ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
3. Вид химической связи в простом веществе натрии:
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
6. Атом кальция отличается от иона кальция:
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
8. С соляной кислотой не взаимодействует:
9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
14. Расположите металлы: алюминий, свинец, золото, медь в порядке увеличения относительной электропроводности (рис. 2).
Вариант 1.
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния:
Г. 2е, 8е, 2е.
А.1.
3. Тип химической связи в простом веществе литии:
Г. Металлическая.
Г. Стронций.
5. Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.
6. Атом алюминия отличается от иона алюминия:
Б. Радиусом частицы.
А. Калий.
8 . С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
В. Платина.
9. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого:
А. КОН (р-р).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком:
А. НСl, NaOH, H2SО4.
11.Предложите три способа получения гидроксида калия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2К + 2Н2О = 2КОН + Н2
К2О + Н2О = 2КОН
К2СО3 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + 2КОН
Х CuO
Y CuSO4
Z Cu(OH)2
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
13. 2Ba + O2 = 2BaO
Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2
Ba + Cl2 = BaCl2
14. Расположите металлы: железо, олово, вольфрам, свинец в порядке увеличения относительной твердости (рис. 1).
свинец – олово – железо – вольфрам
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 144 г оксида железа (II).
n (FeO)= 144г/ 72г/моль = 2 моль
n (Fe) = 2 моль
m (Fe) = 2моль*56г/моль = 112г
Вариант 2.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
Б. 2e, 1е.
2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
А. 1.
3. Вид химической связи в простом веществе натрии:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Индий.
В. Увеличивается.
6. Атом кальция отличается от иона кальция:
Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Барий.
В. Серебро.
9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaOH(p-p).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
Б. Cl2, CuC12, НС1.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2
СаО + Н2О = Са(ОН)2
СаCl2 + 2KOH = Ca(OH)2 + 2KCl
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X ZnO
Y ZnCl2
Z Zn(OH)2
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Li + O2 = 2Li2O
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2
2Li + Cl2 = 2LiCl
14. Расположите металлы: алюминий, свинец, золото, медь в порядке увеличения относительной электропроводности (рис. 2).
Свинец, алюминий, золото, медь.
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 80 г оксида железа (III).
n(Fe2O3) = 80г/160г/моль = 0.5моль
n (Fe) = 2n (Fe2O3) = 1моль
m (Fe) = 1моль*56г/моль = 56г
Вариант 3.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме натрия:
В. 2е, 8е, 1е.
2. Номер периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, в котором нет химических элементов-металлов:
А. 1.
3. Вид химической связи в простом веществе кальции:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г.Натрий.
5. Радиус атомов элементов 2-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.
6. Атом магния отличается от иона магния:
Б. Зарядом частицы.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Г. Рубидий.
8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
Г. Ртуть.
9. Гидроксид бериллия не взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaCl (р-р)
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием:
Б. С12, Н2О, H2SО4.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения сульфата железа (III). Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2
FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X Fe2O3
Y FeCl3
Z Fe(OH)3
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и алюминий, получить оксид, амфотерный гидроксид? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
14. Расположите металлы: медь, золото, алюминий, свинец в порядке увеличения плотности (рис. 3).
алюминий, медь, свинец, золото
15. Рассчитайте массу металла, полученного из 160 г оксида меди (II).
n(CuO) = 160г/80г/моль = 2моль
n (Cu) = n (CuO) = 2моль
m (Cu) = 2моль*64г/моль = 128г
Вариант 4.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме алюминия:
Б. 2е, 8е, 3е.
2. Номер группы в Периодической системе Д. И. Менделеева, состоящей только из химических элементов-металлов:
Б. II.
3. Вид химической связи в простом веществе магнии:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Рубидий.
5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
В. Увеличивается.
6. Атом и ион натрия отличаются:
Б. Радиусом частицы.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Б. Калий.
8. С соляной кислотой не взаимодействует:
В. Медь.
