Во множественном числе существительные всех типов склонения и дательном, творительном и предложном падежах имеют одинаковые окончания (см. таблицу склонения на стр. 97-98).
В именительном, родительном и винительном падежах окончания не совпадают.
- Именительный падеж. 1. Существительные женского рода имеют окончания -ы, -и: нора - норы, тень - тени.
- Существительные мужского рода имеют, как правило, окончание -ы, -и: пол - полы, нуль - нули, домишко - домишки. Некоторые существительные имеют окончание -а, -я: сорт - сорта, thm - дома, учитель - учителя. Разные окончания нередко указывают на различие в значении слов. Ср.: цветы (растение) - цвета (юна, расцветка), мехи (кузнечные) - меха (изделия из меха).
- Существительные мужского рода на -анин, -янин оканчива- ЮІСЯ на -ане, -яне, т. е. имеют окончание -е: горожанин - горожане, крестьянин - крестьяне.
- Существительные мужского рода на-онок, -ёнок оканчиваются на -ат-а, -ят-а, т.е. имеют окончание -а: медвежонок - медвежата, чертенок - чертенята.
- Существительные среднего рода имеют окончание -а, -я: дело - дела, поле - поля, решение - решения. Некоторые существительные имеют окончание -и: плечо - плечи, ухо - уши (чередование согласных х: ш), яблоко - яблоки.
- Существительные среднего рода небо, чудо имеют наращение -ес: небеса, чудеса.
- Родительный падеж. 1. Существительные женского рода 1-го склонения на -ия, -ья имеют на конце основы -ий: армия - армий, гостья - гостий (но под ударением: семья- семей). В существительных на -ня мягкий знак не пишется; башня-башен, вишня - вишен (появляется беглый е).
Если в существительных перед суффиксом -ня находится гласный, то в род. пад. пишется ь: яблоня - яблонь, пустыня - пустынь, простыня - простынь.
- В именах существительных (всех трех родов) после шипящих ь в род. пад. не пишется: удача - удач, роща - рощ, сеча - сеч; училище - училищ, плечо - плеч, сапожищ, ручищ.
- Существительные 2-го склонения мужского рода с основой на твердый согласный или -ой оканчиваются на -ов, -ев: столов, героев.
- Существительные мужского рода на -ий в род. пад. оканчиваются на -ев. Например: гений - гениев, пролетарий - пролетариев. Это же окончание имеет и существительное мужского рода подмастерье - подмастерьев.
- Слова с основой на мягкий согласный и на шипящие имеют окончание -ей. Например: коней, ножей.
- Существительные мужск. рода на -ане, -яне, -ата, -ята не имеютгокончания. Например: граждан, крестьян, медвежат, ребят. Не имеют окончания в род. пад. множ, числа еще несколько слов: глаз, чулок, сапог, волос, солдат, драгун, турок, болгар, грузин, цыган, осетин.
- Существительные среднего рода обычно не имеют окончания. Например: дел, окон. Некоторые слова имеют окончание -ей: морей, очей, полей, ушей.
- Существительные среднего рода на -ье оканчиваются в род. пад. на -ий. Например: копье - копий, ущелье - ущелий. Однако несколько слов имеют окончание -ев. Например: платьев, звеньев перьев, поленьев, низовьев, верховьев, а также остриёв.
- Существительное ружье оканчивается в род. пад. множ* числа на -ей: ружей.
- Существительные среднего рода на -ико, а также слова облако, очки в род. пад. имеют окончание -ов. Например: плечиков, колесиков, облаков, о^/соя.
- Существительное среднего рода щупальце склоняется по типу слов на -це (зеркальце и др.). В род. пад. оно оканчивается на -ец: щупальца - щупалец.
- Творительный падеж. В творительном падеже множественного числа наряду с обычным окончанием -ями существительные с основой на шипящий имеют окончание -ами. Например: пустошами, мышами. Некоторые существительные могут иметь двоякие окончания: -ями и -ьми. Например: лошадями- лошадьми, костями - костьми, дверями - дверьми, плетями - плетьми. При этом наблюдается перенос ударения на окончание. Их употребление характерно для разговорной речи.
