19 марта 2012 года мэром Москвы Сергеем Собяниным в Московскую городскую думу был внесён пакет законопроектов, которые определили административно-территориальное устройство новых территорий Москвы после её расширения с 1 июля 2012 года.
До расширения Москва была разделена на 125 внутригородских муниципальных образований - районов. Предложенные Собяниным законопроекты предусматривают переименование районов в муниципальные округа, также переименованы и муниципальные образования, включаемые в Москву: городские округа (их два - Троицк и Щербинка) будут именоваться «городские округа», а городские и сельские поселения будут носить общее (без подразделения на городское или сельское) название «поселения» (Внуковское, Вороновское, Воскресенское, Десёновское, Киевский, Клёновское, Кокошкино, Краснопахорское, Марушкинское, Михайлово-Ярцевское, Московский, Мосрентген, Новофёдоровское, Первомайское, Роговское, Рязановское, Щаповское, Филимоновское и Сосенское).
Участок, называемый отдельная площадка «Конезавод, ВТБ » (которая фигурирует в Соглашении об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 года в качестве «участка № 3» ), располагавшийся на территории сельских поселений Ершовского и Успенского Одинцовского района, вошёл в состав внутригородского муниципального образования муниципальный округ Кунцево . Также в состав этого округа вошла и отдельная площадка «Рублёво-Архангельское » «участка № 4» ), располагавшаяся на территории городского поселения Красногорск Красногорского района и сельского поселения Барвихинского Одинцовского района.
Участок отдельная площадка «Сколково » (в Соглашении об изменении границы от 29 ноября 2011 года он фигурирует в качестве «участка № 2» ), располагавшийся на территории городского поселения Новоивановского Одинцовского района, вошёл в состав внутригородского муниципального образования муниципальный округ Можайский .
Это позволило соблюсти обязательства, установленные законом города Москвы об особенностях организации местного самоуправления на присоединяемых к Москве территориях. Согласно этому закону, все существующие на момент присоединения муниципальные образования сохраняют свои статус и полномочия, какие у них были до присоединения к Москве .
Все дачные посёлки, деревни, сёла, посёлки и города после вхождения в состав Москвы перестали быть территориальными единицами (какими они были в составе Московской области), поскольку территориальными единицами являются только сохраняющие собственные органы муниципального самоуправления «городские округа» и «поселения» .
Властями Москвы было принято решение о создании двух дополнительных административных округов (на территории Москвы в границах до 1 июля 2012 года округов было 10) на присоединяемых к Москве территориях . Было объявлено общественное обсуждение вопроса наименования этих округов . 17 апреля 2012 года были установлены наименования округов, было решено, что на переходный период у обоих округов будет единая префектура - Префектура Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО), и был назначен единый префект - Алексей Валентинович Челышев . 8 ноября 2013 года префектом обоих округов стал Дмитрий Владимирович Набокин .
Административное устройство
Карта административного устройства Новой Москвы
Совокупность Троицкого и Новомосковского административных округов получила собственное название - ТиНАО. В состав ТиНАО Москвы целиком включены территории 21 муниципального образования в основном юго-западном массиве присоединённых к Москве территорий . Кроме того, в состав Москвы вошли три территории (отдельные площадки) в западном направлении (представляют собой два протуберанца и два эксклава) :
Административный округ |
Наименование территории |
Площадь, тыс. га | Население, тыс. чел. |
---|---|---|---|
Новомосковский | Поселение Сосенское | 6,681 | 15,62 |
Поселение Воскресенское | 2,477 | 8,85 | |
Поселение Десёновское | 5,296 | 14,7 | |
Поселение «Мосрентген» | 0,641 | 19,57 | |
Поселение Московский | 4,038 | 53,89 | |
Поселение Филимонковское | 3,572 | 6,72 | |
Поселение Внуковское | 2,561 | 7,02 | |
Поселение Рязановское | 4,141 | 20,23 | |
Поселение Марушкинское | 5 | 6,87 | |
Поселение Кокошкино | 0,9 | 15,69 | |
городской округ Щербинка | 0,753 | 47,5 | |
Троицкий | городской округ Троицк | 1,633 | 60,81 |
Поселение Щаповское | 8,606 | 8,32 | |
Поселение Краснопахорское | 8,8 | 4,78 | |
Поселение Михайлово-Ярцевское | 6,347 | 5,25 | |
Поселение Вороновское | 26,6 | 8,77 | |
Поселение Клёновское | 11,6 | 3,32 | |
Поселение Роговское | 17,6 | 2,91 | |
Поселение Первомайское | 11,9 | 8,19 | |
Поселение Новофёдоровское | 15,675 | 6,7 | |
Поселение Киевский | 6,09 | 13,72 | |
Западный (район Кунцево) |
Отдельная площадка «Рублёво-Архангельское » | ||
Отдельная площадка «Конезавод, ВТБ » | |||
Западный (район Можайский) |
Отдельная площадка «Сколково » |
Население
Наиболее крупными (более 5 тыс. человек) населёнными пунктами, которые включены в состав Москвы, являются:
Национальный состав населения территории по итогам Всероссийской переписи населения-2010 (в % от всего населения): русские - 87,56 %, украинцы - 2,09 %, армяне - 1,33 %, татары - 0,83 %, белорусы - 0,53 %, не указавшие нац. принадлежность - 4,67 % .
