Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема : Дифференциация гласных ё –ю.
Цель : Закрепление умения различать на письме ё – ю в слогах, словах и словосочетаниях;
Задачи:
Образовательная: учить различать буквы ё –ю, давать артикуляционную характеристику составляющих их звуков, учить дифференцировать буквы ё – ю на письме в слогах и словах;
Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас учащихся, развивать фонематический слух, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, интерес на занятии.
Оборудование: картинки с мнемотаблицами, алфавит, картинки (в словах которых присутствуют буквы ё и ю), буквы из гафрированной бумаги.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Игра «Назови меня правильно»
Перед учеником раскладываются буквы, сделанные из гафрированной бумаги. С закрытыми глазами ученик должен назвать какие это буквы.
4. Основная часть урока, письменная работа
Задание 1. Обрати внимание на предметные картинки (ёжик, юбка, ёлка, юла, юрта ). Записать первую букву, с которой начинается слово.
Задание 2. Заменить печатные буквы строчными
– У, Ю, А, Ы, Я, Е, И, Ё, О, Э.
5. Работа по карточке
Добавь недостающий элемент буквы
“Буквы заблудились”. Необходимо вставить в слово подходящую букву.
жик
л тчик
кл ч
кл н
ор л
св кла
козл нок
из м
бер за
л стра
з рна
6. Физминутка.
7. Звукобуквенный анализ слов.
Юбка, юла, ёлка, юрта, лёд, боксер, юнкер, утюг, клюнул, звёзды, звезда?
8. Работа с мнемотаблицами.
9. Подведение итогов занятия
Юленька
все еще
уже
Юленька с юлой крутились.
Мама с папой удивились -
Юля все еще кружит,
А юла уже лежит!
Ира и Ёжик
ПРОСИТ
2
ИЗ-ПОД
Ира и Ежик
Ира просит: "Ежик, Еж!
Ты мне платьице сошьешь?"
Еж ответил из-под елки:
"Ниток нет - одни иголки!"
КАРТОЧКА
…ла
…жик
кл… ч
з…рна
ор…л
св…кла
козл… нок
из…м
бер…за
вербл…д
кл…н
Цели и задачи: познакомить детей с буквами Ё - Ю; учить соотносить буквы занятия с символами, дифференцировать гласные Ё - Ю изолированно, в слогах и в словах; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Оборудование: буквы Ё - Ю (запись на доске); предметные картинки с изображением девочки и мальчика.
Ход занятия J. Оргмомент
1. Развитие внимания и памяти (задание 2. с. 10).
Логопед: Прочитайте слоги. Запишите их парами.
Слоги: лё, лю, сё, вё, не, кю, кё, ню, сю, вю.
Логопед: Прочитайте записанные пары слогов и сравните их. Что вы заметили? (В слогах встречаются гласные буквы Ё - Ю.)
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доск е.
II. Основная часть
1.Припоминание признаков гласных букв Ё - Ю. Сравнительная характеристика.
Общее: обозначают гласные буквы, являются йотированными. Для обозначения на письме возьмем красный кружок.
Различное: гласной букве Ё соответствует звук О, гласной букве Ю - звук У.
2. Звукобуквенный анализ слов (задание I.e. 10).
Логопед: Назовите в словах первые буквы и отгадайте
имена детей, которые изображены на картинке. (Лёня и Юля.)
Картинки: юла, лимон, яблоко.
3.Дифференииаиия бикв занятия на уровне слова (задание 3. с. 10).
Логопед: Вставьте пропущенные буквы Ё - Ю в слова. Прочитайте эти слова. Выделите буквы Ё - Ю.
Т...ТЯ М...Д Т...ЛЕНЬ
ВЕР...ВКА Р...ВА БЕР...ЗА
Т...ЛЬ...Г СЕЛ...ДКА
КЛ...КА ПЛ...ТКА КЛ...КВА
4.Физминутка.
Логопед: Лёня и Юля решили немножко отдохнуть. Давайте вместе с ними сделаем зарядку.
Логопед читает текст стихотворения, дети выполняют соответствующие действия.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
5. Развитие звукового анализа (задание 4. с. 11).
Логопед: Рассмотрите предметные картинки. Как связаны предметы правого и левого столбиков? Соедините их стрелками. Объясните свой ответ. Запишите получившиеся пары слов.
Картинки: левого столбика - верблюд, самолет, клест, утюг; правого столбика - приемник, козел, индюк, юла.
III. Итог занятия
Логопед: Посмотрите на картинки. Назовите те, которые понравятся Лёне. Почему вы выбрали их? А теперь назовите картинки, которые понравятся Юле.
ЗАНЯТИЕ 44
Тема: Дифференциация букв Ё - Ю.
Цели и задачи: закреплять знания детей о буквах Ё - Ю; учить соотносить буквы занятия с символами, дифференцировать гласные Ё - Ю в словах, словосочетаниях, предложениях и тексте; развивать навыки языкового анализа и синтеза.
Оборудование: буквы Ё - Ю (запись на доске); предметные картинки с изображением девочки и мальчика; изображение наложенных друг на друга предметов одежды и посуды; запись предложений на карточках.
Ходзанятия J. Оргмомент
1. Припоминание характеристик гласных буквы Ё - Ю.
