Разделы: Логопедия
Цель: автоматизировать звук [л] в словах
Задачи:
- Коррекционно-обучающие
:
- уточнить правильную артикуляцию звука [л];
- повторить правильное произношение звука [л] изолированно
- упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
- учить модулировать голос по силе;
- продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
- Коррекционно-развивающие
:
- развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
- развивать память, внимание, мышление
- Коррекционно-воспитательные
:
- воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля
Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.
Лексический материал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Д/упражнение «Выполни инструкцию»
Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Артикуляционная гимнастика
Инструкция: перед тобой картинки-символы для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Выполняй упражнения в той последовательности, в которой расположены картинки-символы («Улыбка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Пароход гудит»).
3. Автоматизация звука [л] в слогах
Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.
Ла-ло; ло-ла; лу-лы; лы-ло; ло-ла-ло; лу-лы-ла.
4. Автоматизация звука [л] в словах
Д/упражнение «Повтори за мной».
Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.
Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.
Д/упражнение «Добавь слог».
Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.
упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.
Д/упражнение «Ромашка».
Инструкция: перед тобой ромашка. Надо сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л] (лук, пила, салат, молоко и т.д.).
Д/упражнение «Доскажи словечко».
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки) .Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу) .Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло) .
5. Физминутка
Импровизация движений.
Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.
Инструкция: к нам на занятие прилетел жук. Он то подлетает к нам поближе, то улетает. Силой голоса покажи то приближение, то удаление жука.
7. Нормализация просодики
На 3 карточках даны графические изображения интонаций. Карточки лежат на столе перед ребенком.
Инструкция: послушай, как я произношу фразу и с какой интонацией. Подбери соответствующую карточку.
Мы пойдем сегодня в парк.
Мы пойдем сегодня в парк?
Мы пойдем сегодня в парк!
Д/упражнение «Какое слово лишнее?»
Инструкция: мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Послушай, как звучат слова и найди лишнее слово.
Сом, локоть, палатка, улыбка.
8. Итог занятия
Оценка деятельности ребенка.
– Какой звук учились произносить в словах? (Звук
[л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! За правильные ответы тебе приз –
конфеты «Ласточка».
Продолжительность занятия: 20 минут
Тема: «Автоматизация [Л]»
Тип занятия: по закреплению знаний, умений и навыков
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление правильного произношения звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Формирование навыка согласования числительного с существительным;
Коррекционные:
Развитие целостного восприятия, памяти, мелкой моторики, внимания, фонематического слуха;
Обогащение и расширение словарного запаса;
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
Воспитание самостоятельности, интереса к занятию.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
Как зову её?... (пчела).
Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [Л] и поиграть с тобой в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.
« Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно расслаблять,
И под счет его держать.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну.
Не подходи! Я уколю!
« Часики»
Влево – вправо, влево – вправо,
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.
«Качели»
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
« Пароход гудит»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой!
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».
« Улыбка»
Наша Таня – озорница,
Тянет губки к ушкам.
Посмотрите на меня -
Я, теперь - лягушка!
« Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.
ла-ла-ла ала-ала-ала
лу-лу-лу улу-улу-улу
лы-лы-лы ылы-ылы-ылы
ло-ло-ло оло-оло-оло
4. Автоматизация звука [Л] в словах.
Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].
Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).
Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).
Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).
5. Пальчиковая гимнастика.
ПЧЕЛКИ
Домик маленький на елке,
Дом для пчел, а где же пчелки?
Надо в домик постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по елке,
Где же, где же эти пчелки?
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».
Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)
6. Формирование навыка звукового анализа.
Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].
(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).
7. Физминутка.
Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
8. Игра «Где спрятался звук».
Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.
(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).
9. Игра «Посчитай».
Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких – меньше.
(соловей, иволга, дятел, щегол, соловей).
10. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Стелла решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Салат ел Милу.
Салазки везут Славу.
Пол упал на стул.
Футбол уехал на папу.
Лопатка взяла Лолу.
Ладони вымыли Клаву.
Кукла купила Лушу.
Лук полол Милу.
Белый платок надел Аллу.
11. Развитие мелкой моторики.
Посмотри, если собрать эту картинку, то получится портрет Стеллы. Давай соберем ее и подарим пчелке. (Ребенок собирает разрезную картинку).
Молодец! Стелла очень довольна.
12. Итог занятия.