Предполагается, что к 2035 году на территории Новой Москвы будет проживать свыше миллиона человек , а согласно Генплану - свыше полутора миллионов .
Экономика
Согласно сообщению портала realestate.ru, затраты на Новую Москву составили 11 трлн рублей (16 млрд руб. на геодезические изыскания на площади новых городских районов, 32 млрд руб. - проектирование и разработка генплана, 1,1 трлн руб. - выкуп участка под строительство объектов, 9,35 трлн руб. - на само строительство) .
С 2012 года в Новую Москву инвестировано 750-800 млрд рублей, из них около 150 млрд - из городского бюджета .
Обсуждается проект создания на территории Новой Москвы особой экономической зоны площадью 20-30 га .
Развитие
Департамент развития новых территорий города Москвы
22 мая 2012 года принято решение создать в составе Правительства города Москвы новый департамент - Департамент развития новых территорий города Москвы . Его возглавил Владимир Фёдорович Жидкин .
Инфраструктура
Новые территории планируют развивать полицентрично: концепцией градостроительного развития новых территорий города Москвы предполагается создание 12 центров градостроительной активности («точек роста») на территориях, прилегающих к населённым пунктам: Румянцево (здесь планируется создать технопарк), посёлок Мосрентген (многофункциональный кластер: торговля, гостиницы, офисы, производство), Внуково (аэрокластер, административно-деловой и торгово-развлекательный комплексы), Коммунарка (многофункциональный административно-деловой кластер, медицинский кластер), Рязаново Троицк (образовательный кластер и инновационно-научный центр), Щапово (историко-рекреационный комплекс), Клёново (агропроизводственный кластер), Ярцево (логистический кластер), Вороново (историко-рекреационный комплекс), Рогово (агрокластер), Киевский (логистический кластер). Такой подход должен помочь избежать центростремительных транспортных потоков, характерных для «старой» Москвы. В рамках развития новых территорий предусматривается в перспективе создание около 1 млн рабочих мест. Разрозненные районы будут связаны дорогами и общественным транспортом .
В июле 2014 года заместитель руководителя Департамента развития новых территорий города Москвы Павел Перепелица выделил среди предусмотренных 12 центров градостроительной активности предполагаемую «тройку лидеров» по количеству рабочих мест к 2035 году: Коммунарку (около 200 тыс. рабочих мест), Внуково (около 180 тыс. рабочих мест), Румянцево (около 150 тыс. рабочих мест). Он отметил, что для центров выбраны участки, находящиеся вокруг существующих населённых пунктов и имеющие хорошие инфраструктурные условия . Новая Москва, по замыслу проектировщиков, должна создать 1 млн новых рабочих мест и обеспечить жильём 2 млн чел . К 2017 году было создано 100 тыс. рабочих мест, их суммарное количество достигло 185,6 тыс. .
Генеральный план развития
Транспорт
Один из важнейших ключевых вопросов создания Новой Москвы - общественного транспорта - предполагается решать за счёт проведения в неё новых маршрутов наземного городского транспорта, задействования электропоездов на действующих железнодорожных линиях, а также сооружения новых и продления существующих линий Московского метрополитена .
Метрополитен
На территории Новой Москвы располагаются восемь действующих станций Московского метрополитена. Шесть из них - «Румянцево », «Саларьево », «Филатов луг », «Прокшино », «Ольховая » и «Коммунарка » - относятся к Сокольнической линии . Еще две - «Говорово » и «Рассказовка » - были открыты летом 2018 года в составе Калининско-Солнцевской линии ; в будущем запланировано продление этой линии ещё на две станции вглубь Новой Москвы - «Пыхтино » и «Внуково ».
Идёт подготовка к началу строительства линии на Коммунарку , четыре станции первой очереди которой будут располагаться на территории Новой Москвы. Проектируется Рублёво-Архангельская линия , которая свяжет ММДЦ «Москва-Сити » с отдельной площадкой Рублёво-Архангельское , и Бирюлёвская линия , которая придёт в Новую Москву от станции метро «Кленовый бульвар » Третьего пересадочного контура . У станций «Саларьево» и «Рассказовка» планируется создание крупных транспортно-пересадочных узлов . Предполагается, что к 2035 году на территории Новой Москвы будет действовать от 29 до 33 станций метро .
Автомобильный транспорт
ЦКАД. Участок на территории Новой Москвы планируется сделать платным
Основными автомобильными трассами в Новой Москве являются Киевское и Калужское шоссе . Самой длинной магистралью на территории Новой Москвы станет трасса Мамыри - Шарапово длиной 31,4 км .
К июню 2017 года в Новой Москве построено 27 км новых дорог, реконструировано ещё 14,5 км дорог, построено два путепровода над путями Киевского и Курского направлений. В процессе строительства находится 62 км, ещё 108 км - проектируется . Согласно Генплану к 2035 году протяжённость дорог Новой Москвы увеличится с 1461 км до 2088 км .
