Аллах ясно упоминает в Коране, разделяя посланников и пророков
Существует мнение, что нет разницы между посланником и пророком. Но Аллах ясно упоминает в Коране, разделяя посланников и пророков.
Аллах сказал:
«Помяни в Писании Мусу (Моисея). Воистину, он был избранником (или искренним) и был посланником и пророком.» (Марьям , 19:51)
Определение посланника и пророка:
Посланник (расуль) – это свободный мужчина, которому Аллах посредством откровения даровал закон. Посланник должен был донести это откровение до тех, кто противился ему и упорствовал в своем ослушании.
Что касается пророка (набий), то это свободный мужчина, которому Аллах посредством откровения даровал закон для него самого или приказал призывать народ, принявший единобожие.
Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником. Вследствие этого степень посланника выше степени пророка.
Необходимо знать, что пророк и посланник получают откровения от Аллаха, чтобы соблюдать и передать людям в виде шариата. Посланник отличается от пророка тем, что он получает видоизмененные или же совершенно новые законы, а пророк который не является посланником, получает откровения следовать за предыдущим посланником и передавать людям его законы. Поэтому ученые сказали: «Каждый посланник – пророк, но не каждый пророк – посланник». Посланником может быть и ангел, и человек, а пророком – только человек.
Поэтому наиболее точное определение понятий «посланник» и «пророк» звучит так: «Посланник – тот, кому дан новый закон (шариат), а пророк – тот, кто послан для подтверждения закона, принесённого предыдущим посланником, и напоминания о нём» (Алюси. Тафсир).
Подтверждено, что есть разница между пророком и посланником, и не каждый пророк является посланником, но каждый посланник является пророком.
Пророк – это тот, кому дан через откровение Закон, и ему приказано донести это народу, законы которого согласовываются с тем, с чем он пришел. Или же ему не приказано донести это кому-либо.
Посланник – это тот, кому дан через откровение Закон или Писание, и ему приказано донести это народу, порядки которого отличаются от этого Закона.
Связь между верой в Аллаха и верой в посланников и Писания.
Кто утверждает, что верит в Аллаха, но при этом не верит в посланников и Писания, тот не оценил Всевышнего Аллаха должным образом:
«Они не оценили Аллаха должным образом, когда сказали: «Аллах ничего не ниспосылал человеку» (Аль-Анам , 6:91).
А тот, кто оценил Аллаха должным образом и знает о качествах, которыми Он обладает, – Знании, Мудрости, Милосердии, – глубоко убеждён и ничуть не сомневается в том, что Он направил к людям посланников и ниспослал Писания, потому что именно это предполагают Его качества, – ведь Он не сотворил нас просто так, без всякого смысла и цели:
«Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (Аль-Кийама , 75:36).
Соответственно, кто не верит в посланников и утверждает при этом, что верит в Аллаха, тот у Аллаха будет записан как неверующий, которому не принесёт никакой пользы его вера. Всевышний сказал:
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят отделить Аллаха от Его посланников и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других» – и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими…». (Ан-Ниса , 4:150-151).
В аяте говорится, что человек, утверждающий, что верит в Аллаха, но при этом не верит в посланников, является подлинным неверующим.
Аль-Куртуби сказал об этом аяте: «Всевышний сообщил нам о том, что разделение Всевышнего и Его посланников есть неверие (куфр). Причина этого в том, что Аллах вменил людям в обязанность поклоняться Ему такими способами, о которых Он сообщил им через посланников, и люди, не веруя в посланников, отвергают тем самым и законы Всевышнего, этими посланниками принесённые. Получается, что они отказываются поклоняться Всевышнему так, как Он обязал их делать это, а это равносильно отвержению самого Создателя, а отвержение Создателя есть неверие, потому что оно представляет собой отказ от повиновения Ему и поклонения, и отделение посланников от Всевышнего». [Куртуби. Тафсир].
В переводе с арабского языка пророк — «набий», а посланник — «расуль». Чем отличается с точки зрения ислама пророк от посланника?
Есть группа ученых-мусульман, которые не делают различий между этими двумя понятиями и считают, что слова «пророк Аллаха» означают то же, что и посланник Аллаха.