2.
3.1. Развитие зрительного восприятия.
Логопед: Рассмотрите предметы, которые запутались в «Куче-мале». Назовите предметы для Лёни и Юли.
Картинки: кастрюля, терка, рюмка, блюдце, брюки.
Логопед: Какой предмет лишний и почему? (Брюки -это одежда, а все остальное - посуда.)
2.Развитие зрительного внимания, дифференииаиия букв занятия на уровне словосочетания (задание 5. с. 11).
Логопед:
Лёня и Юля выполняли домашнее задание. Каждый из них старался вставить как можно больше своих любимых букв. Найдите ошибки Лёни и Юли. Запишите словосочетания правильно.
КОЛЁЧИЙ ЮЖИК ЗЕЛЮНАЯ ЮЛКА
ВЕСЮЛАЯ ЁЛЯ ЗЕЛЮНАЯ ЁЛА
ЧЮРНЫЙ ИЗЁМ ТЮПЛЫЙ ИЁЛЬ
3.Физминутка (см. занятие 43).
4.Развитие языкового анализа и синтеза. Работа на уровне предложения и текста (задание 6. с. 11-12).
Логопед: Лёня и Юля приготовили вам задание - они записали для вас необычный рассказ. Прочитайте его, заменяя картинки словами. Перепишите рассказ. Укажите в словах буквы Ю - Ё.
Слова в скобках заменены картинками. В лесу
Наш лес большой. Там растут (березы), (сосны), и (рябины). В лесу гуляют дети. Они ищут (грибы). Леня и Андрю-ша нашли в лесу (ежик). Они положили в корзину и принесли его (дом). Дети хотели с ним поиграть. Но (ежик) уколол Леню, потом фыркнул и свернулся клубком. Дети принесли молоко. Зверек высунул мордочку, понюхал молочко, потом полакал из (блюдце) и вновь свернулся в клубок. Ребята решили отнести (ежик) обратно в лес.
Итог занятия
Логопед: Назовите из рассказа слова для Лёни, а затем для Юли.
ЗАНЯТИЕ 45
Тема: Дифференциация звуков Р - Р", Л - Л".
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Р - Р", Л - Л"; учить правильному произнесению звуков, сопоставлению изучаемых звуков по звучанию и артикуляции; учить соотносить звук с буквой, дифференцировать звуки Р - Р\"■■ Л - Л" изолированно, в слогах, в словах; развивать ассоциативное и логическое мышление; закреплять знание основных и оттеночных цветов.
Оборудование: буквы Р - Л (запись на доске); зеркала (на каждого ребенка); карточки с точечными изображениями героев занятия; карточки в виде дощечек от забора с написанными на них словами; кроссворд.
Ход занятия J. Оргмомент
1.Выполнение двух-, трехступенчатых инструкций Сна выбор логопеда).
2.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основной текст
1.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Обведите по контуру портреты героев занятия. Назовите сказку, из которой они пришли, и ее автора. Запишите имена этих героев.
Картинки: точечные портреты дяди Федора, кота Матроскина, пса Шарика, почтальона Печкина, галчонка Хватай -ки.
2.Знакомство с темой занятия через развитие фонема тического восприятия и анализа.
Логопед: Перечитайте имена героев занятия и обведите буквы: в слове Федор - последнюю букву, в слове Матроскин - третью согласную, в слове Шарик - букву, стоящую после ударной гласной, в слове почтальон - согласную, которая смягчается мягким знаком, в слове галчонок - третью букву.
3.Произнесение звуков Р - Р". Л - Л" перед индивидуальными зеркалами.
4.Сравнительная характеристика изучаемых звуков.
Р - согласный, звонкий, твердый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, из символов выбираем синий звонок.
5.Развитие навыков фонематического анализа.
Логопед: Дядя Федор решил сделать вокруг домика новый забор. Шарик и Матроскин захотели ему помочь. Тут и галчонок прилетел. На траве лежит много дощечек. Стали друзья подавать мальчику дощечки и называть свои любимые звуки.
Подумайте и скажите, какой звук будет называть каждый из героев.
(Шарик - звук Р", Матроскин - Р, галчонок -Л, а мальчику останется собрать дощечки со звуком Л".)
Прочитайте слоги, записанные на карточках-дощечках, и запишите их по порядку (запись на доске):
Для Шарика;
Для Матроскина;
Для галчонка;
Для мальчика.
Слоги: ла. ри, ра, ли, лю, ле, лы, ры, рё, ре, лё.
5.Закрепление знаний о ивете {задание I.e. 13).
6.Логопед: Друзья построили отличный забор. Теперь нужно выбрать цвет для его окраски. Дядя Федор задумался. Припомните названия различных цветов и запишите те, в которых есть звуки занятия. Укажите наличие звуков Р -Р",Л-Л".
Приблизительный перечень: желтый, малиновый, лимонный, розовый, алый, красный, пурпурный, бордовый, малиновый, голубой, фиолетовый, сливовый, зеленый, бирюзовый, оливковый, и умрудный; шоколадный, коричневый, терракотовый, бел га, серый, черный, оранжевый...
Логопед: Вот какой получился забор. Вспомните и подпишите название цвета каждой дощечки забора. Выделите буквы Р - Л.