К 2025 году планируется построить Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД) , которая на территории Новой Москвы будет располагаться на расстоянии 50 км от МКАД .
Ожидается, что к 2035 году в Новой Москве будет построено 1156 км дорог .
Железнодорожный транспорт
По сравнению с 2012 годом увеличилось количество поездов, курсирующих на Киевском направлении, сократились интервалы в часы пик. Был организован новый маршрут скоростных электричек от Киевского вокзала до Новопеределкина . В ходе дальнейшей реализации проекта модернизации Киевского направления будет реконструировано 15 станций и построено 3 новых; будет проложен третий путь от платформы Солнечная до Апрелевки и четвёртый - от Киевского вокзала до Апрелевки. Будут ликвидированы плоскостные железнодорожные переезды , вместо них вводятся в строй путепроводы , три из которых уже введено в эксплуатацию, строительство ещё двух находится в стадии планирования . Строительство нового остановочного пункта Санино в черте Новой Москвы (между платформами Кокошкино и Крёкшином) планируется закончить в 2019-2020 годах .
Запланировано строительство новых путей, реконструкция существующих, а также строительство новых остановочных пунктов . Станция Щербинка , находящаяся на территории одноимённого городского округа Новой Москвы, а также строящаяся платформа Остафьево , расположенные на Курском направлении МЖД, будут обслуживаться вторым маршрутом Московских центральных диаметров (МЦД-2, Нахабино-Подольск) .
Автобус
С 2012 года было введено 34 новых автобусных маршрута, подготавливается ввод ещё 13 маршрутов .
Трамвай
К 2035 году в Новой Москве планируется построить 3 трамвайных депо, 178 км линий и около 600 остановок, которые будут обслуживать 9 маршрутов .
Аэропорты
На территории Новой Москвы находятся два международных аэропорта - «Внуково » и «Остафьево » .
Общественные оценки
В январе 2018 года, по данным опросов ВЦИОМ , 39 % совершеннолетних жителей ТиНАО чаще всего пользовались общественным транспортом для совершения поездок по городу. 37 % совершеннолетних пользователей общественного транспорта в Новой Москве оценивали транспортную ситуацию положительно, еще 38 % считали ситуацию удовлетворительной .
Недвижимость
К июню 2017 года в Новой Москве построено почти 11 млн м² недвижимости, в том числе 8 млн м² жилья. К 2025 году планируется построить 100 млн м², в том числе 60 млн м² жилья .
Социальная сфера
За 5 лет существования Новой Москвы на её территории открыто 47 новых объектов социальной инфраструктуры, в том числе 30 детских садов, 10 школ и 7 объектов здравоохранения. К 2035 году планируется открыть более чем 1300 подобных объектов .
По состоянию на январь 2018 года с момента присоединения в Новой Москве было открыто 13 новых парков , к 2035 году планируется открыть ещё 78 . Крупнейшим среди них должен стать спортивно-оздоровительный парк «Красная Пахра», проект которого был утверждён мэром Москвы в декабре 2017 года .
Экология
До начала 2016 года у пересечения Калужского шоссе и Московского малого кольца располагался полигон ТКО (твёрдых коммунальных отходов) «Малинки» площадью 8 га, к настоящему моменту закрытый. По состоянию на апрель 2017 года полигон не был рекультивирован и оказывал активное воздействие на окружающую среду. Прилегавшие в полигону земли площадью около 47 га, согласно выводам комиссии московского правительства, находились «в нарушенном деградированном состоянии и требовали восстановления». Были произведены неотложные аварийно-спасательные работы, на которые было затрачено полмиллиарда рублей .
В октябре 2017 года было объявлено о принятии решения о строительстве в начале 2018 года на том же месте нового полигона, который должен был стать крупнейшим в регионе . Однако уже в декабре 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин принял решения о консервации полигона .
См. также
- Список населённых пунктов, вошедших в состав Москвы 1 июля 2012 года
- Большой Берлин - расширение Берлина в 1920 году
- Парабола Ладовского - план линейного расширения Москвы в сторону Ленинграда
Примечания
Источники
- Инвесткафе - Новая Москва не сразу строилась (недоступная ссылка) .
- Новая Москва: землю выкупят по рыночной цене, но… - За городом: Недвижимость // infox.ru
- С.Собянин, выступление в Московской городской Думе «Отчёт о результатах деятельности Правительства Москвы за 2011-2012 годы» C. 4-5, «Большая Москва»
- Газеты пишут о расширении Москвы .
- Москва в новом ключе: что даёт городу поглощение Подмосковья: Экономика // РБК .
- 1 июля официально расширены границы Москвы (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 14 октября 2017. Архивировано 6 ноября 2016 года.
- Ирина Кувезенкова. Новой Москве - пять лет (неопр.) . stroi.mos.ru . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (27 июня 2017). Дата обращения 14 октября 2017.
