Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Постановка звука Ш».
Цели: - воспитание воздушной струи;
Формирование артикуляционного уклада звука Ш;
Развитие артикуляционного праксиса;
Различие названий овощей, фруктов;
Практическое образование существительных суффиксальным способом;
Развитие мелкой моторики пальцев рук;
Развитие словесно-логического мышления.
Оборудование: «снежинка», прикрепленная к нитке длиной 10-12 см, профиль артикуляции звука Ш, набор опорных схем, пособия для артикуляционной гимнастики, на развитие мелкой моторики пальцев рук, настольное зеркало, муляжи овощей, фруктов, картинки-символы неречевых звуков.
Ход занятия .
1. Организационный момент.
Валера, добрый день! Ты пришел ко мне на логопедическое занятие, на котором мы будем учиться произносить звук Ш.
2. Воспитание сильной направленной длительной плавной воздушной струи.
Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Предлагается ребенку «снежинка», прикрепленная на нитку длиной 10-12 см.) Держи «снежинку» перед губами.
Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво полетела «Снежинка» вверх.
3. Развитие артикуляционного праксиса.
Чтобы язык был сильным, произносил правильно все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Валера, давай поупражняем твой язык. Посмотри на картинку. Что это? Правильно, это трубочка. Давай превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Молодец! А теперь смотри в зеркало, удерживая трубочку, пока я буду считать до 10.
Посмотри на эту картинку. Догадался, какую артикуляционную гимнастику мы сейчас будем делать?! Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Умница! А теперь давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.
Валера, представь, что ты ел очень вкусное малиновое варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Замечательно! С каждым днем у тебя получается лучше!
4. Формирование артикуляционного уклада звука Ш.
Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука Ш. (Предлагается ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).
Покажи, где кончик, спинка, корень язык, нижние и верхние резцы, преграда. Отлично!
А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш-ш-ш. А на какие еще неречевые звуки похоже звучание «ш»? Правильно! Шипение змеи, шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец! Найди карточку-символ «трубочка».
А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». Правильно! Найди карточку со стрелкой вверх. Умница!
А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая.
Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом. Отлично! У тебя получилась песенка гуся.
5. Дифференциация названия овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитее словесно-логического мышления.
Давай поиграем в игру «Сад-огород». Назови муляжи. Скажи, где растут овощи, фрукты? Разложи муляжи на две группы: овощи в огород, фрукты - в сад. Возьми муляж и назови. Где растет яблоко? Что это? Куда положишь яблоко? И т.д.
Давай поиграем в игру «Большой - маленький». Я показываю на муляж овощей и фруктов, называю большой предмет, а ты называешь маленький.
6. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Возьми цветные карандаши, выполни точечную штриховку овощей.
7. Итог, оценка деятельности.
Чему ты сегодня научился? Ты меня очень порадовал на занятии!
— Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
— Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
— Учить правильно произносить звук [ш] с механической помощью.
— Продолжать учить выделять звук [ш] из ряда слов.
— Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
— Упражнять в подборе слов-антонимов.
— Закрепить названия морских обитателей.
— Развивать внимание, память, мелкую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ
Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки; картинка (или игрушка) «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»; картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня к нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.
2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза), затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены. А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок. Следующее упражнение «Чашечка» . Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).
3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина. При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш], показывая его правильное звучание. Составь из букв слово. Что у тебя получилось? Ребенок. Гном. Логопед. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).
4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: с-с-с. В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).
5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая? Ребенок. Нет, длинная!
Логопед. Она злая? Ребенок. Нет, добрая! Логопед. Она грустная? Ребенок. Нет, веселая! Логопед. Она колючая? Ребенок. Нет, гладкая!
6. Логопед. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась (постановка звука Ш от звука С механическим способом ). Давай ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только услышишь, что змейка шипит: ш-ш-ш, кричи громко: «Вот ты где!» Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и т.д. Давай еще раз покажем, как шипит змейка (постановка звука Ш от звука С механическим способом).
7. А сейчас гном отправляется гулять. Идет по дорожке и называет картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно, много замков. Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда. По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз, символом вверх.
8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг и нырнул. Воздух из акваланга выходит, шипит (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Рядом появились разные рыбы.
Посмотри скорей, мой друг!
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила, Рыба-удильщик и рыба-игла.
Ребенок выполняет движения пальцами.
9. Опустился гном еще глубже (постановка звука Ш от звука С механическим способом). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую звезду, морского конька. Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и называет их.
10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы и вспомни, какие картинки они обозначают. Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки названную картинку нужно перевернуть.
11. Итог занятия.
Логопед. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал гному, как хорошо уже это у тебя получается!
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Цели
- Постановка и автоматизация звука [С].
- Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
- Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
- Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
- Обогащение словаря.