Еще по теме § 64. Особенности склонения имен существительных во множественном числе:
- §5.Категория рода имен существительных и ее предметно-смысловое содержание
- §26.Общие выводы из обзора основных морфологических типов имен существительных
- §28.Виды грамматического соотношения между формами единственного и множественного числа имен существительных
Склонение имен существительных во множественном числе
Тема: Склонение имен существительных во множественном числе.
Цели: Продолжить знакомство учащихся со склонением имен существительных во множественном числе; совершенствовать практические умения и навыки грамотного письма; упражнять в склонении существительного множественного числа, упражнять в написании по образцу; развивать связную речь, орфографическая зоркость; воспитанность; бережное и заботливое отношение к домашним животным; воспитанность самостоятельность; внимательность; активность.
Ход урока:
Орг.момент
Зовет на палубу свисток
Команду на линкоре.
А вас, ребята на урок
Зовет заливчатый звонок,
Звенящий в коридоре.
II.Проверка д/з
Не отправится охотник без ружья стрелять гусей,
Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.
Ты не должен оставлять дома книжку и тетрадь.
Упр. 44 спиши, раскрывая скобки, определить падеж существительных.
III работа по теме урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Не зная языка во всем великолепии,
Не ощутишь его волшебных чар,
Мы будем помнить каждый миг,
Наш лучший друг – родной язык.
Сегодня мы продолжим работу по теме; познакомимся с особенностями падежных окончаний у существительных во множественном числе, будем писать разговаривать.
Выставка словарей: «Словарь – это вселенная в алфавите»
2. Минутка чистописания. «Родник»
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Родники всегда пользовались почитанием, за ними смотрели, ухаживали, очищали от мусора. Над ними нередко устанавливали навесы. Родниковая вода самая чистая и целебная. Там, где родники погибали земля сиротела.
2. блиц – опрос: Есть много интересных слов, их знаете давно
вот, например, собака, стол, часы, жираф, кино.
И долго можно говорить про разные предметы,
Возьмем слова утюг, пенал, котенок и конфеты.
Что объединяет слова: утюг, пенал, собака, стол, часы, конфеты, жираф?
Что такое имя существительное?
1.Какая форма слова для имени существительного является начальным? 2.Сколько падежей в русском языке?
3.Как распределить имя существительное по склонениям?
4.Изменение по падежам – это словообразование или словоизменение? 5.Как пишутся существительные 2 и 3 склонений с основой на шипящий?
Где женский род - там есть мягкий знак,
Печь и речь она моя.
Ну, а ключ и мяч – он мой, значит это ряд мужской.
4. У меня обложка синяя, на любой странице линия, чтобы помочь ученику ровно вывести строку.
Работа в тетради: Запись даты, вид работы.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
5. Работа у доски: просклонять. Дети
И. Кто? Сестры (одуш) Что? облака
Р. Кого?сестер чего? облаков
Д. Кому? Сестрам чему? облакам
В. Кого? сестер что? облака
Т. Кем? Сестрами чем? облаками
П. о ком? О сестрах о чем? Об облаках
Проблемный вопрос: Каковы особенности падежей у существительных во множественном числе.
6. Возможность говорить – это уникальнейший дар Природы человеку. Способность говорить правильно, красиво дарит человеку развить в себе ум, любознательность, пытливость.
Языковая разминка: У Ивашки рубашка,
У рубашки кармашки.
Назовите имя существительное во множественном числе?
7. Работа в тетрадях (стр. 108, упр. 242).
Самостоятельная работа (частичное комментирование).
Коней – конь, лебедей – лебедь.
Коней (В.п.), коней (В.п.), лебедей (Р.п.)
Воспитательный момент
8. Физминутка: Два прихлопа, два притопа
Ежики, ежики.
Бег на месте, бег на месте,
Ножницы, ножницы.