- Корр. ИТАР-ТАСС Даниил Студнев. В 2012 году Москва вошла в десятку самых крупных мегаполисов мира
- «Соглашение об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью» от 29.11.2011 (утв. постановлениями Московской городской Думы от 07.12.2011 N 372 и Мособлдумы от 07.12.2011 N 1/177-П)
- О внесении изменений в Закон города Москвы от 15 октября 2003 года № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве». (недоступная ссылка) (Проект).
- В составе «Большой Москвы» будут почти полторы сотни муниципальных образований. Интерфакс - Россия.
- Закон о местном самоуправлении в «большой Москве» внесен в Мосгордуму. (недоступная ссылка) РБК.
- В Москве после расширения границ поселения сделают территориальными единицами. (недоступная ссылка) РБК.
- Два новых административных округа могут появиться на присоединяемых к Москве территориях. (недоступная ссылка) RBC.ru
- Общественное обсуждение. «О наименовании новых административных округов на присоединяемой к Москве территории» . Информационное сообщение на сайте Правительства города Москвы.
- На территории новых округов Москвы не будет районных управ. ИТАР-ТАСС.
- Назначен новый префект Троицкого и Новомосковского округов Москвы - Новости Mail.Ru
- Новая Москва (неопр.) . stroi.mos.ru . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы.
- Карта проекта согласованных предложений властей столицы и области по расширению границ Москвы (по состоянию на сентябрь 2011 года). (неопр.) . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (19 августа 2011 года). Дата обращения 12 сентября 2011. Архивировано 12 сентября 2011 года.
- moya_moskva: новые границы Москвы [ ]
- Округа и поселения ТиНАО (неопр.) . stroi.mos.ru . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Дата обращения 15 октября 2017.
- Население дано по переписи 2010 года. Таблица 2. Численность населения районов и городских населённых пунктов субъектов Российской Федерации // Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года : Стат. сб./Росстат.. - Москва: ИИЦ «Статистика России», 2011. - С. 32 - 86 .
- Население дано по перечню населённых пунктов Московской области Архивировано 11 января 2012 года. , составленному при проведении муниципальной реформы 2005 года.
- Итоги ВПН-2010 по г. Москве и Московской области (в границах на 1 июля 2012г.)
- Алеся Чернявская. Жить по-столичному: Новой Москве - 5 лет (неопр.) . stroi.mos.ru . Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (30 июня 2017). Дата обращения 15 октября 2017.
Информирует население Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы о регистрации детей для поступления в дошкольные образовательные учреждения и комплектовании на новый 2012-2013 учебный год.
До создания окружных служб информационной поддержки на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы первичная регистрация детей в дошкольные учреждения осуществляется в действующих службах информационной поддержки города Москвы при отсутствии у заявителя возможности самостоятельно зарегистрировать ребенка в электронном реестре через сайт
http://pgu.mos.ru/ru/ с использованием сети Интернет.
Сотрудники окружных служб информационной поддержки производят регистрацию детей в электронном реестре по рабочим дням с 9.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00, на основании личного обращения заявителя при предъявлении подлинников документов (паспорта заявителя, свидетельства о рождении ребёнка, при наличии льгот — документа, их подтверждающего).
С 01 октября 2012 года база очередников Троицкого и Новомосковского АО города Москвы будет загружена в Автоматизированную информационную систему «Комплектование ДОУ». Повторной регистрации детей Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы не требуется.
После 1 октября 2012 года в целях предоставления возможности просмотра на сайте
http://pgu.mos.ru/ru/ очередности в дошкольные образовательные учреждения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы и актуализации сведений о ребенке родителям необходимо в окружных службах информационной поддержки города Москвы предъявить свидетельство о рождении ребенка для занесения его номера в базу.
Комплектование дошкольных образовательных учреждений Троицкого и Новомосковского административных округов на новый 2012/2013 учебный год было завершено органами образования Московской области до 1 июля 2012 года.
С 1 октября и до конца 2012 года доукомплектование будет проводится на освободившиеся места, а также, в связи с вводом в эксплуатацию новых дошкольных образовательных учреждений в соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 11.02.2011 № 126 и в порядке очередности, сформировавшейся в Троицком и Новомосковском АО г. Москвы по состоянию на 1 июля 2012 года.
В соответствии с Порядком комплектования государственных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, системы Департамента образования города Москвы перевод детей из одного учреждения в другое производится на основании приказа окружного управления образования только в следующих случаях:
. на время капитального ремонта учреждения;
. на время строительства на месте сноса учреждения;
. на летний период.
В новом 2012/2013 учебном году возможность зачисления детей в ДОУ при переезде в другой административный округ г. Москвы имеется только при наличии свободных мест и отсутствии по возрасту детей очередников из базы очередности, сформировавшейся в Троицком и Новомосковском АО г. Москвы по состоянию на 1 июля 2012 года. Родители, чьи дети посещают детский сад города Москвы, желающие перевести ребенка в ДОУ по месту жительства в Троицкий или Новомосковский АО города Москвы, могут обратиться в одну из окружных служб информационной поддержки города Москвы и внести приоритетное ДОУ по месту жительства в связи с переездом.