А некоторые ученые, исходя из точки зрения арабского языка и некоторых аятов Корана, пришли к выводу, что есть разница между пророком и посланником.
Пророк — «ан-набий», от арабского «ан-наба» — весть. Значит, набий получает от Аллаха определенную весть, сообщение, поэтому он называется «набий», пророк. Ан-нубувва — пророчество — это связь между пророком и Аллахом.
Слово «расуль», посланник, произошло от «рисаля» — послание, и это отражает отношения между человеком, получающим сообщение от Аллаха, и людьми, потому что он передает это рисаля людям, и поэтому он расуль.
Это с точки зрения арабского языка. С точки зрения религии, пророк — это тот, кто получает…
Что пророк, что посланник, не прилетают в готовом виде на летающих инопланетных тарелках, не прилетают на отращенных крыльях, и не становятся ими после окончания какого либо учебного заведения, так же как не становятся ими только от сильного личного желания им стать. Посланник, как и пророк выбираются и назначаются Богом ещё до его рождения на Земле в физическом теле в образе человека, хотя сама душа посланника или пророка может быть душою Ангела, Божественной сущностью, так же как самого человека, в прошлом святого, или высокоразвитым по разуму и духу сущностью. Пророк — это осведомитель, это светоч, это маяк, указывающий верное направление, предупреждающий об опасности людей, освещая перед ними все направления пути и их разнообразное наличие, указывающий направления к здоровой, счастливой жизни, и указывающий направления, по которому идти не следует, так как там мрак, пустота и опасность. предоставляя свободный выбор человеку по какому именно пути ему идти, но по которому человек…
В Исламе человек, который был избран Аллахом, и которому Он дал писание, называется посланником (расуль). А тот человек, который избран Аллахом, и которому не было дано писания, является пророком (наби). Такое определение соответствует Корану. Например, в Коране не говорится о том, что Харуну и Яхье (алейхима салям) было дано писание, но говорится о том, что они являются благочестивыми рабами, пророками, и что они были превознесены над мирами.
Например, Аллах Всевышний говорит в Коране, обращаясь к Закарии (алейхи салям): «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников»» (Али Имран 3/39).
В другом аяте говорится: «О, Яхья! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком» (Марьям 19/12).
В следующем аяте проводится разграничение между посланником и…
Кто такие пророки?
Пророки – это лучшие из людей, рабы, избранные Всевышним, чтобы до¬нести до народа Его религию.
Какая разница между пророком (наби) и посланником (расул)?
Тот, к которому Всевышним Аллахом ниспослано вахью (откровение) с Шариатом и поручено донести этот Шариат до народа, является посланником (расул). А тот, к которому было ниспослано откровение, но не было поручено донести его до народа, является пророком (наби).
Тот, кто не является пророком, не может быть посланником. Посланники – это избранные из пророков.
Сколько посланников и пророков было отправлено Всевышним к народу?
Большинство учёных-богословов говорят, что пророков было 124 тысячи. Другие алимы утверждают, что их точное число известно только Аллаху. Из этих проро¬ков были избраны 313 посланников. Поэтому посланники почётнее пророков. Избранными же из посланников являются пятеро, которых называют «Улуль-‘азми», – Мухаммад, мир ему и благословение, Ибрахим,…
Мусульманин должен верить, что посланники – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал из всего человечества, ниспослал им откровение и послал их к народам, чтобы призывать их к истинной религии.
Первым из них является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Предыдущие посланники были посланы в определенные страны, к определенным народам и в определенное время. А Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником (мир ему и благословение Аллаха), завершающим звеном в цепочке пророков.
Посланники (расуль) и пророки (наби) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение. Но посланники в отличие от пророков получили и повеление довести откровение до людей. А пророки не обязаны доводить до людей откровения, полученные от Аллаха, они…
Аллах ясно упоминает в Коране, разделяя посланников и пророков
Существует мнение, что нет разницы между посланником и пророком. Но Аллах ясно упоминает в Коране, разделяя посланников и пророков.