7.Физминутка.
Дети декламируют текст стихотворения и выполняют движения.
Мы к лесной лужайке вышли, Через ветви и пенечки
Поднимаем ноги выше, Кто высоко так шагал -
Через кустики и кочки, Не споткнулся, не упал.
8.Развитие ассоциативного мышления (задание 2. с. 13).
Логопед: На выходные в деревню приехали мама и папа. Они привезли всем друзьям дяди Федора подарки. Подпишите под каждой картинкой названия подарков. Выделите буквы Р - Л.
Не надо спорить и кричать,
Подарки буду всем вручать.
А вы попробуйте, узнайте,
О чем друзья мечтают?
Подарки правильно раздайте,
Тогда не заскучают.
Картинки: яблоко, приемник, пирамидка, кегли.
9.Развитие логического мышления.
Логопед: Все очень рады полученным подаркам. Друзья решили все вместе отправиться купаться. Пруд, как зеркало сверкает Всех поплавать приглашает.
кроссворд
Логопед: Заполните клетки кроссворда, тогда вы узнаете, что приготовила мама на десерт.
1.Часть окна. (Рама)
2.Выпуклая часть стены дома, там, где хозяйки развешивают белье. (Балкон)
3.Он бывает воздушным. (Шарик)
4.Плывут по небу, разные по форме и размеру. (Облака)
5.Плоды дуба. (Желуди)
6.Бытовой прибор. (Телевизор)
7. Небесное светило, видное очень хорошо ночью. (Луна)
8.Детеныш лисы. (Лисенок)
9.Детеныш коровы и быка. (Теленок) Слово по вертикали: мороженое.
Логопед: Друзья очень рады вашей помощи. Они спешат домой.
От пруда к дому два пути. Каким же нам быстрей идти? Один вокруг - минуя лес, Другой - сквозь лес наперерез. Дети выбирают путь, по которому побегут домой, и называют слова либо со звуками Р - Р", либо со звуками Л - Л".
III. Итог занятия
Логопед: Вспомните героев занятия и назовите их любимые звуки. Дайте характеристику звукам занятия.
ЗАНЯТИЕ 46
Тема: Дифференциация звуков Р - Р", Л - Л".
Цели и задачи: познакомить детей со звуками Р - Р", Л - Л"; закрепить правильное произношение этих звуков; учить дифференцировать звуки Р - Р", Л - Л" в слогах, словах; закреплять знания по лексическим темам «Овощи» и «Фрукты»; навыки словообразования, работы со словами-паронимами; развивать навыки звукового анализа и синтеза, звуковое внимание и восприятие, логическое мышление.
Оборудование: зеркала (на каждого ребенка); буквы Р - Л (запись на доске); образцы для рисования; стилизованные буквы Р - Л; предметные картинки с изображением героев сказки «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
Ход занятия I. Оргмомент
1. Рисование по контуру. Развитие зрительного внимания и восприятия.
Логопед: Нарисуйте по образцу: ключ, черепаху, мальчика, не отрывая руку от заданной точки, на листе бумаги в клетку.
3.Знакомство с героями занятия по полученным рисинкам.
Логопед: Буратино, ключ, черепаха Тортилла, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио, Дуремар, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро, Арлекин, пудель Артемон... и другие.
Логопед выставляет на доску стилизованные буквы Р - Л
(Р - ключ у Буратино, Л - плетка у Карабаса Барабаса), просит назвать буквы, на которые похожи изображенные предметы.
II. Основная часть
1.Сравнительная характеристика звуков Р - Р". Л - Л".
Р - согласный, звонкий, твёрдый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, из символов выбираем синий звонок.
Р" - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, из символов выбираем зеленый звонок.
Л - согласный, звонкий, твердый, на письме обозначаем синим незакрашенным кружком, из символов выбираем синий звонок.
Л" - согласный, звонкий, мягкий, на письме обозначаем зеленым незакрашенным кружком, из символов выбираем зеленый звонок.
2.Закрепление правописания собственных имен существительных.
Логопед: Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.К. Толстого, вновь встретимся с героями этого произведения. Попробуйте назвать имена героев по картинкам и звуки, с которыми они дружат.
Логопед выставляет на доску картинки, изображающие героев сказки. Дети называют имена героев и, припминая правило о правописании собственных имен существительных, записывают их, указывая наличие изучаемых звуков.
3.Различение звуков Р - Р".Л - Л" в словах. Воспроизведение и преобразование слогов.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Послушайте слог и назовите парный ему слог с противопоставляемым согласным по образцу. Образец: РА - ЛА, ЛЫ - РЫ.
Слоги: РУ, ЛЮ, ЮЛ, РЕ, ЫР, ЛИ...
4.Различение овощей и фруктов (задание 3. с. 13-14).
Логопед: Буратино смотрел в театре представление, а теперь спешит к папе Карло, чтобы отдать ему пять золотых, полученных от Карабаса Барабаса. Ему навстречу ковыляют лиса Алиса и кот Базилио. Они несут тяжелые корзины с овощами и фруктами. Буратино так спешит, что нечаянно налетает на зверей и сбивает их с ног. Овощи и фрукты разлетаются в разные стороны. Лиса и кот огорчены.