По вопросам доукомплектования дошкольных учреждений Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы обращаться в дошкольный отдел ТиНАО Юго-Западного окружного управления образования по адресу: г. Щербинка ул. Типографская 2а (милицейский поселок) в приемный день (вторник с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 16.00) или по телефону 8-495-712-98-46.
При необходимости, за информацией, связанной с регистрацией детей для поступления в дошкольные образовательные учреждения и порядком доукомплектования на 2012-2013 учебный год, также необходимо обращаться к руководителям дошкольных образовательных учреждений по месту жительства.
Телефон для обращений родителей в
ОСИП ТиНАО: 8-495-712-98-46"
Прошло 1,5 года, как Москва приросла новыми территориями - Троицким и Новомосковским округами.
Образовательное сообщество Москвы увеличилось на 72 государственных, 33 муниципальных и 6 негосударственных образовательных учреждений. В настоящее время численность обучающихся школ составляет 25,2 тыс. человек, численность воспитанников дошкольных учреждений - 11,8 тыс. человек.
Мы выбрали эту некруглую дату для подведения итогов нашей работы, так как посчитали, что произошел перелом как в работе образовательных организаций, так и в сознании педагогического сообщества, - когда коллективы реально ощутили себя гражданами Москвы не только по названию, но и по существу понимания тех социально-образовательных изменений, которые происходят в городе. Пришло осознание, что социальные процессы в рамках одного поселения не могут развиваться локально и независимо от всего городского пространства. Урбанизация новых территорий в первую очередь определила самую актуальную задачу - максимальное удовлетворение запросов населения в качественных образовательных услугах. Поэтому на протяжении 1,5 лет основные усилия сосредоточились на создании необходимых материально-технических, финансовых и организационных условий для реализации образовательного и воспитательного процессов, выравнивания их с основной территорией города Москвы.
Обеспечение доступности дошкольного, общего и дополнительного образования
Наиболее острой проблемой для нас было и остается удовлетворение спроса населения на дошкольное образование.
С 1 сентября 2012 года очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет сократилась с 3704 до 389 детей. В настоящее время очередь детей этой возрастной категории сохраняется только в Щербинке. Администрация Щербинки получила необходимые межбюджетные трансферты на перепрофилирование групп в дошкольных учреждениях и взяла на себя обязательства по ликвидации очередности в муниципальные детские сады детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 апреля 2014 года.
Вместе с тем потребности в услугах дошкольного образования растут опережающими темпами. Это связано с большими объемами жилищного строительства и внутренней миграцией населения ТиНАО. Поэтому на 1 сентября 2014 года мы ожидаем, что очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет составит около 1300 человек.
Обеспечение доступности общего образования
За прошедший год численность школьников увеличилась более чем на 2 тысячи человек, что составило 9% роста. Таким образом, по численности обучающихся ТиНАО обогнали ЗелАО почти на 500 детей. В 2014 году увеличение контингента учащихся мы прогнозируем на уровне 3%.
Несмотря на то что в 2013 году были введены 2 школы на 675 мест и 1000 мест (в поселениях Остафьево и Внуковское), планируемый рост численности населения на новых территориях уже сегодня ставит серьезную задачу обеспечения местами в школах. Особенно остро проблема стоит в школах НАО, в которых наполняемость в отдельных классах превышает 30 человек, а число параллелей доходит до 3-4. Есть территории, на которых возникают риски перехода на двухсменное обучение. Это школы поселений Московский, Сосенское, Рязановское. Например, в школу №2065 в поселении Московский за 10 дней с момента открытия регистрации в 1-й класс зарегистрировались 105 будущих первоклассников, тогда как за прошлый год их пришло 203.
И наконец, третья задача - удовлетворение спроса населения на дополнительное образование детей.
Охват детей дополнительным образованием составляет более 14 тысяч человек, или 57% от общей численности.
Программы дополнительного образования для детей, проживающих на территории ТиНАО, кроме Троицка и Щербинки, реализуются в:
- 266 объединениях в государственных общеобразовательных организациях;
- государственных учреждениях культуры и физкультуры и спорта.
Программы дополнительного образования для детей, проживающих на территории Троицка и Щербинки, реализуют в 84 объединениях дополнительного образования школ и в 6 муниципальных учреждениях дополнительного образования.
В основном дополнительное образование представлено такими программами, которые требуют минимальных условий для их реализации, то есть при использовании имеющихся в школах материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Это относится к программам спортивной направленности, не требующих специально оборудованных площадей (гимнастика, боевые искусства), эстетической и творческой направленности, также требующих минимального оснащения и невысокой квалификации педагогов (рукоделие, вокал, изостудии).
Большим подспорьем в этой работе стали 7 спортивных комплексов, построенных в 5 школах Троицкого округа в рамках программы благоустройства образовательных организаций и 2 школах-новостройках. Вместе с тем нереализованными остаются направления дополнительного образования, которые могут служить профессиональным ориентиром для детей. Это технические, военно-спортивные и научные направления дополнительного образования. Кроме этого в ТиНАО сложился серьезный дефицит услуг психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Их сейчас нет, население вынуждено обращаться в организации ЮЗАО.