Коррекционные:
- Формирование навыков слогового анализа.
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышление, память, внимание.
- Развитие .
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
- Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
- Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
- Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
- Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
- Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
- Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
- Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
- Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
- Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
- Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
- Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
- А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
- Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
- Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
- А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
- Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
- Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
- Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
- в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .
- в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
- в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
- в текстах
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Постановка звука [ш]
Программное содержание:
1. Познакомить с правильной артикуляцией звука [ш].
2. Упражнять в синхронной работе речевого аппарата при постановке [ш]. Развивать кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад и акустический образ звука [ш]. Формировать длительную направленную воздушную струю. Развивать мелкую моторику, память, внимание целостное восприятие.
3. Воспитывать потребность научиться красиво и правильно говорить.
Организация: индивидуальное занятие.
Оборудование: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» с оснащением, магнитофон с аудиозаписью «Листопад», макет осеннего леса, модель верхней и нижней челюстей, речевой профиль звука [ш], артикуляционные упражнения, зеркало, зонд, шпатель, вата, спирт, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Психологический настрой на правильную речь:
Какое у тебя настроение? Изобрази его солнечным лучиком или дождевой капелькой на нашем экране.
Сейчас я приглашаю тебя совершить прогулку в осенний лес, где нас ожидает много интересных открытий. Отправляемся.
II. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
(«сопряженные» упражнения, объединенные сюжетом «Путешествие пальчиков и языка в осенний лес»). См. приложение.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы снова вернулись в детский сад. Нас гость дожидается-наш давний друг Тигренок.
III.Объявление темы занятия:
Сегодня мы будем учить Тигренка правильно произносить звук [ш].
Описание артикуляции: кончик языка поднят к передней части неба, но не прижат. Язык принимает форму чашечки и его боковые края прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сближены, но не сомкнуты. Воздух выдыхается равномерно посередине языка. Струя воздуха теплая. Голос не работает.
IV. Постановка звука [ш].
а) По подражанию.
б) От артикуляционного уклада.
в) С механической помощью от звука с или фрикативного р.
г) От слога са.
д) От звука р.
V. Анализ артикуляции: положение язык
Характер выдыхаемой струи воздуха. Участие голоса.См. выше.
VI. Закрепление изолированного звука [ш].
Игры на звукоподражание: «Шар лопнул», «Осенние листочки шуршат под ногами», «Мышка шуршит».
Физкультминутка «Листопад» (под аудиозапись).
VII. Развитие фонематического слуха.
а) Опознание звука [ш] из ряда изолированных звуков отдаленных по артикуляторным и акустическим признакам: м, к, и, ш, л, д, а, ш, у, н, ш, б, т, х, о, ш (откладывание осенних листочков на столе).
б) Опознание из слогов: ка, ду, ша, по, бы, ми, шу, ны, ло, ши (откладывание косточек на счетах)
в) Опознание из слов: шуба, кошка, камыш, шапка, машина, шкаф, мышка, шишка, ландыш
(хлопки в ладоши).
г) Опознание из фразы: У Наташи есть плюшевый мишка. У Миши День рождения. Ему подарили игрушечную машину. Увидела кошка мышку и погналась за ней (приседания).
д) Опознание из текста «Мыши» (загибание пальчиков).
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, шуршишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише»
VIII.Закрепление [ш] в слоге.
Игра «Говорящие руки». (Правая рука [ш] — левая рука [а] получилось [ша] и т.д)
IX.Закрепление [ш] в слове.
Игра «Машина» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
X. Закрепление [ш] в предложении.
Игра «Четвертый лишний» (компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры»)
XI. Домашнее задание:
нарисовать предметы в названии которых есть звук [ш].
XII. Итог:
какой звук отрабатывался, его анализ.
Напомним Тигренку, чтобы не забывал.
XIII.Оценка деятельности ребенка на занятии с психотерапевтической направленностью:
выбор настроения на экране.
Занятие окончено!