Наковальни, наковальни,
Зайчики, зайчики.
Ну – ка дружно, ну – кА вместе
Девочки, мальчики!
9. Работа в парах:
Лучистое солнце не делится на части,
И вечную землю нельзя разделить.
Но искорку счастья ты можешь, ты должен,
Ты в силах друзьям своим подарить.
Стр. 109, упр. 243
Запиши данные существительных в Р.П множественного числа по образцу составить несколько предложений сделать разбор 1 – 2 существительных.
10. Работа у доски (упр. 244)
Запиши ответы, исполняя существительных во множественном числе.
Земляника любит расти на Пригородках (П.п). Шампиньоны растут в полях. Опят можно встретить на пнях.
11. развитие речи: стр 110 , упр. 245
Загадка – шутка.
Как правильно сказать?
IV. Д/з: стр. 110, упр. 248
V. Итог; выставление оценок
Когда конфеты кончаются –
Очень все огорчаются,
И когда апельсины кончаются -
Тоже все огорчаются
А когда уроки кончаются редко кто огорчается
Скорей во дворе встречаются,
В доспехи свои облачаются,
Друг на друге скакать обучаются,
В общем много чего приключается,
Когда, уроки кончаются.
В немецком языке, как и в русском, имя существительное изменяется по падежам. Например, в русской фразе «я ученик» (кто?) окончание нулевое, однако в «я вижу ученика » (кого?) появляется окончание а , потому что слово ученик уже отвечает на вопрос «кого? что?» (винительный падеж) , а не «кто? что?» (именительный падеж) .
В немецком языке окончания существительных тоже могут меняться в разных падежах. Кроме того, в немецком языке склоняются артикли . Изменение артиклей мы рассмотрим в первую очередь.
Склонение артиклей
В немецком языке 4 падежа. Они очень похожи на русские и отвечают на те же вопросы: именительный (Nominativ) , родительный (Genitiv) , дательный (Dativ) , винительный (Akkusativ) . Формы немецких артиклей в разных падежах нужно знать назубок.
Начнём с форм определённых артиклей der (мужской род), die (женский род), das (средний род), die (множественное число). Выучив формы определённых артиклей, Вам намного проще будет понять и запомнить формы неопределённых артиклей, а также склонение прилагательных и некоторых местоимений.
Склонение определённого артикля
Неопределённый артикль - это ein (мужской и средний род) и eine (женский род). Формы множественного числа у неопределенного артикля нет, поскольку дословно ein (eine) означает «один» («одна») . По аналогии с неопределённым артиклем будут в единственном числе изменяться притяжательные местоимения (mein, dein, sein …) и отрицание kein .
Склонение неопределенного артикля
Склонение существительных (система окончаний)
Окончания существительных в единственном числе и типы склонения существительных
В единственном числе существует 4 типа склонения, по которым меняются окончания существительных: сильное, слабое, женское и смешанное .
1 тип - сильное склонение . Сюда относятся большинство существительных мужского и все существительные среднего рода (кроме das Herz , см. смешанное склонение).
Особенность сильного склонения - в Genitiv ед.числа появляется окончание -es /-s . (подробнее об орфографии на www.studygerman.ru).
2 тип - слабое склонение , или N-склонение . Это ряд существительных только мужского рода , обозначающих в основном живых существ.
Особенность слабого склонения - в ед.числ окончание -en / -n во всех падежах, кроме именительного. Словарная форма множ. числа таких существительных всегда образуется путём добавления -en / -n .
В эту группу относятся:
- Все существительные мужского рода, оканчивающиеся на -e , за исключением слов из смешанного склонения (про них написано ниже): der Junge – des Jungen , der Kollege – des Kollegen и т.д .
- Cлова мужского рода, оканчивающиеся на -and , -ant , -ent , -ist :der Doktorand — des Doktoranden , der Elefant — des Elefanten , der Student — des Studenten , der Kapitalist — des Kapitalisten и т.д .
