Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть)
18. Где у верблюда мозоли? (на груди, на коленях и пяточных суставах)
19. Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия)
20. У волков – стая, у коров – стая, а у львов? (прайд)
Подведение итогов урока и выставление оценок.