Помогите Буратино собрать фрукты и овощи: соедините все овощи линией красного цвета, а фрукты - линией зеленого цвета. В первый столбик запишите названия овощей и фруктов с буквами Р - Р", а во второй - с буквами Л - Л".
Картинки: яблоко, свекла, фасоль, виноград, помидор, лук, перец, груша, огурец.
5.Физминутка.
Логопед: Все овощи и фрукты разложены по корзинам. Теперь можно сделать зарядку.
Логопед читает текст, дети выполняют соответствующие движения.
Буратино потянулся
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать.
6.Развитие логического мышления. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами С задание 4. с. 14).
Логопед: Лиса Алиса и кот Базилио узнают, что у Буратино есть золотые монеты, они рассказывают деревянному человечку о поле Чудес и о стране Дураков. Наивный Буратино верит им и отправляется вместе с плутишками. Дорога не близкая, друзья предлагают Буратино разгадать кроссворд.
1.«Я ... не боюсь, если надо - уколюсь...» (Укол)
2. Его разожгли в лесу. (Костер)
3.Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача. (Игла)
4.Им покрывают поверхность чего-либо для блеска. (Лак)
5.В бане было очень... . (Жарко)
Логопед: Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.
Пары слов: укол - укор, игла - игра, костер - костел лак - рак, жарко - жалко.
III. Итог занятия
Логопед: Вот на пути харчевня «Три пескаря». Здесь герои решили немного отдохнуть и подкрепиться. Подумайте и скажите, что мог заказать каждый из них.
Приблизительный перечень: Лиса - баранью ногу, курочку, потроха; Кот - молоко, карасей; Буратино - три корочки хлеба.
ЗАНЯТИЕ 47
Тема: Дифференциация звуков Р - Р", Л - Л" в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цели и задачи: закрепить знания детей о звуках Р - Р\ Л -Л"; учить детей дифференцировать звуки в словосочетаниях, предложениях и тексте, согласовывать слова в словосочетаниях, устанавливать логические связи в предложении; развивать логическое мышление, зрительное внимание; закреплять знание норм орфографии.
Оборудование: буквы Р - Л (запись на доске); предметные картинки с изображением героев из сказки А.Н. Толстого «Приключение Буратино или Золотой ключик».
Ходзанятия /. Оргмомент
1. Работа на уровне слова. Развитие зрительного внимания (задание 5. с. 14).
Логопед: Вставьте пропущенные буквы Р - Л в слова. Запишите слова, выделите буквы Р - Л.
К...Ы...0 П...ОБО...ОКА ЭСКА...АТО...
ЫБО..,ОВ ЗЕ...КА...О КА...НАВА...
К...ОКОДИ... ...АБИ...ИНТ* ЖУ...НА...
К... А...НЕТ*
Логопед объясняет детям значение слов, отмеченных звездочкой.
2.Определение темы занятия из слов предыдущего задания. Припоминание материала прошлого занятия и места, где оставили героев сказки.
3.Припоминание сравнительных характеристик звуков занятия и их символов для обозначения на письме.
4.Закрепление умений составления словосочетаний (задание 6. с. 14-15).
Логопед: Буратино бежит по дорожке за своими «друзьями» . Он так спешит, что не замечает, как из кустов выскакивают Кот и Лиса с мешками на голове и пистолетами в руках. Буратино бросается наутек прямо к озеру и еле успевает ухватиться за лапки лебедей, плавающих неподалеку от берега. Птицы поднимаются в небо и тянут за собой Буратино. Тот умоляет прекрасных птиц перенести его на противоположный берег. Лебеди соглашаются.
Вот Буратино в безопасности. Как же ему отблагодарить смелых птиц? Может, он сможет верно выполнить следующее задание?
Помогите Буратино. Составьте словосочетания из слов по образцу. Образец: лебедь плыл, лодка плыла и т.д.
5.Развитие логического мышления. Установление логических связей в предложении (задание 7. с. 15-16).
Логопед: Буратино с вашей помощью выполнил задание
и побежал дальше по дорожке. Посмотрите, что это виднеется впереди? Это домик Мальвины и Артемона. Кукольные человечки очень рады встрече с Буратино. У Буратино есть несколько золотых монет и золотой ключик, который подарила ему черепаха Тортилла. Нужно спешить, чтобы открыть заветную дверь в каморке папы Карло. Что это за шум слышится на опушке леса? Это злой Карабас Барабас спешит к домику кукол. Скорее остановите злодеев.
Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибки. Запишите предложения верно. Выделите буквы Р - Л.
Лошадка причесывает русого мальчика.
Малыши веселят грустного клоуна.
Больной ставит градусник доктору.
Много карасей, лещей и окуней поймали удачливого рыбака.
Всадник скачет за лошадью через барьер.
6.Развитие зрительного внимания и логического мышления (задание 8. с. 16).
Логопед: Куклы добрались до волшебной двери в каморке папы Карло, открыли ее и пошли по подземному лабиринту. Пройдите лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитайте текст, записанный на дорожке лабиринта. Обведите буквы Л - Р. Назовите отгадку.
Текст загадки записан в клетках лабиринта. Он самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом.
(Ключ)
7. Закрепление знания норм орфографии.
Логопед: Запишите текст загадки (запись на доске) и объясните написание подчеркнутых слов.
III. Итог занятия
Логопед: Вот мы и попали в волшебный подземный зал. Открыли волшебную дверь в кукольный подземный театр, в котором нет злого Карабаса Барабаса, хитрой лисы Алисы и кота Базилио, глупого Дуремара. Пришла пора прощаться с героями сказки. Давайте напоследок назовем имена любимых героев и припомним звуки занятия.
Дети называют имена героев занятия, звуки Р - Р", Л - Л" в их именах, дают характеристики звукам.
ЗАНЯТИЕ 48
Тема: Дифференциация звуков С - С - Ш.
Цели и задачи: познакомить детей со звуками С - С- IH; учить детей давать сравнительную характеристику звукам; закреплять знание норм артикуляции звуков С - С -Ш; учить дифференцировать звуки С - С - Ш в слогах, словах; развивать фонематическое восприятие; формировать навыки работы с обобщениями; развивать понимание пространственных отношений, логическое мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: буквы С - Ш (запись на доске); символы для их обозначения на письме; зеркала (на каждого ребенка); карточки с записанными на них словами для оргмоменга; картинки с изображением Малыша и Карлсона; кроссворд (запись на доске).
Ход занятия I. Оргмомент
1 .Работа с родственными словами.
Логопед: Прочитайте слова на карточках и попробуйте объединить их в группы.
Слова: свет, светлый, шуметь, светлячок, светло, шум, шумный, светает, шумок, рассвет. (Свет, светлый, светлячок, светло, светает, рассвет. Шуметь, шум, шумный, шумок.)
2.Знакомство со звуками занятия через выделение согласных в словах.
Логопед: Назовите первые звуки во всех словах, сделайте вывод о теме занятия.
3.Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
II. Основная часть
1. Сравнительная характеристика звуков С - Ш.
С - согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.
С - согласный, мягкий, глухой, соответствуют зеленые наушники, на письме - зеленый закрашенный кружок.
Ш - согласный, глухой, твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена, т.е. язык принимает форму «чашечки».
2.Соотнесение звуков занятия с символами и буквами для их обозначения на письме.
3.Дифференииаиия звуков в ряди других звуков и между собой.
Логопед: Сегодня у нас необычный урок: Карлсон, Малыш и Фрекен Бок Будут учить, а вы - обучаться, Знания вам всегда пригодятся!
Логопед выставляет на доску изображения героев занятия: Карлсона, Фрекен Бок и Малыша.
Логопед: Послушайте звуки и поднимите соответствующие символы, когда услышите звуки занятия.
Звуки: с. ш, з, ж, щ, у, ц, ж, ш, с, ф, с, ш.
Логопед: Посмотрите на картинки (задание 1, с. 16). Кому нужны эти предметы? Запишите имена героев занятия. Выделите буквы С - Ш. Цочему именно эти герои заглянули к нам на занятие? (В их именах есть звуки С - III.)
Картинки: торт, щенок, конфеты, портфель.
4.Дифференииаиия звуков С - III на уровне слога (задание 2. с. 17).
Логопед: Малыш и Карлсон предлагают нам поиграть с ними. Однако поиграть мы сможем только тогда, когда друзья выполнят задание, которое задала им Фрекен Бок. Помогите им: прочитайте слоги без ошибок. Тогда Фрекен Бок разрешит Малышу и Карлсону поиграть с нами.
СА - ША - СА СУ - ШУ - ШУ
СО - СО - ШО ЫС - СЫ - ЫШ
4.Работа по уточнению словаря (задание З.с.17).
Логопед: Те предметы одежды, которые подойдут Малышу, обведите красным кружком, а те, которые подойдут Карлсону, - зеленым. Объясните свой выбор.
Картинки: шорты, галстук, рубашка, носки, шарф, спортивный костюм.
6.Развитие логического мышления.
Логопед: Малыш выбрал то, что необходимо. Теперь можно отправляться на улицу.
Наши друзья по дороге идут -Машины, автобусы там и тут. Надо друзьям осторожнее быть, Но как же дорогу переходить? Отгадайте кроссворд, и загорится зеленый сигнал светофора.
Логопед выставляет на доску кроссворд.
1.Из него садовник поливает цветы и зимой зао} ИБ ает каток. (Шланг)
2.«Скачет.,. по полям, а корыто по лугам», - ^ ис дл Корней Чуковский. (Сито)
3.Зимой все белым-бело оттого, что все покры^ 0 { щ. (Снег)
4.Ножки у машины обуты в... (Шины.)
7. Развитие пространственных отношений f задание 4. с. 17-18).
Логопед: Карлсон и мальчик стоят в магаз^ н ^, А перед ними товар на витрине. Где что находится - ты назови, Деньги плати и домой забери. Помогите Малышу и Карлсону сделать поку ш си в магазине: определите и запишите расположение к^ ж дого предмета.
Логопед:. Что находится в правом верхнем у Гл у; в левом нижнем углу; между вишнями и карандашам^, ^ад скрепками; в правом нижнем углу; в левом верхнем y r w; слева от кисточки.
8. Физминитка С задание 5. с. 18). Логопед; Друзей пора поторопить
Но что же к ужину купить? Продукты - будто невидимки, Узнать их трудно на картинке.
Закройте правый глаз, рассмотрите наложенные изображения предметов и назовите их. Затем закройте левый глаз и сделайте то же самое. Запишите названия изображенных предметов. Выделите буквы С - Ш.
Картинки: груша, сосиски, колбаса, вишни, абрикос.
Логопед раздает карточки с наложенными изображениями: сыр, сосиски, колбаса, ананас, сушки, груша.
9. Дифференииаиия С -С- Ш в словах (задание 6. с. 18).
Логопед: Малыш и Карлсон в дом пришли, Хотят поужинать они.
Рассмотрите домики. Как вы думаете, в каком домике живет Малыш, а в каком Карлсон? Помогите Малышу и Карлсону собрать свои вещи: запишите под каждым домиком названия вещей с соответствующим звуком С или Ш.
Картинки: скамейка, шкаф, кресло, стул, стол, кушетка.
III. Итог занятия
Логопед: Наступил прощанья срок,
Прозвенит вот-вот звонок.
Говорят вам на прощанье:
«Не скучайте, до свиданья!»
Кто же вспомнит наш урок,
И слова припомнит в срок?
Дети вспоминают тему занятия и подбирают слова для Карлсона и. Малыша.
ЗАНЯТИЕ 49
Похожая информация.
Тема:
Цели:
- научить детей различать твердый и мягкий согласный перед буквами У и Ю;
- развивать фонематических слух учащихся;
- развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
- развивать связную речь детей.
I. Организационный момент. Постановка целей занятия.
К нам на урок пришли две девочки одну из них зовут Люба, а другую Луша.
Логопед выставляет на доску изображение двух девочек.
Какая гласная идет после Л в имени Люба? (Ю)
- Какая гласная идет после Л в имени Луша? (У)
- Сегодня мы познакомимся с буквой У и Ю еще ближе и узнаем, чем они отличаются друг от друга.
II. Основной этап
Одна из девочек в синем платье. Буква У в ее имени делает впередистоящий согласный твердым. Как ее зовут? (Луша)
- На другой девочке зеленое платье. Буква Ю в ее имени делает впередистоящий согласный мягким. Как ее зовут? (Люба)
- Запишем их имена в тетради. Если это имена, с какой буквы мы их напишем? (С заглавной)
- В слове Луша есть буква У, подчеркнем ее красным цветом. Как звучит согласный звук перед буквой У? (твердо)
- Каким цветом мы обозначаем твердый согласный? (синим).
- Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л] синим карандашом.
- В слове Люба есть буква Ю, обведем ее красным карандашом. Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)
- Подчеркнем букву л, которая обозначает звук [л,] зеленым карандашом.
Сейчас я буду называть слоги, а вы поднимайте карточки соответствующего цвета. Если в слоге есть буква У - синюю карточку, если есть буква Ю - зеленую.
Бу, бю, ку, кю, лу, лю, му, мю, тук, кюм, стюк, нум, буп, дюф.
Давайте устно заполним слоговую таблицу.
Логопед указывает сначала на согласную букву, затем на гласную, дети читают получившийся слог.
Посмотрите на картинки. В каких словах есть буква у, в каких ю? Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишем слова с буквой У, во вторую колонку - с буквой Ю. Слова на картинке (голуби, индюк, петух, курица, люди, люстра, тюлень)
Букву У подчеркните красным карандашом, букву Ю обведите красным карандашом.
- Каким цветом мы подчеркнем согласную перед у? (синим)
- Каким цветом подчеркнем согласную перед ю? (зеленым)
- Почему? (буква ю смягчает согласный, который стоит впереди)
Люба и Луша приготовили нам еще один сюрприз- кроссворд.
Логопед выставляет на доску кроссворд.
- Давайте поможем девочкам отгадать кроссворд.
1. Игрушка (юла)
2. Увеличительное стекло (лупа)
3. Враг мух (паук)
4. Рот у птиц (клюв)
5. Женская одежда (юбка)
6. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
Давайте проверим, правильно ли мы все отгадали.
Физкультминутка.
Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку вместе с Любой и Лушей. Я буду называть слова, если в них пишется буква У, вы вытягиваете руки вперед, если Ю, то поднимаете руки наверх и тянетесь к потолку.
Слова для зарядки: луг, акула, рюкзак, пульт, ключ, стул, крюк, круг, велюр, стук, зуб, блюдо.
?Дифференциация у-ю в предложениях.
Люба и Луша очень рады, что вы все отгадали. Но у них есть еще одно задание. Придумайте предложения с каждым из слов. Самые красивые предложения мы запишем в тетради.
Примеры предложений:
Лук растет на грядке.
На столе лежит лупа.
Паук плетет паутину.
Мама купила юбку.
Люба играет с юлой.
У птицы прочный клюв.
Подчеркните все буквы У, которые встретились в тексте красным карандашом, буквы Ю - обведите. Возьмите синий и зеленый карандаш и выделите согласные перед буквами У и Ю.
III. Итог занятия.
Какие буквы приходили к нам в гости сегодня на занятие? (У и Ю)
Как звучит согласный перед буквой У? (твердо)
Как звучит согласный перед буквой Ю? (мягко)
Вспомните и назовите слова в которых есть буква У, буква Ю.
Тема: Дифференциация ё - ю в слогах, словах.
Цели: - учить различать на слух в слогах, словах ё - ю;
Учить различать на письме в слогах, словах ё- ю;
Воспитание самостоятельности
Ход занятия.
1. Назвать гласные первого и второго рядов.
2. Определение темы занятия.
*юм, ём, ёт, ют, юн, ён, юс, ён, юс, ёр, юл, юр, ур.
* мо, мю, нё, ню, со, рё, сю, пу, рю, лю, тю, вё.
* юм, мю, ню, ён, ер, рю, рё, ёл. лё, юр, ёс.
Подумайте и скажите, какая тема нашего занятия?
3. Работа со слогами.
Послушайте, запомните, произнесите ряды слогов.
ём-юм мё-мю тё-тю ёт-ют
юм-ём мю-мё тю-тё ют-ёт
мю-мё-мю
мё-мю-мё
4. Сравнение по артикуляции о и у.
ё= йо ю=йу
у (ю) -узкий рот, подбородок не опускается
о(ё)- раствор рта примерно на один палец между зубами(соответственно опускается рот.
5. Чтение слогов по таблицам. Запись слогов под диктовку.
от-ут ну-ню ёт-ют тю-тё
ум-ом ро-ру юм-ём рю-рё
ус-ос гу-го юн-ён лё-лю
ох-ух то-ту ёс-юс мё-мю
6. Дифференциация о-у в словах. Слуховой диктант слов.
Отражённое проговаривание с подниманием соответствующей буквы.
Повторите слово и поднимите соответствующую букву.
*сор, сук, пух, сох, суп. гусь, сом, стул, стоп, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стуки, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурки, кусок, густой, уснул, сурок, отпуск.
7. Сопоставление по смыслу и звучанию слова(на картинном материале).
гол-гул сток-стук точка-тучка
ход -худ трос- трус стол- стул
сок- сук стройка- струйка
8. Дифференциация ё-ю в словах(поднять букву).
елка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный. союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют. прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, лётчик.
9. Запись слов в два столбика.
ёт, мю, юм, мё, сю, сё, юс, ню, юн, нё, рю, рё.
10. Списывание слов и выделение разными способами (разным цветом).
*юг, мёд, июнь, клён, Лёня, Стёпа, Нюра, ёжик, юрта.
11. Работа с загадками.
Отгадку запишите и выделите ё-ю.
*Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная. (ёлка)
*Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (ёж)
* Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет -вскачь пройдёт немножко,
Захочет- ляжет на бочок. (Юла)
12. Рефлексия.
Тема: Дифференциация ё - ю в словосочетаниях, предложениях.
Цели: - учить различать на слух в словосочетаниях, предложениях ё - ю;
Учить различать на письме в словосочетаниях, предложениях ё- ю;
Развитие кинестетических ощущений;
Развивать слуховое внимание и память;
Развитие мелкой моторики рук;
Воспитание самостоятельности
Оборудование: слоговые таблицы, загадки, карточки слов.
Ход занятия.
1. Самоопределение к деятельности.
Сопоставьте по значению и звучанию слова.
клюв-клёв
плюс-плёс
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Запишите слова графически. Надпишите над соответствующим слогом буквы ё, ю.
*клён, юркий, ковёр, блюдо, самолёт, флюс, свёкла, овёс, плюс, клюква, шлюпка, костёр
3.Постановка учебной задачи.
а)-Словарный диктант.
*клён, клюв, клёв, даю, сплю, полю, бельё, твоё, моё, старьё, люк, лук, лёд, слюда, слёзы, вёз, вьюн, вьют, гнёзда, всё, всю
б)-Спешите слова, подчеркните ё и ю вместе с согласными и ь , стоящим впереди.
*шьёт, пьёт, вьюга, бельё, копьё, вьюнок, старьё, чьё, чью, пьют, льёт, вьюн
4. Построение проекта выхода из затруднения(открытие новых знаний)
а) запишите слова парами
солю -солью
полю -полью
к оленю- оленью
белю- к белью
б)составьте предложения с данными словами и словосочетаниями, подчеркните ё, ю
*на землю, над землёй, всё поле, всю речку, всё море, всю землю, всю дорогу, всё время, всю сметану, всё масло
5.Первичное закрепление во внешней речи.
а) закончите словосочетания, изменяя слова по образцу.
*ворона вьёт, птицы вьют
град бьёт, часы...
курица клюёт, куры...
Юра поёт, дети...
дождь льёт, дожди....
швея шьёт, швеи...
кошка пьёт, кошки...
Люба узнаёт, дети...
Вова даёт, мальчики...
кузнец куёт, кузнецы ...
б) комментированное письмо для записи под диктовку
*У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.
*Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве .
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.(работа по карточкам)
7. Включение в систему знаний и повторений.
а) -Послушайте предложения, найдите ошибки, исправьте их. Графически запишите предложения правильно.
*Люда лёбит свёклу. Мальчики наблёдали за полётом ласточек. Над избушкой висит хлеба краёшка. Голубь клеёт зерна. Дети собираёт берёзовый сок. Телюнок забрёл в овюс.
б) - Зрительный диктант.
Миша и Ириша любят маму. Они всегда помогают ей. Дети подметают пол, моют посуду, вытирают пыль. Вечером все вместе смотрят телевизор.
в)-Проверочный диктант.
Осень.
Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и падают листья с деревьев. Улетают в тёплые края перелётные птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро вьюга заметёт всю землю.
8.Рефлескивная деятельность.
Открытое занятие
по теме: «Дифференциация звуков и букв Е-Я в словосочетаниях и предложениях»
3 класс
подготовила и провела учитель-логопед
МОУ СОШ № 5 г. Георгиевска
Бородина О.Н.
2011 г.
Цели занятия:
1.Учить детей различать звуки и буквы е-я в словосочетаниях, предложениях.
2. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания и речи.
3.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
картинки, карточки-символы е-я
, мяч, логопедические упражнения (раздаточный материал), таблички с наименованием станций, письмо от жителей города Догадайска, плакат с изображением города, цветные карандаши, карты самонаблюдения, карточки с заданиями, схемы-таблицы, запись песни «Голубой вагон» В.Шаинского.
Ход занятия.
Организационный момент.
Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А на чем, догадайтесь.
Загадка :
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом прицепились
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Правильно, путешествовать мы будем на поезде. На станциях, где наш поезд будет останавливаться, мы будем выполнять какое-либо задание. Когда справимся с заданием, можем отправляться дальше. Сейчас представьте, что вы находитесь в поезде, и в путь! (Звучит песня «Голубой вагон»)
II. Закрепление пройденного материала.
1-я станция
Город Догадайск
- Ребята, прежде чем мы с вами попадём в город Догадайск, давайте выполним артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Повторение звуков: и, э, а, я, е, у.
- Ребята, какие звуки вы вспомнили? (е,я).
Сообщение темы и цели.
- Правильно, мы различали эти звуки на прошлом занятии. Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки и буквы е-я (рассмотрение схем-таблиц). Давайте их закрепим, выполнив первое задание мы сможем попасть в город Догадайск.
Записываем число, тему.
Логопед предлагает учащимся поднять карточку-символ с изображением той буквы, которую дети услышат в слове.
Слова: мяч, яблоко, енот, вишня, снег, ежата, листья, пенал.
- Молодцы, вы справились с заданием. Мы въезжаем в город Догадайск.
Знакомство с новым материалом.
1 задание. Графический диктант.
- Дети, в городе Догадайске живут очень умные и любознательные жители. Они приготовили вам задание. (Логопед читает задание).
Логопед показывает картинки, учащиеся называют предметы, изображенные на них и называют звук в слове (е-я), затем записывают соответствующую букву.
Картинки: яблоко, берёза, колесо, огурец, мяч, часы
, заяц, верблюд, конфета, петух, ведро, шляпа.
2-я станция
Письменная
2 задание. Работа у доски.
Итак, вторая станция называется Письменная. Я думаю вы понимаете, что нам с вами нужно выполнить следующие письменные задания.
На доске записаны слова с пропущенными буквами (е-я), дети должны вставить пропущенные буквы и записать в тетрадь.
Слова: якорь, село, стекло, поля, река, ряды, плечо.
Пальчиковая гимнастика.
Массаж пальчико в.
Ворота.
Деревья и корни.
Исправьте ошибки (подсказка: 5 ошибок).
Слова: радом, мисто, сиять, дядя, стоять, змее, тенуть, музей, тежёлый.
Вы справились с заданиями, отправляемся в путь.
3-я станция Загадочная
Ребята, третья станция на которой мы остановимся, называется Загадочная. Что мы будем делать на этой станции? Правильно, отгадывать, но не загадки, а ребусы.
4 задание. Дети разгадывают ребусы (ветер, столяр, воробей, вишня, весна).
5 задание. Прослушивание текста.
Ясная поляна.
Много на Руси красивых мест. Вот Ясная поляна. Здесь родился и провёл почти всю жизнь Лев Николаевич Толстой. Здесь он посадил берёзовую рощу. Хороша роща ранней осенью! Вся она стоит золотая. Это было любимое место писателя. Он здесь отдыхал и работал.
Ребята, а кто сможет объяснить смысл слова родина? (дети объясняют).
А как называется ваша малая родина? (Георгиевск).
Да, у каждого человека есть своя малая родина. Каждый человек должен помнить, любить и беречь свою родину.
Сейчас я раздам вам текст, вы должны обвести буквы Я – зелёным карандашом, а Е – синим. (учащиеся выполняют).
Взаимопроверка.
4-я станция Старательная
Дети, последняя станция на которой мы остановимся, называется Старательная. На ней нам с вами нужно постараться правильно зашифровать в словосочетаниях буквы е-я.
6 задание. Шифровка.
Учащимся даются словосочетания под диктовку, записывая их, дети должны зашифровать буквы е (0) – я (v).
Словосочетания: длинный пояс, сильный ветер, синяя лента, маленькие утята, алая заря.
IV Итог занятия.
Игра «Отгадай» с мячом.
Слова: яма, ель, сядь, перо, стена, зеркало, мята, телята.
Ребята, чем сегодня на занятии мы занимались?
Заполнение карт самонаблюдения.
Занятие законченно, до свидания.
страница 1