- Некоторые заимствованные наименования профессий и рода деятельности мужского рода, оканчивающиеся на -at , -ekt , -ograph/-ograf , -ologe , -onom , -osoph : der Diplomat — des Diplomaten , der Architekt — des Architekten , der Demokrat — des Demokraten , der Journalist — des Journalisten , der Philosoph — des Philosophen , der Photograph/Fotograf — des Photographen /Fotografen , der Psychologe — des Psychologen , der Astronom — des Astronomen и т.д .
- А также немного заимствованных наименований вещей: der Automat — des Automaten , der Satellit — des Satelliten , der Diamant — des Diamanten , der Planet — des Planeten и т.д .
- Ряд исключений, не входящих в группы выше: der Mensch – des Menschen , der Herr – des Herrn , der Bär – des Bären и т.д_.
Полную подборку существительных слабого склонения найти так и не удалось, однако на www.mein-deutschbuch.de указан достаточно большой список, под фразой “Wie erkennt man Nomen der N-Deklination?”
3 тип - женское склонение . Это все существительные женского рода . Особенность женского типа склонения — во всех падежах ед. числа отсутствует окончание.
4 тип - смешанное склонение . Это очень короткий список исключений.
Особенность смешанного склонения – окончание -(e)n в ед.числе Dativ и Akkusativ и окончание -(e)ns в ед.числе Genitiv . Таким образом, смешанное склонение совмещает окончания слабого и сильного склонения.
По смешанному склонению изменяются существительные: der Buchstabe — des Buchstabens — dem Buchstaben der Gedanke — des Gedankens — dem Gedanken der Friede — des Friedens — dem Frieden der Funke — des Funkens — — dem Funken der Glaube — des Glaubens — dem Glauben der Name — des Namens — dem Namen der Wille — des Willens — dem Willen der Same — des Samens — dem Samen das Herz — des Herzens — dem Herzen
Окончания существительных во множественном числе
Во множественном числе есть только одно падежное окончание: в Dativ к словарной форме множественного числа добавляется окончание -n .
Однако дополнительное окончание в Dativ не появляется если:
- форма множественного числа существительного уже оканчивается на -n . Это многие существительные женского рода и все существительные слабого и смешанного склонения: die Studenten – den Studenten, die Frauen – den Frauen, die Namen – den Namen;
- форма множественного числа существительного оканчивается на -s : das Auto – den Autos .
Интересный очерк на немецком на тему слабого склонения из книги «Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod — Folge 2»: Kasus Verschwindibus
Тема урока : Склонение имён существительных во множественном числе
Цель: у учащихся формируется умение правильно склонять имена существительные во множественном числе, распознавать единственное и множественное число существительного по окончанию и по значению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание кроссворда.
– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика.
1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)
4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)
5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)
6. Дорожка в парке. (Аллея.)
– Какое слово получилось? (Вокзал.)
– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение.
2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».
– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). В здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции. Впервые железная дорога прошла по территории современного Казахстана в 1893-1894 году. Это была узкоколейная (1000 мм) железнодорожная линия Покровская Слобода - Уральск протяженностью 369 км, из которых 113 км пролегли в Казахстане. Таким образом первый вокзал в Казахстане был построен в Уральске.
IV. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.
– Прочитайте стихотворение-загадку. Что это будет?
Хлопушки, конфеты,
Сосульки,
Шары золотистого цвета.
Мерцанье цветных огоньков,
Звёзды, снежинки,
Гирлянды флажков;
Песни и пляски,
И смех без умолка.
Что это будет,
По-вашему? ... (Ёлка.)
– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)
– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)
– Прочитайте вопросы на с. 113. Ответы на них мы найдём в течение урока.
V. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.
1. Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.
– Как вы догадались, что существительные из загадки стоят в форме множественного числа?
– Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.
–Сейчас выполните задание из упражнения 235, с. 113 (самостоятельно). После выполнения работы обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.
2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.
– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания
– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос?
– Выполните упражнение 236 самостоятельно.