Наше занятие подошло к концу. Пора прощаться с пчелкой. Ей пора возвращаться домой на свою колокольчиковую лужайку. Какая игра тебе понравилась больше всего?
Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Л]» (с использованием здоровьесберегающих технологий).
Учитель-логопед
Власова Л.В.
ГБОУ СОШ 863 СПДО № 2
Оздоровительные задачи:
— развитие мимической мускулатуры, артикуляционного аппарата;
— развитие речевого и физиологического дыхания;
— рецепторное воздействие на кисти рук, развитие мелкой моторики;
— профилактика нарушений зрения;
— развитие общей моторики;
— развитие воображения, мышления.
Цель:
автоматизация звука [Л] в словах и фразе.
1. Коррекционно-образовательные задачи:
— автоматизировать произношение звука в словах, фразе;
— закрепление навыка деления слов на слоги;
— чтение односложных слов без стечения согласных;
— закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— преодоление аграмматизмов в речи (словосочетание сущ.+числит.);
— уточнение и расширение лексического запаса (антонимы);
2. Коррекционно – развивающие:
— развитие кинетическойй основы артикуляционных движений;
— развитие сенсорных и моторных функций;
— развитие функций языкового анализа и синтеза;
— развитие познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия;
— развитие грамматического, лексического, синтаксического строя речи.
3. Коррекционно – воспитательные:
— воспитание положительной мотивации в учебной деятельности;
— воспитание правильной звуковой культуры речи.
Оборудование:игровые тренажеры для развития дыхания, шарик су-джок, предметные картинки на зв [Л], картинка «Облака» с написанными на облаках односложными словами без стечения согласных, разрезные карточки с цифрами, наклейки с животными, иллюстрации.
Ход занятия
1. Оргмомент. Психогимнастика.
«Посмотри, это ласточка. Знаешь эту птичку? Изобрази, как ласточка летает, радуется теплу. Но прилетел коршун, ласточка боится за своих птенцов.
А теперь коршун улетел, и ласточка радуется солнышку».
2.Сообщение темы занятия.
А с какого звука начинается слово «ласточка»? Сегодня мы будем продолжать учиться произносить этот звук. А с чего мы всегда начинаем занятие? Правильно, с зарядки.
3. Артикуляционные упражнения.
«Улыбка-хоботок», «Зайка думает», «Слоненок», «Качели», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Индюк», «Вкусная конфета».
4. Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).
А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушек.
Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.
- Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.
Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).
Лы-лы-лы – ласточки малы.
Лы-лы-лы – облака белы.
Ла-ла-ла – ласточка мила.
Ла-ла-ла – у ласточки дела.
Лу-лу-лу – увидела пчелу.
Лу-лу-лу – радуется теплу.
Ло-ло-ло – летом так светло!
Ло-ло-ло – летом так тепло!
6. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.
«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.
7. Динамическая игра «Острова»: деление слов на слоги. «Скажи наоборот» (антонимы).
На полу «острова»-квадраты с цифрами 1,2,3,4.
«Произнося слово по слогам, перепрыгивай с острова на остров. Сколько слогов в слове, на тот остров ты и должен перепрыгнуть. Скажи наоборот:
Несмеяна грустная, Буратино-;
силач сильный, а малыш -;
фея добрая, а колдунья -;
дедушка старый, а папа-;
лужа мелкая, река-;
таблетка горькая, конфета -;
перо легкое, штанга-;
чайник горячий, снег-;
земля черная, снег-;
собака сытая, волк-.
8. Игра «Облако». Зрительная гимнастика .
А) Существительное + числительное. «Посмотри, что здесь нарисовано. Давай посчитаем, сколько здесь облаков (одно облако, два облака…..шесть облаков».
Б) Прочитай, что написано на облаках: лак, лук, лад, лоб, пол, кол.
В) Упражнение “Облако”.
Рисуем глазками облака: по кругу — 3 раза по часовой стрелке, 3 раза против часовой и лежачие восьмёрки – в разные стороны).
9. Релаксационная минутка. Искусственный пальминг по методике Бейтса:
Закрыть глаза и прикрыть их ладонями рук. Ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга. Пальцы рук скрестить на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки. Точка пересечения мизинцев «сидит» на твердой части переносицы.
10. Игра «Нелепицы» :«Посмотри внимательно и скажи, что неправильно нарисовал художник?»