Таким образом, имеющаяся инфраструктура дополнительного образования детей не обеспечивает многообразие форм дополнительных образовательных программ для учащихся и ограничивает возможность выбора.
Открытость деятельности образовательных организаций
Обеспечение доступности образования невозможно в полной мере реализовать без открытости системы образования.
Открытость системы образования подразумевает не только ее информационную прозрачность, но и возможность участия в ее управлении семей, представителей общественности, так как именно они основные заказчики образовательных услуг и главные оценщики их качества.
Открытость системы образования можно рассматривать с нескольких позиций:
- использование открытой, независимой от человеческого фактора системы электронной записи в ДОУ, первые классы и объединения дополнительного образования;
- создание информационной среды учебного заведения;
- государственно-общественное управление системой образования.
За прошедший период была проделана большая работа по формированию базы дошкольников, созданию и организации территориальных ОСИП, но в настоящее время у населения отсутствует возможность самостоятельно зарегистрировать детей на портале госуслуг из-за отсутствия адресного перечня, сформированного БТИ округа, поэтому регистрация детей осуществляется непосредственно в школах и ОСИП. И если нормальное функционирование системы электронной регистрации детей на государственные образовательные услуги не зависит от самих учреждений, то обеспечение информационной открытости и взаимодействия с внешней средой лежит в поле ответственности самих учреждений. Все школы ТиНАО ведут электронные журнал и дневники и обеспечивают наполнение школьных сайтов.
Однако анализ их использования показал, что данные их этих ресурсов не передают на портал государственных услуг школы №1391, 2061, 2071. По данным ежемесячного мониторинга информационного наполнения сайтов, из всех учреждений только 3 учреждения разместили требуемую информацию в полном объеме. Средний процент заполнения минимально необходимой информации по ТиНАО составляет 80%, это говорит о том, что руководители образовательных организаций не до конца осознали, что школьный сайт не просто визитная карточка учреждения, но и активный инструмент взаимодействия с родительской общественностью.
Во всех учреждениях завершена работа по созданию управляющих советов. В состав включены, а зачастую и возглавляют, представители администраций поселений, муниципальных собраний. И поэтому сейчас важно переходить на новый уровень включенности управляющих советов в жизни школы.
Третьей важной проблемой, которую мы решаем в приоритетном порядке, было и остается ресурсное обеспечение образовательных организаций: материальные, финансовые, кадровые ресурсы.
Ресурсное обеспечение
Формирование материально-технической базы образовательных организаций
За последние 1,5 года произошли качественные изменения в обновлении материально-технической базы образовательных организаций. За это время в систему было вложено более 1,2 млрд руб.
Удельные расходы бюджетных средств на создание материально-технических условий в расчете на 1 обучающегося показывают рост вложений в 2013 году в 2 раза.
Активно идет обновление парка ИКТ-оборудования.
Финансирование образовательных организаций
Динамика финансирования государственных заданий и предоставления целевых субсидий на обеспечение образовательной инфраструктуры: в расчете на 1 обучающегося, воспитанника финансирование с 2012 года увеличилось в 1,2 раза, прогноз на 2014 год составляет 89,5 тыс. руб. на 1 обучающегося, воспитанника.
Кадровые ресурсы
Однако важно не только получить деньги, но и грамотно ими распорядиться. На кого направлена основная доля расходов субсидий? На работников, которые непосредственно участвуют в образовательном процессе, на повышение их уровня оплаты труда. Возрастная структура педагогических кадров неоптимальна - доля руководителей и учителей, проработавших в общеобразовательном учреждении Москвы свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет. Доля педагогических работников пенсионного возраста составляет более 20%. Это говорит о застойном характере кадровых процессов.
При проведении кадровой политики мы руководствовались, с одной стороны, организацией системы обучения и повышения квалификации кадров, с другой стороны, обновлением их состава, все это старались сопровождать повышением уровня оплаты труда.
Средний рост заработной платы основного педагогического персонала за 2013 год составил 51% в государственных школах; 46% - в школах Троицка; 28% - в школах Щербинки.
Среднемесячная заработная плата воспитателей за прошедший год увеличилась на:
- 64% в государственных детских садах;
- 46% в ДОУ Троицка;
- 42% в ДОУ Щербинки.
Рост заработной платы в государственных образовательных организациях обеспечен не только за счет роста нормативов финансирования, но и за счет изменения структуры расходов, например, из штатов школ выведены повара, оплата услуг Интернета, противопожарных мероприятий, обслуживание компьютерной техники осуществлялось не за счет субсидии на выполнение госзадания, а за счет целевых субсидий.
При этом в уровне оплаты труда работников школ ТиНАО и остальных округов Москвы сохраняется дифференциация, причины которой:
1) Меньшие фактические расходы на 1 обучающегося.
2) Низкая наполняемость классов отдельных школ (в основном в ТАО).
Из 30 государственных общеобразовательных учреждений ТиНАО 6 школ имеют численность контингента менее 200 обучающихся и наполняемость классов менее 15 человек, и 17 школ имеют численность контингента менее 550 обучающихся. Среднее соотношение учитель-ученик в этих шести школах составляет 1:13.