Упр. 237 – устно
Работа с таблицей - упр. 238.
Вывод – проговаривание в парах.
3. Знакомство с правилами на с. 115.
VI. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.
– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?
– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе?
– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ученик, гнездо, тетрадь поставьте во множественном числе и просклоняйте.
– Что заметили? (Окончания одинаковые у всех существительных.)
VII. Сопоставление именительного и винительного падежей существительного в форме множественного числа.
1. Упр. 239 – комментированное письмо
2. Фронтальный опрос.
– Что можете сказать о падежных формах имён существительных множественного числа в именительном и винительном падежах? (Они совпадают.)
– У каких существительных? (У неодушевлённых.)
– Может это вызвать трудности при определении падежа?
– Вспомните, каким образом определяются именительный и винительный падежи у существительных в единственном числе? (По вопросу; предлогу, если он есть; по роли в предложении.)
VIII. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.
И. -ы, -и, -а, -я
Р. -ов, -ев, -ей,
Д. -ам, -ям
В. -ы, -и, -а, -я
Ов, -ев, -ей
Т. -ами, - ями
П. -ах, -ях
IX. Знакомство с особыми случаями написания окончаний существительных в форме родительного падежа множественного числа.
1. Выполнение упражнения 242, с. 116.
2. Упражнение в запоминании слов. Работа по таблицам.
1) Запись слов в тетрадь.
2) Составление словосочетаний и предложений с данными словами (устно).
Домашнее задание: упражнение 240, 241.
Х. Итог урока.
Капустина Ольга Александровна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Учебное заведение:
МБОУ "С(К)ОШ № 38"
Населённый пункт:
город Череповец, Вологодская область
Наименование материала:
Методическая разработка - конспект урока, составленный по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью и наличием в классе ребёнка с РАС.
Тема:
Дата публикации:
21.06.2017
Раздел:
среднее профессиональное
МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 38»
ФИО: Капустина Ольга Александровна.
Предмет: русский язык
Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.
Класс: 6 класс.
Цель: закрепить умения склонять имена существительные во множественном числе.
Задачи: 1. Образовательные: повторить падежи; систематизировать знания учащихся об имени существительном.
2. Коррекционно-развивающие: Формировать умения склонять имена существительные во множественном числе;
развивать логическое мышление, зрительное восприятие.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к предмету, культуре поведения, мотивировать к учению через
включение в урок интересного, занимательного материала, справедливо оценивать себя и товарищей по классу.
Оборудование: карточки «П» и «Н»(правильно или неправильно), таблица «Склонение имён существительных во
множественном числе», карточки с упражнениями. индивидуальные карточки, пазлы для ученика-аутиста.
Ход урока
Цели и задачи
Деятельность учителя и учащихся
Используемые методы и
1. Подготовить
обучающихся к
2. Сконцентрировать
внимание учащихся
в начале урока.
3. Замотивировать
обучающихся на
деятельность.
Учащиеся рассаживаются. Педагог: « Встали, подравнялись, садитесь.. Я надеюсь, что
мы с вами поработаем плодотворно.
Мы пришли сюда трудиться,
Не лениться, а учиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имя
существительное».
вспомним,
склонении имени существительного?
Выброс на доску:
Педагог: Предлагаю оценить каждое высказывание. Возьмите карточки с буквами «П» и
«Н». Буква «П» обозначает, что вы согласны с высказыванием. Буква «Н» обозначает,
что вы не согласны с высказыванием и готовы дать правильный ответ.
Фронтальная беседа с обучающимися по вопросам
Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и
множественном числе.
В русском языке 5 падежей.
Учащиеся: неправильное высказывание. 6 падежей.
В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
Учащиеся: неправильное высказывание. 1-е, 2-е,3-е склонение есть.
Склонение - это постоянный признак имени существительного.
Учащиеся: правильное высказывание
Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.
Учащиеся: неправильное высказывание.
Одно и то же существительное
относится только к одному склонению.
Имя существительное изменяется по числам и падежам.