Аллах сказал:
«Помяни в Писании Мусу (Моисея). Воистину, он был избранником (или искренним) и был посланником и пророком.» (Марьям, 19:51)
Определение посланника и пророка:
Посланник (расуль) – это свободный мужчина, которому Аллах посредством откровения даровал закон. Посланник должен был донести это откровение до тех, кто противился ему и упорствовал в своем ослушании.
Что касается пророка (набий), то это свободный мужчина, которому Аллах посредством откровения даровал закон для него самого или приказал призывать народ, принявший единобожие.
Каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником. Вследствие этого степень посланника выше степени пророка.
Необходимо знать, что пророк и посланник получают откровения от…
Многие думают, что пророк (наби) Бога и посланник(расул) Бога – это одно и то же. Но это не так. Так в чем же разница между ними?
Согласно исламу, посланник (расул)…
Посланники Аллаха и их атрибуты
Чем пророк отличается от посланника?
Что касается посланников, то это разумные, свободные мужчины, которым было дано Откровение о предписаниях религии.
Некоторым из них были ниспосланы Небесные Книги, однако наличие книги не является условием для посланничества.
Они избраны Аллахом и защищены с самого рождения от качеств или поведения, не достойных их положения, таких, как неверие, грехи, подлость, глупость и тому подобное. Никто не может получить степень пророка путем самосовершенствования: пророками рождаются. Все, что мы сказали о посланниках, также относится к пророкам. Между ними есть только одно существенное различие: пророк следует законам (шариату), которые принес посланник до него, и ему не дается свой шариат.
Обязательные атрибуты для посланников
Все посланники должны обладать правдивостью, безгрешностью и должны довести полностью свое послание. Всевышний Аллах по Своей мудрости наделяет…
В настоящее время возле темы пророков существует множество непонятного и неизвестного, окутанного завесой тайны. Отсутствие информации создает оптимальную почву для становления слухов и домыслов. Так, в обществе существует мнение о негативном отношении религии к пророчествам и лицам, предсказывающим определенные события. Однако перед тем, как утверждать тот или иной факт, следует рассмотреть внимание религии к этому вопросу. Так особо следует остановиться на отношении к пророкам в исламе.
На протяжении всего периода существования в исламе отражается наличие пророков и посланников. Так последним пророком на Земле – был Муххамед, которые передавал сообщения и послания от Всевышнего Аллаха. Он поведал людям о существовании ада, рая, судного дня, конца света и многих других событиях. При этом ислам четко разграничивает понятия посланника и пророка. Эти лица получают послания в качестве пророчеств, но они передают их людям только с учетом определенных условий, которые описаны в…
В различных источниках читал, что некоторые считали пророками также следующих людей:
1) Юша ибн Нун (библ. Иисус Навин) — читал, что он стал пророком израильтян после смерти Мусы (мир ему) — так считали некоторые муфассиры. Упоминается в книге Ибн Касира «Рассказы о пророках».
2) Ишмоил (библ. Самуил) — читал, что именно о нем упоминается в Коране в суре «аль-Бакара» (2:246–248). Упоминается в книге Ибн Касира «Рассказы о пророках».
3) Узайр (библ. Ездра) — рассматривался некоторыми учеными как один из пророков, хотя с другой стороны читал, что некоторые ученые обвиняли его в фальсификации Писания. Упоминается в книге Ибн Касира «Рассказы о пророках».
4) Шис (библ. Сиф) — упоминается в книге Ибн Касира «Рассказы о пророках», хотя насколько я знаю хадисы о нем являются недостоверными.
5) Сыновья Якуба (мир ему) (библ. Иаков), помимо Юсуфа(мир ему) — в Коране упоминаются в контексте других пророков (2:136,140; 3:84), но насколько я знаю пророки являются…
Скачать статью в формате WORD (DOC)
Посланники и пророки в свете Ислама
Подготовлено редакцией сайта «К Исламу» 2013 г.
Об обязательности веры в посланников и пророков Аллаха и доказательства этого
Ислам предписывает каждому обязательно верить в посланников и пророков Всевышнего Аллаха. Это является одним из основополагающих и самых важных столпов веры, о чем свидетельствуют Коран из Сунна.