Несмотря на то что в целом по ТиНАО уровень заработной платы педагогических работников ниже, чем средняя заработная плата в экономике региона, 4 школам удалось выполнить указ Президента РФ в части доведения оплаты труда педагогических работников до уровня средней заработной платы по экономике Москвы (57 323 руб.).
Качество образования
Насколько эффективно вложенные ресурсы влияют на качество образования в наших образовательных организациях? Для оценки качества образования использованы результаты стандартных процедур оценивания: ЕГЭ, всероссийской олимпиады и независимой диагностики качества образования. Характеризуя результаты сдачи ЕГЭ учащихся, следует отметить, что:
- рост зачетных результатов ЕГЭ в динамике за период 2011-2013 годов, за последние 3 года доля выпускников, сдавших ЕГЭ более чем на 220 баллов по трем предметам, увеличилась с 10 до 17,6%;
В сравнении с другими округами Москвы в ТиНАО результаты ЕГЭ все еще относительно низкие.
Результаты всероссийской предметной олимпиады 2013 года показывают сопоставимый с московскими школами уровень результатов только в Троицке.
Показательны результаты независимой оценки качества образования.
В стартовой диагностике качества образования приняли участие все школы ТиНАО, но на рубежную диагностику, например, по физике вышли 13 школ из 42, в которых есть 11-е классы. В отношении остальных школ можно сделать вывод, что сами педагоги настолько сомневаются в качестве своей работы, что не готовы к независимой диагностике своих учеников.
Независимая диагностика по физике в 11-х классах показала, что в 3 школах ТиНАО результаты выше, чем средний уровень по Москве: МАОУ «Лицей города Троицка», МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова», школа №2057 (поселение Кокошкинское). В остальных школах качество преподавания физики оставляет желать лучшего, а профильный класс в школе №2070 показал низкий коэффициент результативности - 0,65 при среднем коэффициенте по городу - 1.
Причины недостаточного уровня образовательных результатов:
- несоответствие квалификации педагогов современным требованиям качества образования;
- отсутствие возможности у детей выбора образовательных программ или профиля;
- отсутствие целенаправленной работы с одаренными детьми и детьми, мотивированными на высокие результаты;
- не используются возможности дистанционных технологий в образовательном процессе, ресурсов ведущих вузов и научных организаций.
Состояние воспитательной деятельности
Образование и воспитательная работа - это неразрывные процессы педагогической деятельности школы. Воспитательная компонента образовательных программ в школах реализуется через программы дополнительного образования, программы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, через развитие ученического самоуправления, внедрения навыков здорового образа жизни.
В ТиНАО отсутствуют центры дополнительного образования и воспитания, поэтому начиная с 2014 года в обоих округах определены школы, которые выступают в качестве ресурсных центров по направлениям воспитательной работы - по патриотическому воспитанию, формированию культуры здорового образа жизни, по программам толерантности и профилактике асоциальных явлений. На реализацию комплексных мероприятий по этим направлениям на уровне округа этим учреждениям в 2014 году дано государственное задание на выполнение госработ.
Понимая, как сложно измерить результаты воспитательной работы, мы серьезно и внимательно рассматриваем такие показатели, как численность обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, и количество правонарушений среди обучающихся.
В настоящее время на учете в КДН состоят 70 обучающихся. Снижение показателя составило 12,5% по сравнению с 2012-2013 учебным годом.
Оценка эффективности управления финансовыми ресурсами
Умение грамотно управлять бюджетом школы в конечном счете должно сказываться на результатах ее деятельности. С одной стороны, школы просят деньги на обновление инфраструктуры, а с другой стороны, не могут ими эффективно распорядиться, оставляя большие средства на счетах. Так, по состоянию на 1 января 2014 года остатки целевых субсидий образовательных организаций составили 322,5 млн руб., или 49% от общего объема ассигнований без учета незакрытых контрактов на 140 млн руб. Не в таких масштабах, но тем не менее следует отметить, что остатки субсидий на выполнение госзаданий составили 183,1 млн руб., или 7,5% от общего объема субсидий на выполнение госзаданий.
Эффективность управления финансовыми и кадровыми ресурсами влияет на дифференциацию в оплате труда работников образовательных организаций.
Вот как выглядит распределение средних заработных плат педагогических работников школ внутри округа: дифференциация доходит до 200 процентов.