11. Итог занятия. Ты молодец, в награду выбери себе наклейку со зв. [Л] (слон). На следующем занятии, я уверена, у тебя еще лучше все будет получаться.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционные:
- развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
- обогащение и расширение словарного запаса;
- закреплять навыки звукового анализа и синтеза;
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.
Оборудование :
- кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.
Игра «Да-нетка».
(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)
Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.
А вот и первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика.
Подружка Лунтика, Мила, не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).
Повторяем упражнения:
- Заборчик
- Чистим зубки
- Качели
- Пароход
- Произносим изолированно –Л-Л-Л
Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)
Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.
3. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)
- ла-ла-ла
- ала-ала-ала
- лу-лу-лу
- улу-улу-улу
- лы-лы-лы
- ылы-ылы-ылы
- ло-ло-ло
- оло-оло-оло
Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.
4. Формирование навыка звукового анализа.
Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.
- 1 — слова, где Л в начале слова.
- 2- слова, где Л в середине.
- 3- слова, где Л в конце слова.
5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.
Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.
(музыкальное сопровождение)
Логопед: “Продолжите предложения:
Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)
6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.
Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.
- Салат ел Милу.
- Салазки везут Славу.
- Пол упал на стул.
- Футбол уехал на папу.
- Лопатка взяла Лолу.
- Ладони вымыли Клаву.
- Кукла купила Лушу.
- Лук полол Милу.
- Белый платок надел Аллу.
7. Физкультминутка.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».
Ребенок выполняет упражнения:
- скачет на двух ногах;
- машет руками;
- садится на корточки;
- руки под щеку.
8. Развитие фонематического слуха.
Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.
9. Развитие творческих способностей.
Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).
Цель : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.
Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?
Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
Где наши друзья стали жить?
Что стали делать?
Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.
10. Итог занятия. Рефлексия.
Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.
Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.
Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.
Статьи по теме:
Алевтина Бобова
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах»
Цели :
Образовательные :
1. Активизация звука в речи ;
2. Автоматизация звука в слогах , словах .
Коррекционно-развивающие :
1. Развитие фонематического восприятия;
2. Развитие дыхания;
3. Развитие мелкой моторики;
4. Развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
5. Развитие зрительных функций.
6. Развитие грамматического строя речи.
Оборудование :
Бумажный парус, предметные картинки, цветные палочки, зеркало.
План занятия .
Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика :
упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
«Почистим наши зубки»
«Парус»
«Кошка лакает молоко»
«Индюк - болтун»
2. Дыхательная гимнастика :
«Отправим парус на плавание»
«Попоем»
3. Определение положения органов артикуляции при звуке Л .
4. Характеристика звука Л .
5. Развитие фонематического слуха : узнавание звука на фоне слога и слова . Игра «Поймай звук » .
Построить из счетных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда .
10. Согласование существительного с числительным.
Подведение итогов
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Здравствуй, Радмир! Отгадай загадку :
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели. (лук)
Посмотри на картинки и внимательно послушай какой звук есть во всех словах ? лук, желудь, лыжи. (с каждым словом логопед выкладывает картинку)
Ребенок : Л
Логопед : Правильно! Сегодня мы с тобой будем произносить звук Л .
1. Артикуляционная гимнастика.
Но сначала мы посмотрим в зеркало на себя и сделаем упражнения для губ :
«улыбка» (счет до 10)
«трубочка» (счет до 10)
чередование «улыбка» -«трубочка» (до 5-и раз)
упражнения для языка :
1. «Почистим наши зубки» (рот открыт, ребенок водит кончиком языка по верхним зубам изнутри, сначала из стороны в сторону, затем по передним резцам сверху вниз).
Цель
2.«Парус»
Цель : учить удерживать кончик языка за верхними зубками.
Под счет взрослого :
«1,2,3,4, - можно парус поднимать» (ребенок удерживает кончик языка за верхними зубками) .
Под счет :
«1,2,3,4,5 – можно парус опускать» (язычок опускается, ротик закрывается)
3.«Кошка лакает молоко» .
Цель
Производим лакательные движения под счет :
«1,2,3,4,5 – мы как кошечки опять» .
После этого произносим вместе :
«1,2,3,4,5 - мы как мальчики опять» .
4.«Индюк - болтун»
Цель : вырабатывать умение загибать кончик распластанного языка вверх.