Приложение
Путешествие пальчиков и язычка в осенний лес
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
|
Однажды пальчики пошли в лес: топ — топ, топ — топ, топ — топ — топ, топ — топ — топ | Вверх — вниз, вверх — вниз, вверх — вниз | |
Подошли к опушке -ровной — ровной, гладкой — гладкой | Ладони рёбрами тесно прижаты друг к другу, пальцы -горизонтальны | Язык ровный, свободно лежит на нижней губе |
На опушке большое дерево. Вот его ствол. Вот его крона | Локти, ладони соединены, пальцы –вверх. Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы — в стороны, при этом пальцы загнуты «чашечкой» | Язык высовывается и напряжённо тянется к носу Скруглённые края языка загнуты вверх «чашечкой» |
Крона состоит из веток
листьев, которые играют с ветерком летом, а осенью опадают |
Пальцы напряжённо вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются; ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища | Язык в той же позе
Движение вверх-вниз (язык со скруглёнными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу |
На дереве — гнездо, а в нём — синица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, кормит птенцов | Руки соединяются рёбрами ладоней — «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно «чашечки», то поднимаются | Язык — «чашечкой», а потом — свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны |
Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей) |
Движения или статическая поза рук |
Движения или статическая поза языка |
Под деревом — грибы с толстой и тонкой ножками | Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой -шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки -ножка, а ладонь — шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много») | Язык мягко присасывается к твёрдому нёбу, затем напряжённо присасывается («гриб растёт») |
Дерево растёт. Грибы растут, собираем их в корзину | Руки вверх (к солнцу)
см. предыдущее упражнение, переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней — кверху |
Язык напряжённо тянется к носу; чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу |
Идём по лесу дальше. . . | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Имитация ходьбы» |
Растёт дикая яблонька, на ней плоды -яблочки, они кислые | Руки от локтя до запястий вместе, ладони — в кулаки, а большой палец — вверх; махнуть рукой (Эх!) | Язык скруглённый, выгнутый — с опорой на верхней губу; затем надо сморщиться и слегка высунуть язык |
Но дома сварим из них варенье — во какое! Поэтому соберём их в корзинку | Поднять большой палец вверх.
Переплетение пальцев, ладони -вверх, руки — в стороны |
Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы; Язык — «чашечкой» |
Через лес («топ-топ») вышли к реке | Имитация ходьбы пальчиками в заданном и меняющемся темпе: указательным и средним, большим и указательным и т. д. | Плавное движение широким языком вперёд — назад |
Тяжело нести корзины, увидали лодку | Соединённые ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытыми сверху (плавное движение «лодки») | Сложить язык пополам -(«лодочкой») и вытягивать его вперёд |
Приплыли домой | Соединить пальцы «домиком» | Присос — крыша домика ровная |
Докшина А.А.,
учитель-логопед
Наталья Волкова
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука [Ш]
Тема : Постановка звука Ш
Цель : уточнение артикуляции звука [Ш] , постановка звука
Задачи :
1)Образовательные : учить правильно произносить звук Ш , выделять звук Ш из ряда слов ;
2)Коррекционно – развивающие : формирование длительной направленной воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания и памяти, развитие фонематического слуха;
3)Воспитательные : воспитание интереса к занятию , воспитание самостоятельности.
Оборудования : презентация «Артикуляционная гимнастика» , ватный шарик на нитке, колючий мячик.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие .
Сегодня к тебе в гости пришел маленький Антошка. (мальчик – презентация)
Он узнал, что ты будешь учиться шипеть, и пришел вместе с тобой поучиться.
2. Артикуляционная гимнастика
Улыбнитесь друг другу приветливо (Упр. «Улыбка» ) – презентация, Трубочка (счет до 10)
У Антошки еще мало зубов, а ты похвастайся своими (Упр. «Забор» )
Антошка очень любит круглые бараночки (упр-е «Колечко» ) Бараночки он ест со вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье» ). Очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу.
Варенье Антошка запивает чаем из чашечки (упр-е «Чашечка» )- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.
Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Антошке, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).
3. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи
Антошка любит показывать фокусы и смотреть на них.
Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
4)Пальчиковая гимнастика
Гладь мои ладошки, ёж. Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить!
(катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных колючек)
5)Развитие фонематического слуха
А сейчас мы поиграем в игру «Охотник» . Как только услышишь звук Ш , сразу лови его - хлопай в ладошки :
М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш
ХА – ША – ЛА – ПА – ША, ШАПКА – ОСЕНЬ – ШУБА – КОШКА - ОСЁЛ
6)Постановка звука
Антошка любит кататься на паровозике. Покажем ему паровозик?
(сильно дуть на кончик языка, не останавливаться. А затем постепенно паровозик замедлять – ч – ч- ч и подольше тянуть звук «Ч» , который должен перейти в «Ш» )
Ч – ч- ч – ч- ч – ч – ч- ч, паровозик я веду,
Я везу своих друзей,
Вместе ехать веселей!
Паровозом управляю,
Остановки объявляю. (паровозик останавливается)
Какая струя воздуха выходит изо рта?
(Кончик языка поднимается к верхним зубам, но не прижимается к ним; края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены, струя выдыхаемого воздуха ощущается как теплая. Верхние и нижние зубы сближены. Голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними.)
Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш» . (картинка)
Теперь произнеси звук «С» , а затем подними язычок к нёбу и так же произнеси звук «С» , чтобы пошел теплый воздух.
Давай покажем как шипит змейка. (ш-ш-ш….)
7) Итог занятия .
Какой звук мы сегодня учились произносить? Кто к нам в гости приходил?