При этом в некоторых школах показатель среднемесячной заработной платы в целом за год показал динамику снижения относительно периода за 9 месяцев этого же года. И если на объем субсидий и заработную плату в школах влияет фактор численности обучающихся, который не всегда по объективным причинам зависит от самой школы, то дошкольные учреждения объективно не испытывают недостатка в воспитанниках. Финансирование детских садов осуществляется в одинаковых условиях. Так выглядит картина распределения детских садов по показателю оплаты труда:
Тем не менее в дошкольных учреждениях дифференциация тоже более чем в 1,5 раза, при этом в учреждениях, где сложилась низкая заработная плата, остатки на конец финансового года составляют более 1 млн руб. На мой взгляд, это результат некачественного планирования финансово-хозяйственной деятельности, при котором в течение года не было обеспечено равномерной оплаты труда. Для организации эффективного управления финансовыми ресурсами необходимо наличие эффективных специалистов - экономистов и бухгалтеров, которые в связке с руководством школы могут формировать адекватную политику распределения ресурсов. Для этого перед учреждениями была поставлена задача перехода на самостоятельную организацию финансово-экономической службы. Сегодня в системе 12 учреждений, ведущих самостоятельный бухгалтерский учет. На этапе перехода находятся 43 учреждения. Коллективы оставшихся 14 учреждений еще не приняли решение о переходе на самостоятельное ведение бухучета. При этом в двух случаях школы подают предложения на создание комплексов, не имея собственной финансовой службы (СОШ №2061, 2076).
Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на все сложности переходного периода, динамика развития системы образования ТиНАО все же положительная. Вместе с тем, анализ текущего состояния позволяет сформулировать 3 комплексные проблемы, решение которых еще не состоялось и они поставлены в качестве задач на 2014-2015 годы:
Диспропорции в равенстве доступа к услугам сферы образования: дошкольным, общего образования, дополнительного и профессионального образования.
Низкий уровень качества образования во многих образовательных организациях округа.
Откровенно слабый кадровый состав образовательных организаций.
Для решения этих комплексных задач управлением совместно с советом директоров намечены мероприятия по повышению качества работы образовательных организаций ТиНАО и предложены индикаторы, отражающие результаты их выполнения.
Задача обеспечения равенства доступа к государственным образовательным услугам будет выполняться за счет:
Формирования оптимальной образовательной сети и инфраструктуры, обеспечивающей комплексную доступность образовательных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей:
Строительство новых объектов образования:
В настоящее время в АИП города Москвы на 2014 г. предусмотрено строительство следующих объектов образования на территории ТиНАО, представленных на слайде:
Для ускорения ввода объектов нового строительства мы подготовили предложение о переносе утвержденных в АИП сроков строительства детских садов с 2015-2016 годов на более ранний срок - 2014-2015 годы:
Подготовлены предложения по выбору земельных участков под строительство образовательных комплексов, интегрирующих общее и профессиональное образование, которые в настоящее время находятся на согласовании в Департаменте развития новых территорий.
- Создание многоуровневых образовательных комплексов как новых центров социально-культурной активности населения. К апрелю 2014 г. в ТиНАО начнут работать 25 образовательных комплексов. Таким образом, из 72 государственных образовательных организаций останется 34 юридических лица, что позволит говорить о дальнейшей интеграции образовательных учреждений.
Создание 2 центров психолого-медико-социальной службы.
- Создание филиала РЦОИ на базе школы №2063.
Как показатели решения задачи определены следующие индикаторы.
Повышения качества общего образования:
- Внедрение эффективного учебного плана (3 школы - №2065, 2063 (поселение Московский), 2067 (поселение Воскресенское).
- Организация сетевого взаимодействия между образовательными организациями с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории, обеспечения возможности выбора профиля в старших классах.
- Повышение качества подготовки участников олимпиад различного уровня.
- Максимальное участие образовательных организаций в независимой диагностике качества образования.
- Использование возможностей ведущих вузов и научных организаций, в том числе в очно-заочной и дистанционной форме.
- Повышение профессионального уровня педагогических кадров через внедрение механизмов эффективного контракта, стажировочных площадок, процедур согласования с органами ГОУ школы.
- Создание условий для конкурентных механизмов привлечения высокопрофессиональных педагогических кадров.
- Организация межшкольных мероприятий - как для учителей, так и для учащихся.
- Разработка программы образовательной и культурной интеграции мигрантов.
- Создание ресурсных центров на базе школ с предоставлением госзаданий на выполнение госработ по направлениям.
- Использование социокультурных, интеллектуальных и физкультурно-спортивных ресурсов не только новых территорий, но и в целом города Москвы в социализации и образовании обучающихся с организацией транспортного обеспечения (2014 год - 114,5 млн руб.).
Планируемые результаты достижения задачи повышения качества образования:
Повышения эффективности управления в сфере образования:
- Переход всех образовательных организаций на самостоятельное ведение бухгалтерского учета.
- Создание профессиональной службы контрактных управляющих, в том числе за счет введения аутсорсинга.
- Привлечение высококвалифицированных специалистов и создание условий для роста оплаты труда, в том числе за счет перевода отдельных расходов образовательных организаций в разряд целевых субсидий, перехода на нормативный расчет субсидий на содержание имущества, который для большинства школ ТиНАО дал рост общего объема субсидий на госазадание; оптимизацию общехозяйственных расходов учреждений при объединении.
Формирование эффективных управленческих команд на уровне школ.
- Развитие государственно-общественного управления через участие представителей общественности в управленческих командах школы, расширение реальных полномочий УС; создание окружного УС с полномочием участия в процедуре назначения руководителей образовательных организаций.
- Формирование и выращивание кадрового резерва руководителей образовательных организаций.