«Болтаем» широко распластанным языком по верхней губе, как бы поглаживая ее : «БЛ – БЛ – БЛ»
2. Дыхательная гимнастика :
Логопед. А сейчас отправим пароход на плавание (дуем на бумажный пароход, глубокий вдох через нос, выдох через рот)
Молодец! А теперь попоем. Сделай глубокий вдох через нос, рот закрыт. На выдохе поем И-И-И. Выдох через рот. Сначала поем тихо, потом громко. Затем то тихо, то громко.
3. Положение органов артикуляции при звуке Л
Логопед : А теперь посмотри в зеркало и погуди как пароход : л-л-л
(ребенок произносит)
Логопед : Что делают наши губы?
Ребенок : Губы в улыбке.
Логопед : Рот открыт или закрыт?
Ребенок : Рот открыт, расстояние между верхними и нижними зубами 1 палец.
Логопед : Где находиться кончик языка?
Ребенок : Кончик языка упирается изнутри в верхние зубки.
Логопед : Воздух у нас какой выходит?
Ребенок : Теплый.
Логопед : Где проходит воздух?
Ребенок : Посередине языка.
Ребенок : Да, живет.
Логопед : Молодец!
4. Характеристика звука Л
Логопед. Радмир, звук Л какой ? Гласный или согласный?
(ребенок : Звук Л согласный )
А он звонкий или глухой?
(ребенок : он звонкий)
Твердый или мягкий?
(ребенок : твердый)
А теперь скажи сам всю характеристику звука Ж .
(ребенок : звук Л-согласный , звонкий, твердый)
5. Развитие фонематического слуха
Логопед. Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге звук Ж .
ла, да, за, жи, оч, из, ло, уч, шу, лы, ца, са, ол.
Логопед. Услышишь слово со звуком Л- подними рисунок паруса, как будто в это время пароход гудит.
слова : КОНФЕТА,ЛОТО, ШАПКА, ЖЕТОН, УЛЫБКА, НОЖИ, ЗАЙКА, ЛУЖИ, ЩЕПКА, УЖИ, КОВШИК, КИНЖАЛ,ГЛОБУС ЗВЕЗДА, КАНИКУЛЫ.
6. Упражнение на развитие остроты зрения и аналитико-синтетической деятельности.
Построить из цветных палочек лодку.
7. Произношение слогового ряда
Логопед. Повторяй за мной, следи за произношением :
Ал-ал-ал – слишком мал Ла-ла-ла – вот дела!
Ол-ол-ол – вымой пол Ло-ло-ло – мне тепло
Ул-ул-ул – ветер дул Лу-лу-лу – на полу
Ил-ил-ил – траву косил Лы-лы-лы – мой полы
Ел-ел-ел – белый мел
Молодец!
8. Развитие анализа и синтеза.
Логопед. Перед тобой, Радмир, картинки перевернутые. Переворачиваешь картинку, называешь ее и говоришь, где стоит звук Л : в начале слова , середине, конце.
(желудь, баклажан, лыжник, стол)
9. Упражнение на снятие зрительного утомления.
Логопед. А сейчас мы отправим в плавание нашу лодку. Волна в море будет качать ее то вправо, то влево, то поднимать вверх, то опускать вниз. Ты внимательно следи за лодкой, чтобы с ней ничего не случилось, хорошо?
Выполнение упражнения :
Исходное положение – сидя.
1. 5 колебательных движений глазами по горизонтали : справа – налево, затем слева – направо.
2. 5 колебательных движений глазами по вертикали : вверх – вниз и вниз – вверх.
3. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., а затем открыть на 3-5 сек.
10. Согласование существительного с числительным
Логопед. Давай посмотрим на эту картинку. Что это? Давай посчитаем. (Логопед выкладывает пять цифр и рисунок стола перед ребенком)
Ребенок. Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов.
11. Образование глаголов прошедшего времени первого лица единственного числа.
Логопед. Поиграем в игру «Яканье» . Я начну, а ты скажешь так, как будто ты это уже сделал.
Я встаю – я встал. Я пишу - …
Я сажусь – я … Я ставлю - …
Я рисую - … Я поднимаю - …
Я падаю -. Я покупаю - …
Подведение итогов
Логопед. И так, Радмир, какой звук мы с тобой сегодня произносили? Чем занимались на занятии ?
(отвечает)
Ты сегодня молодец! До свидания!