Учащиеся: правильное высказывание
М. Беседа.
П. Вопрос-ответ, работа с
карточками.
7 Имена существительные имеют единственное и множественное число.
Учащиеся: правильное высказывание
1.Формировать
представление
обучающихся о
существительных
множественного
числа, показать
различия между
существительным в
единственном числе
и существительным
во множественном
II. Этап работы по теме.
Педагог: А теперь мы будем работать в тетрадях, откройте их. Подпишите число,
классная работа.
Посмотрите
развешены
слова-имена
существительные
единственном и во множественном числе. Запишите существительные в тетрадь только
во множественном лице.
ЗАЯЦ, ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
Учащиеся записывают: ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
Пока все записывают имена существительные во множественном числе в тетрадь.,
Серёжа (обращение к ученику-аутисту), собери и принеси мне, пожалуйста, карточки по
классу и принеси мне на стол.
Серёжа вот тебе картинки-рисунки, вклей изображения в соответствующие карточки –
ПТИЦЫ, СНЕЖИНКИ, ЛЕСА.
М. Объяснения.
П. работа в тетрадях, с
карточками, с картинками-
рисунками, работа по
индивидуальной карточке
ученика-аутиста.
2. формировать
умение склонять
существительные во
множественном
числе по падежам,
показать и выделить
окончания имён
существительных во
множественном
3. Способствовать
развитию памяти,
внимания в
говорить
склонении
существительных
множественном числе (название на доске).
Обратите
внимание
склонении
существительных во множественном числе по падежам.
Разделите лист в тетради на 3 столбика. В первом столбике (одновременно учитель
чертит на доске) подпишите «Падеж». Второй столбик подпишите «Вопрос». Третий
столбик подпишите «Существительное».
Откроем учебник на странице 98. Из упражнения № 157 сейчас в таблицу, которая у вас
тетрадях
выделенное
соответствующее
существительное во множественном числе ЛЕСА по падежам.
Существительное
М. Объяснения
П. демонстрация таблицы,
работа с учебником, работа в
тетрадях.
процессе работы с
таблицей, печатным
текстом в учебнике,
Учащиеся: чертят таблицу, подписывают столбцы в таблице.
4. Способствовать
развитию памяти,
внимания в
процессе работы с
карточками с
заданиями.
Педагог: Серёжа, а тебе задание такое. С данной карточки в тетрадь списать все
предложения.
Подчеркни
существительные
множественном
Ученик-аутист работает по карточке с упражнением (текстом).
Завалило снегом ягоды на болоте. Белка достала орехи.
С тропинки заяц свернул в чащу лесов.
М. Объяснения.
П.работа в тетради, работа по
индивидуальной карточке
ученика-аутиста.
Педагог: К доске пойдёт Денис. Он будет работать у доски заполнять таблицу, склоняя
по падежам имя существительное ЛЕСА, остальные работаем в тетрадях.
М. Беседа
П. Вопрос-ответ
Отложите
Посмотрите
Потяните
Похлопайте по плечу соседа. Подмигните мне. Хлопните три раза в ладоши. Молодцы.
Отдохнули. Продолжаем.
М. Игровое упражнение
5. Способствовать
развитию
логического
мышления,
зрительного
восприятия, связной
речи, умения
составлять
предложения на
основе работы со
словарными
6.Воспитывать
Педагог: Посмотрите на доску. Расшифруйте ребус.
2._______________________
Руководитель предприятия, учреждения, учебного заведения.
3. Запишите слово это в единственном числе и во множественном числе:
Учащиеся записывают слово директор (ед.число) и директора (мн.ч.)
Поставьте в слове ударение.
Подчеркните «опасное место».
4.Прочитай, Маргарита, слова правильно вслух. Запомните, как надо их произносить.
Директор, директора, директору, директором, о директоре.
Директора, директоров, директорам, директорами, о директорах.
5. Составьте словосочетания. Запишите одно словосочетание. Выделите корень
директор.