9. Гидроксид алюминия не взаимодействует с веществом, формула которого:
В. KNО3(p-p).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием:
Б. С12, О2, НС1.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения оксида алюминия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + Cr2О3 = Al2О3 + 2Cr
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X CaO
Y Ca(OH)2
Z CaCO3
13. Как, используя любые реактивы (вещества), получить из цинка оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
2Zn + O2 = 2ZnO
Zn + 2H2O = Zn(OH)2 + H2
Zn + Cl2 = ZnCl2
14. Расположите металлы: алюминий, вольфрам, олово, ртуть в порядке уменьшения температуры плавления (рис. 4).
вольфрам, алюминий, олово, ртуть
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить алюминотермией из 34 г оксида хрома (II).
n(CrO) = 34г/68г/моль = 0,5моль
n (Cr) = n (CrO) = 0,5моль
m (Cr) = 0,5моль*52г/моль = 26г
ЧАСТЬ 1
1. Металлы (М) располагаются в I-III группах, или в нижней части IV-VI групп. Только из металлов состоят В группы.
2. У атомов металлов 1—3 электрона во внешнем электронном слое и сравнительно большой радиус атома. Атомы металлов имеют тенденцию к отдаче внешних электронов.
3. Простые вещества — металлы состоят из элементов, связанных металлической химической связью, которую можно отобразить общей схемой:
4. Все М — твёрдые вещества , кроме Hg . Самые мягкие металлы IA группы, самый твердый —Cr.
5. М обладают тепло- и электропроводностью и имеют металлический блеск.
6. Олово обладает свойством образовывать два простых вещества - белое и серое, т. е. свойством аллотропии.
7. Дополните таблицу "Свойства и применение некоторых металлов".
ЧАСТЬ 2
1. Выберите названия простых веществ — металлов. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название металла, которое в переводе с греческого означает «камень»: литий.
2) магний Л
3) кальций И
5) медь Т
7) золото И
8) ртуть Й
2. Неверны следующие утверждения, характеризующие металлы:
5) непластичные и нековкие
3. Выберите четыре самых электропроводных металла (цифры расположите в порядке убывания электропроводности) из перечня:
1) серебро
2) золото
3) алюминий
4) железо
5) марганец
6) калий
7) натрий
Ответ: 1, 2, 3, 7.
4. Составьте схемы образования металлической химической связи для веществ с формулами:
5. Проанализируйте рисунок «Металлическая кристаллическая решётка».
Сделайте вывод о причинах пластичности, тепло- и электропроводности металлов.
Каждый атом металла окружен восемью соседними атомами. Оторвавшиеся внешние электроны свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя ионный остов металла в гигантскую молекулу. Высокая теплопроводность, электрическая проводимость металлов обусловлены наличием в их кристаллических решетках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля. Большинство металлов пластичны из-за смещения слоев атомов металлов без разрыва связи между ними.
6. Заполните таблицу «Металлы». Данные для таблицы найдите с помощью дополнительных источников информации, в том числе Интернета.
7. С помощью Интернета и других источников информации подготовьте небольшое сообщение на тему «Ртуть в жизни человека» по следующему плану:
1) знания о ртути в древности и в Средние века;
2) токсичность ртути и меры безопасности при работе с ней;
3) применение ртути в современной промышленности.
1) Ртуть входила в число 7 металлов, её считают прародительницей всех металлов, использовали не только саму ртуть, но и её сплав киноварь.
2) Она очень токсична, испаряется при комнатной температуре, и при вдыхании отравляет человека. Накапливаясь в организме, она поражает внутренние органы, дыхательные пути, кроветворные органы и головной мозг.
3) Ртуть используют очень широко. В химической промышленности в качестве катода при получении гидроксида натрия, как катализатор при получении многих органических соединений, при растворении урановых блоков (в атомной энергетике). Этот элемент применяется при изготовлении ламп дневного света, кварцевых ламп, манометров, термометров и других научных приборов.