Всевышний Аллах сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся!» (Сура «аль-Бакъара», 285 аят).
Аллах упомянул веру в посланников наряду с другими столпами, в которые уверовали Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, и верующие. Более того, Всевышний сообщает нам, что эта их вера в посланников не делает различий между ними и подтверждает каждого…
Аллах не безразличен к судьбе человечества, Он не предоставил людей самим себе, чтобы те, не располагая верным руководством свыше, погрязли в ошибках и не имели надежды на лучшую жизнь. Для жизни в справедливости, для достижения счастья в обоих мирах, для прохождения верного пути, который ведет к довольству Творца и вечной радости, человечество нуждается в наставниках и проводниках, которые и помогут ему наилучшим образом пройти этот путь. Эти наставники наделены высочайшими нравственными качествами, они имеют связь с миром сокровенного, они не ошибаются и никогда не введут человека в заблуждение. Ими являются пророки и посланники, которых Аллах избрал из огромного количества людей для донесения Своего призыва до человечества. Он подкрепил их небесными откровениями и священными писаниями, содержащими в себе истины, самостоятельно дойти до которых не под силу ни одной живой душе. Бесконечная милость Аллаха никогда не прекращала заботиться о своих творениях, поэтому Он и направил…
Вера в пророков и посланников Аллаха является обязательным предписанием религии и одним из важнейших столпов мусульманской веры. Это подтверждается многочисленными свидетельствами из Корана и Сунны.
Всевышний сказал: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников. [Они говорят]: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся!» (сура «аль-Бакара», аят 285).
Аллах упомянул веру в посланников в числе тех столпов, в которые уверовали Посланник и правоверные. Более того, уверовав в посланников, они не делают различий между ними и признают каждого из них.
В писании Аллаха говорится и о тех, кто отказывается уверовать в посланников: «Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», - и хотят найти путь между этим, являются…
Мнение тех, кто считает, что между посланником и пророком не существует никаких различий, ошибочно, и на это указывает число
посланников и пророков, упомянутое в хадисе. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что пророков было сто двадцать четыре тысячи, а посланников - триста десять и ещё несколько [Ахмад]. К тому же в Книге Всевышнего слова «пророк» и «посланник» упоминаются в одном аяте: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы шайтан не подбросил своё в его чтение, когда он читал Откровение». Сура 22 «Паломничество», аят 52.
И о некоторых посланниках сказано, что они были посланниками И пророками, а отсюда следует, что существует разница между этими двумя понятиями. Так, Всевышний сказал о Мусе (мир ему): «Помяни в Писании Мусу. Воистину, он был избранником и был посланником и пророком». Сура 19 «Марьям», аят 51.
Некоторые учёные считают, что понятие «посланник» означает нечто большее, чем понятие «пророк». Пророк - это тот, кому дано Откровение, но при этом на него не возлагается обязанность доносить его до людей, а посланник - тот, кому не только внушён в Откровении новый закон, но ему также поручено донести его до людей. Отсюда Получается, что каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником [Шарх аль-"акида ат-тахавиййа, с. 167; Лявами" аль-анвар аль-бахиййа, т. 1, с. 49].
Однако эта версия далека от истины, потому что, во-первых, Аллах сообщил нам о том, что Он послал к людям пророков точно так же, как и посланников: «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка...» (сура 22 «Паломничество», аят 52).
Таким образом, различие между ними не может заключаться в том, что одному велено доносить открытое ему Аллахом знание до людей, а второму нет, поскольку сам факт ниспослания Откровения предполагает, что пророк тоже обязан донести полученное знаниедо людей.
Во-вторых, отказ от донесения до людей послания Всевышнего есть сокрытие от них Откровения Всевышнего, а Он ниспосылает Откровение не для того, чтобы оно скрывалось от людей и оставалось запертым в груди одного человека, а потом сошло в могилу вместе с ним.
В-третьих, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне были показаны общины, и я увидел пророка, с которым была группа людей, и пророка, с которым был один человек или два, и пророка, с которым вообще никого не было...» [Бухари; Муслим; Тирмизи; Насаи]. Этот хадис указывает на то, что всем пророкам было дано веление доносить послание Всевышнего до людей, однако на призыв каждого из них ответило разное количество людей.
Поэтому наиболее точное определение понятий «посланник» и «пророк» звучит так: «Посланник - тот, кому дан новый закон (шариат), а пророк - тот, кто послан для подтверждения закона, принесённого предыдущим посланником, и напоминания о нём»* [Алюси. Тафсир].
*[Все посланцы Бога - пророки. Однако некоторые из них одновременно были посланниками, принося людям обновления закона Всевышнего].
Сынами Израилевыми (бану исра"иль) руководили пророки: как только умирал один пророк, его тут же сменял другой, как об этом говорится в хадисе [Фатх аль-Бари, т. 6, С. 495], причём все пророки израильтян были посланы с шариатом Мусы - Тауратом (Торой) и всем им было велено доносить до своего народа Откровение Всевышнего, которое пришло к ним: «Не знаешь ли ты о знати сынов Исраиля, живших после Мусы? Они сказали своему пророку: "Назначь для нас царя, чтобы мы сражались на пути Аллаха". Он сказал: "А не получится ли так, что, если вам будет предписано сражаться, вы не станете сражаться?"» (сура 2 «Корова», аят 246).
Как следует из аята, пророку внушается, что его народ должен сделать нечто, а передача такого послания не может быть необязательной. В качестве примера можно взять Давуда, Сулеймана, Закарию и Яхью. Все они были пророками, и все они руководили израильтянами, вершили суд и доносили до них истину. А Аллах, конечно же, знает обо всём лучше.
Вера в посланников и пророков – четвертый столп имана. Мусульманин должен верить, что посланники (расуль) – это самые почтенные и любимые рабы Аллаха, которых Он избрал, ниспослал им откровение и послал к народам, чтобы призывать их к истинной религии. Первым является Адам (мир ему), а последним – Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!). Предыдущие посланники были посланы к определенным народам и в определенное время. А Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был послан ко всему человечеству. Его посланничество будет иметь силу и сохранится до Конца Света. Он является последним Пророком и Посланником, завершающим звеном в цепочке пророков.
Посланники (расуль) и пророки (наби) – это особые рабы Аллаха, избранные Им из всего человечества и получившие от Аллаха откровение. Но посланники в отличие от пророков (наби) получили и повеление довести откровение до людей. А пророкам не вменено в обязанность доводить до людей откровения, полученные от Аллаха, они своим примером и действиями помогали людям следовать по пути, предписанному Аллахом. Все посланники одновременно являются и пророками, но не все пророки являются посланниками. Точное количество пророков знает лишь Аллах. Некоторые ученые говорят, что пророков всего было более 124 тысячи, и из них 313 являются посланниками.
Пророками не становятся, их избирает Всевышний.
В качестве свидетельства пророческой миссии Аллах наделял пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые муджизатами. Например, посох пророка Мусы превращался в змею, пророк Иса мог исцелять больных и воскрешать мертвых, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) расколол луну, напоил войско водой, источившейся из его пальцев, с ним говорили камни. Больше всех чудес совершил Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), а самым большим его чудом является Священный Коран.
Как уже было сказано, первым пророком и посланником был первый человек – Адам, он поклонялся только Аллаху. Но некоторые потомки Адама со временем стали отходить от религии Аллаха, искажать ее. Чтобы направить их на путь истины, Аллах посылал к ним посланников и пророков. Но люди опять забывали о наставлениях, переданных им через пророков. И каждый раз, когда народы, поддавшись внушениям дьявола, ради корыстных целей отходили от истинной религии, Аллах по Своей милости отправлял к ним пророков, чтобы направить их на верный путь. Творец никогда не оставлял людей без разъяснений о необходимости следовать истинному пути. Если бы люди не имели возможность следовать предписанному, то несправедливо было бы наказывать их за заблуждения.
Человек искажал истинную религию и отходил от нее. Он приписывал Творцу качества Его же творений, а творениям Аллаха приписывал Его качества, изменял религию в соответствие со своими собственными представлениями о мироздании, заменяя веления Всевышнего придуманными нормами и обычаями, что приводило к нравственной деградации общества и неверию.
Каждый из пророков и посланников подтверждал истинность предыдущего и оповещал о следующем. Все они призывали к Единобожию, соблюдению велений и запретов Всевышнего, и между ними была полная преемственность. К каждому народу были посланы один или более пророков, которые указывали людям путь истины. Они проповедовали истину в форме, доступной для данного народа на данном этапе развития.
Мы не можем и не обязаны знать имена их всех, однако имена 25 пророков, которые упоминаются в Коране, мы знать обязаны:
Адам, Идрис (библейский Енох), Нух (Ной), Худ, Салих , Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исмаил (Измаил), Исхак (Исаак), Я‘ куб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Аюб (Иов), Шу ‘ айб (Иофор), Муса (Моисей), Харун (Аарон), Зуль-Кифли (Бишир), Давуд (Давид), Сулайман (Соломон), Ильяс (Илия), Аль-Яса ‘ (Елисей), Юнус (Иона), Закарийя (Захария), Яхья (Иоанн), Иса (Иисус), мир им всем, и печать всех пророков – Мухаммад (да благословит их Аллах и приветствует).
Некоторые ученые-богословы считают пророками также Зуль-Карнайна, Хизри, Лукманаи Юша, о которых говорится в Коране, а другие называют их святыми людьми (авлия) .
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего. Среди них наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – пятеро: Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), Ибрахим, Муса, Иса и Нух, мир им всем. Их называют «улуль-азми» («обладатели твердой решимости»). Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является лучшим творением Аллаха, самым ценным из Его созданий и Господином всех пророков, ради которого и было создано все человечество.
Доказательством истинности посланников и пророков являются чудеса, которыми их одаривал Всевышний Аллах, и особые качества, свойственные им.
Качества пророков
Аллах наделил пророков совершенными качествами. Тот, у кого отсутствует хотя бы одно из этих качеств, не может быть пророком. Это правдивость, безгрешность, совершенство ума и умение довести до людей все, что велено Всевышним.
1. Правдивость. Пророки обладали ею в высшей степени. Их слова никогда не расходились с делами. Все, о чем они говорили, сбывалось.
До того, как наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершил хиджру (переселение из Мекки в Медину), один из самых лютых врагов Ислама, мекканский язычник Убай бин Халеф говорил ему: «У меня есть лошадь, которую я кормлю лучшим кормом. Однажды, сев на нее, я убью тебя!». В ответ Посланник Аллаха возразил: «Иншаалах, это я убью тебя!».
В сражении при Ухуде Убай бин Халеф пустился на поиски Посланника Аллаха. Сподвижники (сахабы) заметили его издалека и хотели убить, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) остановил их: «Не надо, пусть подойдет поближе». Когда Убай бин Халеф приблизился, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) бросил в него копье одного из сахабов. Несмотря на то, что копье лишь оцарапало шею Халефа, тот упал с лошади, несколько раз перекувыркнулся и бросился бежать назад. «Убил! Клянусь, Мухаммад убил меня!..» - вопил он, вытаращив глаза от страха. «Да это же обыкновенная царапина!» - успокаивали обступившие его язычники. Но Халеф не унимался: «Еще в Мекке Мухаммад сказал, что убьет меня! Я умру, даже если он плюнет в меня!..». Его крик был похож на рев быка. «Разве можно так кричать из-за какой-то царапины!» - стыдил его Абу Суфьян. «Ты знаешь, кто сделал эту царапину?! Это Мухаммад! Клянусь Латом и Уззой (название идолов), если разделить боль, которую я испытываю от этой раны, среди всех жителей Хиджаза, то она погубит их! Когда Мухаммад сказал мне: «Я убью тебя!», — я сразу понял, что мне не спастись от него! Я умру, даже если он плюнет в меня!».
Убай бин Халеф умер в дороге, возвращаясь в Мекку.
Итак, пророки не могли говорить неправду, ибо приходили они со Словом Божьим. Если бы пророк хоть раз сказал неправду, то это означало бы, что таково веление Всевышнего, ибо пророки всегда и во всем следуют только Его велениям. Кроме того, у людей возникли бы сомнения, и, когда пророк проповедует Слово Божье, они не смогли бы различить в его словах правду и ложь.
Пророкам доверяли во всем. Они никогда не присваивали того, что давали им на хранение.
Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) безгранично доверяли даже не принявшие его пророчество язычники. Они предпочитали оставлять на хранение свое добро именно ему, а не друг другу. Мухаммад-Амин (верный) – так называли они его. Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил переселение из Мекки в Медину, в оставленном им доме находились некоторые вещи язычников. Чтобы вернуть хозяевам их имущество, Мухаммад-Амин (да благословит его Аллах и приветствует), несмотря на опасность, которая исходила от язычников, оставил в Мекке Али бин Аби Талиба (да будет доволен им Аллах).
2. Безгрешность. Пророк не может отклониться от пути, указанного Всевышним, т. е. совершить грех, ибо поведение пророка является образцом для подражания. Если бы пророк совершил хоть один греховный поступок, то это означало бы, что таково веление Всевышнего и что такой поступок вправе совершать и другие люди без порицания и наказания.
Пророки никогда не совершали ни явных, ни скрытых грехов, ни больших, ни малых, никогда не были неверующими или язычниками ни до, ни после получения ими пророчества.
Пророк Ибрахим (мир ему)
В Священном Коране, в 51 аяте суры «Аль-Анбияъ» сказано: «Аллах оградил Ибрахима (мир ему) от неверия, даровав ему быть всегда на пути Истины» .
Пророк Ибрахим (мир ему), как и все пророки и посланники Аллаха, обладал глубокой верой в Единого Бога и был огражден от неверия как до, так и после ниспослания ему пророчества. Он не поклонялся никому другому, кроме Всевышнего.
Слова пророка Ибрахима (мир ему), которые он произнес, увидев звезду (сура «Аль-Анам», аят 76), означают: «Разве это мой Бог?!» .
Этими словами пророк Ибрахим (мир ему) отрицает ложное убеждение, что звезда может быть Богом. Этот аят ни в коем случае не означает, как полагают немусульмане и некоторые заблудшие, что пророк Ибрахим (мир ему), увидев звезду, засомневался, Бог это или нет. Правильное толкование аята таково: «Разве это достойно быть моим Богом?!» . Это означает, что пророк Ибрахим (мир ему) прекрасно знал, без всякого сомнения, что божественность присуща только Аллаху. Далее в аяте говорится, что когда звезда исчезла из виду, пророк сказал: «Я не люблю то, что закатывается».
То, что переходит из одного состояния в другое, нуждается в чем-либо, а нужда - это недостаток. Кому присущ недостаток, тот не может быть Богом. Когда люди не поняли его слов, он, увидев луну, повторил то же самое, что говорил про звезду. Его опять не поняли, и он, увидев солнце, сказал то же, что говорил про звезду и луну, надеясь, что на этот раз его поймут. Когда же он не встретил понимания, то объявил о своей непричастности к их ложным убеждениям, к их поклонению идолам.
Пророк Юсуф (мир ему)
Всевышний оградил пророков от больших и малых грехов. Но, к сожалению, некоторые люди по невежеству в религиозных вопросах и из-за неверного понимания значения аята, в котором говорится о пророке Юсуфе (мир ему), думают, что он стремился к совершению прелюбодеяния с женой вельможи.
В одном из вариантов дословного перевода 24 аята суры «Юсуф» говорится: «И думала она о нем, и думал он о ней».
Значение этого аята таково: на самом деле жена вельможи Зулейха сама соблазняла его. Пророк же Юсуф (мир ему) ни в коем случае не думал о том, как приблизиться к ней, как полагают некоторые невежды. Исламские ученые, объясняя аят, передали нам несколько толкований. Одни сказали, что указанный аят Корана означает «хотел ударить ее», другие говорили, что он хотел оттолкнуть ее от себя. Но самым верным толкованием, как сказали некоторые ученые, считается следующее: он собирался оттолкнуть эту женщину, но увидел знамение Господа, то есть Аллах дал ему знать, что если он ее оттолкнет спереди, то она скажет мужу, что он хотел заставить ее совершить прелюбодеяние. Поэтому он не оттолкнул ее, а, уходя, повернулся спиной, и тогда она порвала на нем рубашку сзади. Этот факт свидетельствует о ее виновности.
Что касается рассказов, где говорится, что пророк Юсуф (мир ему) хотел совершить с ней прелюбодеяние, то это ложь, ведь это стремление недостойно пророков. Более того, жена вельможи сама признала невиновность Юсуфа (мир ему).
Важное замечание
Также заблудшие люди распространяют ложное мнение о Пророке Мухаммаде (да благословит его Аллах и приветствует), что якобы он был привязан к мирским благам и поэтому женился на многих женщинах. Без сомнения, сердце Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) не было привязано к женщинам. Среди жителей Мекки даже до пророчества он был известен как Правдивый Мухаммад, которому не было, и нет равных по красоте характера. Он не был любителем ухаживаний за женщинами, как выдумали атеисты и другие неверующие. Если бы это было так, то выявились бы недостатки, за которые бы его могли упрекать жители Мекки после того, как он начал призывать их к поклонению Единому Создателю и отречению от язычества.
Если бы сердце Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было привязано к женщинам, то он женился бы на нескольких женщинах еще до достижения пятидесяти лет, подобно многим мужчинам. Также доказательством того, что сердце Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было привязано к женщинам, является хадис, переданный имамом Муслимом от жены Пророка (мир ему и благословение) Аиши: «Когда наступала моя очередь, то посреди ночи Пророк (мир ему и благословение) уходил на кладбище Баки для того, чтобы читать мольбу покойным» , и это несмотря на то, что она была молодой и красивой.
Терпение пророков
Пророки Аллаха больше всех испытывали беды и трудности и больше всех терпели. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Из тех, кто больше всех испытывал беды, были пророки, затем те, кто следовал за ними и кто брал с них пример» .
Однако, как бы ни увеличивались трудности и беды, посылаемые пророкам Аллахом, они твердо и достойно переносили их. Всевышний даровал испытания пророкам для их же возвеличивания.
3. Совершенство ума. Пророком не мог быть человек с неполноценным умом, ибо то, с чем он пришел, и есть совершенство. Если бы пророк был человеком, не достигшим совершенства, то таковой посчитали бы люди и его проповедь. Кроме того, он не смог бы в дискуссиях отстоять истину, доказать свою правоту людям.
4. Доведение до людей велений Всевышнего. Посланники получали откровение от Аллаха и обязаны были передать его людям, ибо они избраны Им именно для передачи людям истины и Его велений.
Пророки не могут иметь качеств, противоположных перечисленным. Это недопустимо для них.
Кроме того, пророки могли иметь то же, что и обычные люди: недомогание, радости и печали, болезни. Они ели, спали, имели семьи и работу.… Но, например, такие психические заболевания, как эпилепсия, шизофрения и т.д., способные подорвать их авторитет, пророкам не присущи.
Помимо вышеперечисленных сыфатов, присущих пророкам, есть три, которые свойственны только Пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует):
1. Он — Хабибуллах, то есть любимец Аллаха, тот, который имеет самую высокую степень среди всех творений Аллаха.
2. Он послан ко всем людям и джиннам. Законы, принесенные им, действительны до Судного Дня. Другие пророки были посланы к отдельным народам, сроки действия их законов были ограничены. Чудеса, которые они совершали, были достоянием своего времени. Священный Коран – великое чудо, дарованное Всевышним Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), будет иметь силу до Конца Света.
3. Он — Печать пророков, то есть последний пророк. В то же время слова хадиса: «Я был пророком еще тогда, когда Адам был между землей и водой» (См. «Кашф аль-хафа», т. II, стр. 132.), можно трактовать следующим образом: Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был сотворен первым, то есть в сокровенном мире создание его пророчества предшествовало пророку Адаму (мир ему).
Также известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в Судный День будет удостоен Всевышним почетного места - Макам махмуд - и права высшего заступничества за грешников своей уммы, которое будет принято Аллахом.
Из книги «СБОРНИК НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ ПО ИСЛАМУ» (ШАРХ-УЛЬ-МУХТАСАР)