Директор школы, директорский кабинет, собрание директоров.
М. Беседа
П. Вопрос-ответ
П. Программированные
М. Игровые упражнения
П. Разгадывание слов, работа
в тетрадях.
интерес к предмету,
культуре поведения
на основе работы со
словарными
Учащиеся записывают.
1. К доске идёт Баранова Ксения. Тебе необходимо в этом ребусе дополнить элемент в
Подсказка тебе Ксения:
2.Это_____________________ - профессия.
3.ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА: пришло из французского языка. Первоначальным значением
этого слова было «остроумный», «одарённый».
3. Запишите теперь слово в тетрадь, разделив его на слоги:
__________________________________
4.Поставь в слове ударение.
5.Подчеркните «опасные места».
6.. Послушайте стихи и по ритму поймите, как правильно произносить выделенные
1) Гражданин милиционер! А у Толи и у Веры
Я – французский инженер! Обе мамы – инженеры.
(С. Маршак) (С. Михалков)
5. Подберите словосочетания.Одно из них запишите, чтобы словарное слово было
употреблено в словосочетании во множественном числе:
Военные инженеры, инженерский диплом.
7.Выявление уровня
полученных знаний,
на основе
самостоятельной
деформированным
Педагог: А сейчас проверим ваши знания. Посмотрим, как вы усвоили материал. Вот
такое задание для учащихся 1 уровня на карточках. Необходимо из слов каждой строчки
составить и записать предложения. Указать над именами существительными падеж.
Собака Боб.
загорелся, дом, раз, один
маленькая, в, была, дома, девочка
собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали
М. Тренировочные
упражнения.
П. работа в тетрадях, работа
с карточками, выполнение
8.Развитие
аналитико –
синтетической
деятельности на
самостоятельной
работы со словом,
предложением,
через, из, минуту, горевшего, девочку, вынес, дома, Боб
Ребёнка, радости, мать, плакала, от
Педагог: Для учащихся 2 уровня. Такое задание. Необходимо списать предложения с
карточки. Определить и поставить над именами существительными число
(единственное или множественное). Выделить окончания у имён существительных во
множественном числе.
За ночь сильно похолодало. Окна покрылись удивительными узорами.
Дороги занесло снегом. Деревья нарядились инеем. Сугробы легли белым
Педагог: И учащиеся 3 уровня. Списывают в тетрадь предложения. Подчеркивают одной
чертой имена существительные во множественном числе.
В полях гудит ветер. На берёзах и осинах нет больше листьев. Только на
ёлке и сосне зеленеет хвоя. На тропинке нет больше муравьев. В лужах по
утрам хрустит лёд.
Учащиеся 1,2,3 уровня выполняют самостоятельную работу на карточках
9.Развитие аналитико
–синтетической
деятельности на
основе работы со
словосочетанием
на основе работы с
Серёжа, собери пазлы с изображением:
Столы письменные,
Орехи грецкие,
Лес дремучий,
Яблоко зелёное.
существительные,
употреблены
множественном числе.
Ученик-аутист работает с пазлами.
М. Игровое упражнение с
учеником-аутистом.
1.Развитие
аналитико-
синтетической
деятельности.
3. Этап подведения итогов.
Педагог: Итак, чему мы научились сегодня на уроке?
Ответ учащихся: Сегодня на уроке мы закрепляли умение склонять имена
М. Беседа
П. Вопрос-ответ.
2.Воспитание
самооценки.
существительные во множественном числе.
Педагог: Какие задания на уроке вам больше всего понравились и хотели, чтобы они
были на следующих уроках?
Ребята, вы хорошо работали сегодня.
Сдайте, пожалуйста, тетради с выполненными заданиями.
оценки за устные ответы.
Домашнее задание: стр. 99, упр. 158.
Запишите домашнее задание в дневник.
Учащиеся: Открывают дневники, записывают домашнее задание.
Педагог: Откройте учебники, прочитайте задание к упражнению, которое вам надо будет
выполнить дома. Есть ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания.