Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТРУКТУРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ СПО
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства. Дополнительное образование включает в себя общее дополнительное образование и профессиональное дополнительное образование;
Постоянно меняющиеся условия российского рынка труда, технические усовершенствования, растущая конкуренция заставляют вновь и вновь доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам повысить квалификацию или пройти профессиональную подготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.
Профессиональное дополнительное образование - дополнительное образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, имеющих профессиональное образование, в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, квалификационными требованиями к профессиям и должностям и способствующее развитию деловых и творческих способностей этих лиц, повышению их культурного уровня. Профессиональное дополнительное образование включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку;
Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, обучение по которым осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами дополнительного образования, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального дополнительного образования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Дополнительное профессиональное образование - это целенаправленный процесс обучения граждан посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества и государства. В Российской Федерации на уровне правительства принят ряд видов ДПО, к наиболее распространенным из которых относятся повышение квалификации, стажировка и переподготовка.
Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Повышение квалификации - вид ДПО, направленный на обеспечение нового качества выполнения работником профессиональных функций и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.
Обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки и техники по профилю профессиональной деятельности, подготовка специалистов к выполнению новых трудовых функций. Такие программы рассчитаны на людей, имеющих опыт работы в определенной сфере и испытывающих недостаток практических навыков и знаний. По окончании выдается Свидетельство о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка (далее - переподготовка) - вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ. Переподготовка не обеспечивает получения обучающимся нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.
Профессиональная переподготовка - –с овершенствование знаний по вашей специальности.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.
Программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
Расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям. Осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям и должностям, с учетом международных требований и стандартов. По окончании программы проводится итоговая государственная аттестация. Выдается Диплом о профессиональной переподготовке, удостоверяющий право на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. В настоящее время получение дополнительного образования становится модным явлением. В настоящее время многие специалисты хотят повысить свою квалификацию или вообще сменить сферу деятельности, поэтому посещают многочисленные курсы, тренинги и семинары. Для многих это профессиональная необходимость.
Желающим повысить свой профессиональный и образовательный уровень предлагается множество курсов, тренингов и семинаров, которые охватывают достаточно много специализаций в различных областях. Выбирая ту или иную программу повышения квалификации, некоторые пытаются наверстать «упущенные» в студенческие годы возможности, кто-то хочет закрепить с помощью практических тренировок полученные академические знания, другие таким образом пытаются посмотреть на накопленные навыки и компетенции немного под другим углом. В каждой профессии есть свои сертификаты и аттестаты, наличие которых делает специалиста не только более квалифицированным, но и более "дорогим". Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Многие специалисты по тем или иным причинам решают кардинально сменить сферу деятельности . Для освоения новой профессии им нужно получить некоторые теоретические знания и отработать их на практике. Этого можно достичь с помощью различных курсов и семинаров.
В настоящее время законодательная база о дополнительном образовании Российской Федерации опирается на ряд важнейших документов, включающих в себя Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, другие федеральные законы, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования. Что касается Федерального закона о дополнительном образовании, то он находится в стадии согласовании и утверждения.
Российская система дополнительного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования. Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основании требований к уровню основного образования обучающихся и на основе государственных образовательных стандартов. Этот механизм многие годы с успехом используется практически всеми развитыми европейскими странами.
К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо высшее профессиональное (законченное или незаконченное) образование. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В нашем колледже ведется дополнительное профессиональное образование по следующим пролицензированным программам:
- «Оператор ЭВМ»;
- «1С:Предприятие 8.3(Бухгалтерия предприятия)»;
- «1С:Зарплата и управление персоналом 8.3»;
- «1С:Управление торговлей 8.3»;
- «Официант»;
- «Чертежник (программа Компас)»;
- «Делопроизводитель»;
- «Бухгалтер»;
Многие студенты колледжа проходят ни одну, а несколько программ ДПО, потому что хотят быть конкурентоспособными специалистами в наше время. После окончания курсов по выбранным программа ДПО слушатели получают документ «Свидетельство».
Наличие в резюме пройденных тренингов и семинаров, курсов, безусловно, добавляют кандидатам лишние баллы при рассмотрении кандидатуры на вакантное место. Людей, готовых вкладывать собственные деньги в дальнейшее обучение объединяет стремление к повышению квалификации и, соответственно, увеличению стоимости своей кандидатуры. Кроме того, дипломы различных, но взаимодополняющих курсов (и при этом соотносящихся с основной профессией) характеризуют кандидатов как разносторонних личностей, стремящихся к профессиональному и личностному развитию».
Также в нашем колледже ведется профессиональная переподготовка для безработных граждан, т.е. мы работаем с центрами занятости населения, которые направляют к нам своих безработных граждан. После прохождения программ по ДПО для профессиональной переподготовке, слушатели получают документ государственного образца об окончании программы
Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемая литература:
1.Федеральный Закон о дополнительном образовании.
2.Каштанова Е.В. «Организация обучения и дополнительное профессиональное образование персонала» 2015г.
3.Ишков А. «Особенности реализации дополнительного профессионального образования» 2011г.
4.Федеральный Закон «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992г.
5.Семенов А.Л. «Дополнительное профессионально-педагогическое образование: практика, инновации» 2013г.
Профессиональное развитие – это, пожалуй, то, к чему стремится большинство людей.
Кто-то совершенствуется самостоятельно, а кто-то ищет и находит варианты обучения в различных учебных центрах.
Важно знать:
Существует несколько разновидностей документов, которые выдаются по окончании обучения, и связано это с определенными требованиями Закона об образовании и других нормативных документов.
Почему это важно знать:
Новый закон об образовании (№ 273-ФЗ) существенно изменил систему послевузовского образования еще в 2013 году, изменения вступили в силу весной 2014 года.
Одно из существенных изменений – с 2014 года второе высшее образование можно получить только полностью – с первого до последнего курса. Такая форма образования, как “сокращенное второе высшее образование за 3,5 года” устарела.
И это понятно – срок обучения бакалавра – 4 года. Какая уж тут сокращенная форма за 3,5 года.
Законом об образовании вместо “сокращенного второго высшего” была введена новая форма послевузовского образования – профессиональная переподготовка. Продолжительность ее на сегодняшний день – от 250 часов и выше.
Однако большинство граждан, чья деятельность не связана с системой образования, об этом не знают.
Заблуждение № 1. Второе высшее образование, сокращенная форма.
Кое-кто пользуется незнанием закона об образовании, до сих пор набирая студентов в группы “второго высшего” за 3 года.
В то время, как ровно такой же диплом – а именно, диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (а вовсе не государственный диплом о высшем образовании, как вещают нечистоплотные “рекрутеры” от образования) – можно получить в разы быстрее и дешевле, если обратиться в Вуз, где в структуре дополнительного профессионального образования работают профессионалы.
Заблуждение № 2. Сертификат установленного образца.
Другой распространенной формой обмана на “черном рынке” образования является так называемый “сертификат установленного образца”. Такого образца сертификата не существует. И, как правило, такой “установленный” сертификат выдают организации, которые хотят получать деньги от клиентов, но не хотят, или, что еще хуже, не могут оформить лицензию на образование. Именно из-под “пера” таких горе-“учебных центров” и выходят “сертификаты установленного образца”. Бывает, что они берут бессовестную сумму денег за выдачу таких “сертификатов” – иногда до 300 тысяч рублей. А документальный плод вашего обучения можно пристроить разве что на стене уборной, потому что законной силы такой документ не имеет.
Другое дело, сертификаты на авторские знания, когда автор какой-то методики, обучив вас, всегда сможет подтвердить, что да, лично он выдал лично вам сертификат на право использования полученных знаний в каком-то виде своей деятельности.
Но, обратите внимание – это НЕ сертификат установленного образца, этот сертификат который подтверждает, что вы приняли участие в определенном авторском семинаре, и автор семинара посчитал ваше участие настолько плодотворным, что выдал вам сертификат об участии.
Рассмотрим этапы образования подробнее.
Вузовское образование
1. Диплом об образовании государственного образца и установленного образца
1. Окончание вуза, техникума, колледжа – государственного или коммерческого, но обязательно имеющего государственную аккредитацию подтверждает выдача диплома государственного образца с гербовой печатью.
Коммерческие вузы, не имеющие государственной аккредитации, выдают дипломы установленного образца. Разница между ними в статусе, а также в том, что занимать какую-либо должность в государственном учреждении имеют право только выпускники, имеющие диплом государственного образца, как и поступать в аспирантуру. Если вы планируете работать в коммерческой организации, или заниматься собственным бизнесом, и не имеете цели становиться кандидатом или доктором наук, для вас не имеет роли вид диплома о высшем образовании.
Но все это касается основного образования.
Послевузовское образование (дополнительное профессиональное образование)
Теперь поговорим о послевузовском образовании, или дополнительном профессиональном образовании (ДПО).
Согласно закона об образовании и других нормативных документов, в системе ДПО не существует дипломов государственного образца, а только дипломы установленного образца, независимо от того, получаете вы образование в государственном вузе или в каком-нибудь неведомом АНО или НОЧУ.
Однако, сохраняется разница в статусе диплома, и в том, подписан диплом ректором или первым проректором известного вуза, или директором НОЧУ-однодневки.
Также, даже в дипломе установленного образца, аккредитованные учебные заведения, как правило, ставят гербовую печать, в отличии от обычной печати неаккредитованного учебного заведения.
Согласно Закона об образовании, с 2013 года отменено второе высшее образование за 3,5 года после техникумов и колледжей, как это было раньше.
Вместо укороченного второго высшего официально введена ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА.
Профессиональная переподотовка вместо ускоренного второго высшего образования
Во ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты), в официально прописанных профессиональных стандартах, касаемых, практически, всех профессий, говорится, что обязательным требованием к той или иной профессии является наличие диплома о соответствующем образовании или диплома о профессиональной переподготовке по соответствующему направлению.
Диплом, который слушатель получает по окончании программы дополнительного образования профессиональной переподготовки, не имеет государственного образца, – это обязательно диплом установленного образца.
Продолжительность программ профессиональной переподготовки должна быть обязательно свыше 250 часов.
Как правило, такой диплом также подписывает ректор или первый проректор вуза, и ставит гербовую печать.
Существуют как сравнительно непродолжительные по времени программы профессиональной переподготовки (от 250 часов), так и такие, которые имеют продолжительность свыше 1000 часов, и длятся 2-3 года.
Удостоверение о повышении квалификации.
По ряду профессий законом предусмотрено обязательное регулярное повышение квалификации.
Как правило, чтобы пройти повышение квалификации по соответствующей программе, слушатель уже должен иметь диплом по соответствующей квалификации, чтобы ему было, что повысить.
По окончании программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
Продолжительность программ, по которым выдаются удостоверения квалификации, может быть от 16 до 250 часов.
Сертификат о прохождении обучения.
Сертификаты о прохождении обучения можно встретить как в лицензированных образовательных учреждениях, так и в компаниях, в названии которых встречаются слова, типа Школа, Академия, и т.д., но которые не являются, в действительности, образовательными учреждениями, и не имеют образовательной лицензии.
Сертификат не является документом, подтверждающим законное право ведение профессиональной деятельности. Его функционал несколько иной.
Если вам нужен законный документ о профессии, прежде, чем платить большие (или небольшие) деньги за обучение в таких Школах и Академиях, уточните, имеется ли у этой школы лицензия на ведение образовательной деятельности.
Если нет, – узнайте, можете ли вы получить соответствующее образование в лицензированном образовательном учреждении.
Трудоемкость образовательной программы
Ряд программ профессиональной переподготовки имеют требования, чтобы программа была не менее установленного количества часов. После прохождения таких программ продолжительностью более 250 часов вам должны выдавать диплом установленного образца – не сертификат, не удостоверение, а именно ДИПЛОМ , и только диплом, и только на основании лицензии на образование.
Важно понимать, что здесь речь идет о классических профессиях, внесенных в Единый Тарифно-Квалификационный справочник , о тех, по которым существуют нормативные документы, надзор, регулярные проверки, и пр., – обучение по этим профессиям нужно выбирать среди официальных учебных заведений, которые выдают официальные документы.
Обучение по “экзотическим” профессиям.
Если же вы собрались получить достаточно экзотичную профессию, например, профессию тренера по йоге или скандинавской ходьбе, и работать вы планируете в частной компании, где работодателя устроит любой документ, подтверждающий ваши знания, или вы будете заниматься собственной деятельностью, вас может устроить и сертификат, в этом случае главное, чтобы знания, которые вам дадут, были качественными.
Иногда даже по таким программам выдаются удостоверения о повышении квалификации.
Вообще, повышение квалификации обычно подразумевает, что у вас УЖЕ ЕСТЬ диплом, подтверждающий вашу квалификацию, и документ о повышении квалификации подтверждает то, что вы ее повысили. Но в данном случае от такого правила можно и отступить.
Получению диплома или удостоверения о повышении квалификации всегда предшествует какая-либо форма аттестации – квалификационный экзамен или написание выпускной квалификационной работы. Повышение квалификации может заканчиваться не экзаменом, а зачетом.
Такое же право на жизнь имеет сертификат, который подтверждает, что вы участвовали в программе определенного рода.
Существуют сертификаты, которые подтверждают, что вы прошли соответствующую программу, в ходе освоения которой получили соответствующие навыки.
Есть, также, сертификаты о том, что вы участвовали в авторской программе, и автор обучил вас определенной методике, ознакомил вас с определенными знаниями.
Сертификат, тем самым, в зависимости от формулировки, может подтверждать, что:
– вы, действительно, присутствовали на некоем обучающем мероприятии, и, если вдруг начнете кому-то о нем рассказывать, то ваш визави поймет, что узнали вы об этом, действительно из первых рук;
– вы участвовали в определенном мероприятии, и автор своим сертификатом подтверждает, что вы на нем присутствовали, а потому вправе передавать данную информацию дальше.
– вы присутствовали на некоей обучающей программе и получили навыки использования того, чему обучала эта программа (например, работа с программой 1С или семинар по вышеупомянутой скандинавской ходьбе), вы даже выполнили определенные действия, которые были оценены как положительные.
Если вы прошли обучающую программу по авторской методике, или программу, обучающую определенным навыкам, и получили сертификат, в котором указано, что вы можете применять знания в профессиональных целях, – вы, действительно это можете в соответствии с сертификатом (напомним, что речь идет о направлениях, которые не указаны в ЕТКС и по которым не разработано профессиональных стандартов).
Работодателя коммерческой организации может вполне устроить ваш сертификат. Единственное ограничение – такой сертификат будет недействителен, если вы будете устраиваться с ним на работу в государственное учреждение. Как, в общем-то, и с дипломом о высшем образовании, полученном в вузе, не имеющем государственной аккредитации, о чем говорилось выше.
Что такое профессиональный стандарт педагога? Как гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование? Как проходит обучение по программам дополнительного образования?
Всем привет! На связи, Алла Просюкова, эксперт и автор публикаций онлайн-журнала «ХитёрБобёр».
Представьте ситуацию: вы профессионал своего дела с большим опытом работы, которому по плечу сложные и масштабные проекты. Однако все чаще вас не покидает ощущение, что вы не успеваете идти в ногу со временем, вам не хватает некоторых профнавыков и компетенций. Знакомое состояние?!
Далее. После школы вы поступили в финансовый институт, так хотели родители. Успешно закончив обучение, начали работать. И вроде бы все идет как надо, но давняя мечта стать воспитателем детского сада не отпускает до сих пор. Это про вас?
Если да, то диагноз ясен! Назначаем лечение - дополнительное профессиональное образование. Именно о нем и пойдет речь в сегодняшней статье.
В конце публикации бонус: полезное видео от профессионалов и способы, помогающие получить новую профессию бесплатно.
1. Что такое дополнительное профессиональное образование и для чего оно необходимо
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) с каждым годом все более востребовано.
Оно направлено на обеспечение соответствия квалификации работника, его профессиональных потребностей современным жизненным реалиям, требованиям работодателей и запросам рынка труда. С его помощью вы не только улучшите свои профнавыки и знания, но и получите новую профессию.
Дополнительное образование обеспечивается специальными программами. Такое обучение доступно людям, имеющим высшее или средне-специальное образование. Доступно ДПО и студентам, еще только обучающимся в ВУЗе или средне-специальном образовательном учреждении.
Для ряда профессий действуют профстандарты, например, для педагогов дополнительного образования. В них прописаны основные требования к той или иной специальности.
Если сотрудник не в полной мере им соответствует, то ему необходимо пройти дополнительное профессиональное образование. Это позволит довести свою квалификацию до нужного уровня.
Основания для направления на ДПО:
- при назначении служащего на новую должность на конкурсной основе;
- включение на конкурсной основе в карьерный резерв;
- по результатам аттестации.
Во всех остальных случаях гражданские служащие обучаются по собственной инициативе и за свой счет.
2. Какие бывают виды дополнительного профессионального образования?
ДПО в РФ регулируется законом «Об образовании». В нем представлена четкая классификация такого обучения по видам.
Существует 2 вида ДПО:
- повышение квалификации;
Некоторые специалисты выделяют третий вид - стажировка. Однако вышеупомянутым законом стажировка к отдельному виду не относится, а рассматривается как практическая составляющая повышения квалификации и профпереподготовки.
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Вид 1. Повышение квалификации
Итак, повышение квалификации - это актуализация профессиональных навыков и компетенций специалистов, повышение их профессионального уровня.
1В статье перечислены основные понятия системы дополнительного профессионального образования, задачи этого сегмента образовательного процесса, а также даны его основные характеристики. Проанализирована роль дополнительного профессионального образования как фактора, способствующего социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Дается общий анализ новых подходов к организации самой системы дополнительного профессионального образования. Перечислены основные проблемы системы ДПО, а также представлены пути их решения, к которым относятся совершенствование нормативно-правовой базы, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики. Приводятся результаты анализа состояния системы ДПО в Калининградской области.
система дополнительного профессионального образования (ДПО)
повышение квалификации
высококвалифицированные кадры
1. Браже Т.Г. Принципы оценки деятельности андрагога // Педагогика. – 2000. – № 6. – С. 18.
2. Бутко Е.Я. Мониторинг экономики образования. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях: Информационный бюллетень; Государственный университет – Высшая школа экономики, Министерство образования и науки РФ. – 2004. – 34 с.
3. Васягина Н.Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы: к изучению дисциплины // Педагогическое образование в России: научный журнал. – 2012. – № 2. – С. 9–12.
5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учебное пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 127 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.
7. Курбатова М.В. Проблемы формирования институциональной среды постиндустриальной экономики в современной России // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). – 2010. – № 1. – С. 54–66.
8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании. – М.: Бизнес-школа ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2003. – 296 с.
9. Меморандум по учебе через всю жизнь [Электронный ресурс] / Комиссия Европейского сообщества. – Электрон. дан. – Брюссель: 30 октября 2000 г. – Режим доступа: http://www.info.adygnet.ru/mo17012007/oz3.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
10. Мосичева И.А. Реализация программ ДПО в условиях совершенствования нормативной базы профессионального образования // Высшее образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.
11. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
12. О дополнительном образовании: федеральный закон РФ от 01.01.2002.
13. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей [Электронный ресурс]: официальный сайт Союза ДПО. – Режим доступа: http://www.dpo-edu.ru/DPO_union/zadachi.htm, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
14. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
Социальные преобразования последних десятилетий внесли серьезные изменения в ранее сложившуюся систему профессионального образования. Часть задач профессионального обучения по-прежнему решается в традиционных формах высшего и среднего профессионального образования, часть возлагается на службы занятости регионов. Большое значение в этом вопросе приобрело корпоративное обучение и курсы краткосрочной подготовки и переподготовки. Изменяется сама концепция профессионального образования: «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» , т.е. ведущей становится идея непрерывного образования, способствующего развитию человека как личности на протяжении всей жизни, повышению возможностей его трудовой и социальной адаптации в быстро меняющемся мире.
Значимость непрерывного образования была подтверждена на международном уровне. Европарламент рассматривает непрерывное образование как ключ к обеспечению социальной интеграции и достижению равных возможностей . Представители государств-членов Большой восьмерки на саммитах неоднократно подчеркивали важность непрерывного образования в «новых экономиках» эпохи знаний [Кёльнская хартия - Цели и задачи учебы через всю жизнь, Саммит G8, Кёльн, июнь 1999; Всемирный образовательный форум, Даккар, апрель 2000; Решения Саммита G8, Окинава, 21-23 июля 2000].
Сегментом общей системы непрерывного образования является дополнительное профессиональное образование (далее ДПО), которое представляет собой один из наиболее эффективных способов реализации принципа непрерывности. Данный компонент института образования нашел свое отражение в трудах таких авторов, как Е.Я. Бутко, М.В. Курбатовой, М.И. Магуры, И.А. Мосичевой и других . Система дополнительного профессионального образования имеет свои специфические особенности, которыми занимается андрагогика - наука о закономерностях обучения взрослого субъекта. По проблемам образования взрослых имеется значительное число публикаций у Т.Г. Браже, С.И. Змеева, Н.Н. Васягиной, В.П. Зинченко и других .
Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, необходимо в первую очередь ввести ее основные понятия. Согласно официальным документам дополнительное профессиональное образование - это «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» .
В пределах каждого уровня профессионального обучения основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием условий профессиональной деятельности и социальной среды. .Вне зависимости от тематики, программы дополнительного профессионального образования могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Данное разделение продиктовано в первую очередь их задачами. Программы повышения квалификации подразделяются на квалификационные программы, целью которых является получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, или совершенствование профессиональных знаний и умений в рамках имеющейся квалификации, и программы профессионального развития, направленные на качественное изменение квалификации человека с помощью совершенствования профессиональных компетенций, принимая во внимание новые социально-экономические, технологические условия и российские и международные требования и стандарты. Программы профессиональной переподготовки нацелены на приобретение новых компетенций, необходимых для выполнения совершенно новой профессиональной деятельности. Сроки обучения по программам ДПО отражены в образовательной программе или договоре об образовании .
Основным приоритетом развития российской системы дополнительного профессионального образования является ее трансформация в мощный фактор ускорения социально-экономического развития страны и структурной перестройки производства путем подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями реального сектора экономики, увеличения духовного потенциала и образованности общества, развития творческих способностей личности .
Дополнительное профессиональное образование является фактором, который способствует социально-экономическому развитию страны и росту интеллектуального потенциала общества. Гибкость к изменениям в технической, социокультурной сферах, мобильность образовательных структур в реагировании на требования рынка, разнообразие программ обучения, ориентация на конкретного заказчика способствуют развитию системы ДПО в образовательном пространстве России.
В современных условиях система ДПО отвечает образовательным интересам как отдельной личности, так и общества в целом, как требованиям работодателей, так и запросам работников, является звеном, которое связывает между собой различные сегменты образовательного процесса и отрасли экономики.
На сегодняшний день в России более 500 учебных заведений, реализующих программы ДПО по различным направлениям профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников социально-экономических отраслей, а также увольняемых в запас военнослужащих. Современные условия требуют новых подходов к организации самой системы ДПО. Наблюдается тенденция приближения к потребителю путем выполнения социального заказа государства в целом и отдельных предприятий, работы с территориальными органами Федеральной государственной службы занятости населения, участия в совместных образовательных проектах, в том числе и международных, развития сотрудничества с другими странами, проведения маркетинговых исследований для максимально полного удовлетворения интересов работодателей и запросов потребителей образовательных услуг.
Созданием законодательной и нормативной базы, совершенствованием российской системы дополнительного профессионального образования занимается ряд организаций. К наиболее значимым можно отнести созданный в 2003 году Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей, основной задачей которого является «определение общих подходов в вопросах политики системы дополнительного профессионального образования, направленных на дальнейшее совершенствование учебно-педагогического процесса и обеспечение требуемого качества образования» , отделы учреждений дополнительного и послевузовского профессионального образования, Межгосударственная ассоциация последипломного образования, Европейская ассоциация провайдеров ДПО и другие.
В целом современное российское дополнительное профессиональное образование можно охарактеризовать как:
Четко ориентированную на конкретную модель высококвалифицированного специалиста;
Направленную на удовлетворение профессионально-образовательных интересов участников образовательного процесса;
Приближенную к потребителю;
Гибкую, мобильную и практически направленную систему, использующую современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии.
Изменения в российской системе образования в целом и в системе дополнительного профессионального образования в частности привели к тому, что в системе ДПО возникло большое количество противоречий, что повлекло за собой необходимость корректирования нормативной и законодательно-правовой базы, регламентирующей деятельность учебных заведений ДПО.
Все образовательные программы подлежат обязательной аккредитации для подтверждения соответствия содержания и качества обучения утвержденным на федеральном уровне стандартам, однако в 2010 году в Федеральный закон «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым «государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» . Таким образом, в соответствии с новым законом подавляющее большинство дополнительных профессиональных образовательных программ более не подлежат аккредитационной экспертизе. Это, с одной стороны, повышает гибкость системы ДПО, создает конкурентные условия для нее, позволяет быстро подстраивать свои программы под требования рынка, а с другой стороны, ставит ее в неравные условия по сравнению с учреждениями высшего образования, которые при аккредитации автоматически аккредитируют и программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации по профилю основных образовательных программ вуза, что позволяет им выдавать диплом государственного образца, в том числе по программам ДПО. Дискриминированы и научно-педагогические работники системы дополнительного профессионального образования по сравнению с работниками вузов в плане социальных гарантий и оплаты труда.
При рассмотрении вопросов, связанных с ДПО, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как регионализация образования. Образуются территориально-локализованные рынки образовательных услуг, формируются и развиваются масштабные сети филиалов крупнейших вузов страны, возрастает влияние регионально-отраслевых факторов на систему образования, усиливается взаимосвязь между экономической организацией региона и образованием как средством удовлетворения требований общества и государства в подготовке высококвалифицированных кадров. Для выполнения этой функции система ДПО должна ориентироваться на программы социально-экономического развития конкретного региона в кадровом отношении, на долгосрочный комплексный прогноз развития экономики региона, а также на анализ современной и перспективной ситуации на рынке труда. На сегодняшний день модели ДПО, которая бы удовлетворяла вышеперечисленным требованиям, не существует.
Для решения данной проблемы Правительством Калининградской области была утверждена целевая программа «Развитие профессионального образования на 2012-2016 годы», в которой отражены основные кадровые потребности рынка труда области на ближайшие годы, что помогает вузам региона скорректировать свою образовательную политику в соответствии с современным образовательным стандартом и требованиями инновационного социально ориентированного развития Калининградской области. На сегодняшний день программы дополнительного профессионального образования реализуются практически во всех вузах региона, например, в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта, Калининградском государственном техническом университете, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, Балтийском военно-морском институте и др. Основными направлениями в работе являются иностранные языки, бухгалтерский учет, информационные технологии, менеджмент, также осуществляется профессиональная переподготовка увольняемых в запас военнослужащих и повышение квалификации педагогов как приоритетное направление в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На территории Калининградской области также действуют «Институт развития образования», «Ассоциация дополнительного образования Калининградской области» и ряд других организаций, реализующих программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
C развитием процессов глобализации и внедрением новых информационных технологий в образовательный процесс значительный толчок для развития получила дистанционная форма обучения. Приказом № 4452 от 18.12.2002 г. Министерство образования и науки на законодательном уровне разрешило применение дистанционных технологий при получении дополнительного образования по любой специализации. Такая организация обучения может быть особенно востребована при получении дополнительного профессионального образования в силу возможности обучаться без отрыва от производства и самостоятельно выбирать индивидуальный темп обучения, доступности вне зависимости от географического положения, финансовой привлекательности. Чрезвычайную актуальность приобрели дистанционные формы ДПО в связи с возросшим числом потребителей образовательных услуг (уволенные в запас при реформировании Вооруженных сил военнослужащие, мигранты из стран СНГ, безработные). Однако уровень информационно-технического и учебно-методического обеспечения, которым обладает современная отечественная система ДПО, недостаточен, чтобы использовать потенциал дистанционной формы обучения в полной мере.
Совершенствование нормативно-правовой базы системы ДПО, создание системы общественной аккредитации образовательных программ и технологий ДПО, разработка единых профессиональных стандартов для оценивания качества обучения, постоянный мониторинг потребностей заказчиков и потребителей образовательных услуг, активизация научных исследований в области перспектив направлений развития кадровой политики, а также экономики региона, совершенствование материально-технической и учебно-методической базы и, как следствие, повышение качества образования позволит решить вышеуказанные проблемы и повысить деловую квалификацию граждан в условиях масштабных изменений российской экономики.
Рецензенты:
Бударина А.О., д.п.н., доцент кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, БФУ им. И. Канта, г. Калининград;
Кондратенко А.Б., д.п.н., заместитель директора по учебной и научной работе Калининградского филиала «Московского государственного университета экономики, статистики и информатики», г. Калининград.
Работа поступила в редакцию 11.04.2013.
Библиографическая ссылка
Парахина О.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-2. – С. 445-448;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31531 (дата обращения: 16.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда, любой специалист должен активно совершенствовать накопленные профессиональные знания. Кроме того, постоянно изменяющиеся экономические и социальные условия могут потребовать смены профессии.
Экономический кризис поставил в трудное положение значительное количество работников: сокращения персонала, закрытия неконкурентоспособных фирм и предприятий сделали для многих приобретение дополнительного профессионального образования единственным выходом из сложившейся ситуации.
Какие бывают виды
Система дополнительного профессионального обучения предлагает желающим следующие виды подготовки:
- традиционное длительное или краткосрочное повышение квалификации по уже приобретенной специальности;
- переподготовка для получения новой профессии как на базе уже имеющейся, так и без ее учета;
- стажировка для углубления практических знаний и навыков.
Процесс дополнительного обучения может проходить непрерывно или поэтапно с определенными интервалами. Учебный курс формируется из отдельных дисциплин или комплексных программ.
Суть дополнительного профессионального обучения
Программы ДО подразумевают наличие у студентов дипломов о начальном, среднем специальном или высшем профессиональном образовании. Цель обучения заключается в совершенствовании приобретенных знаний и навыков, повышении деловых качеств либо в переквалификации для трудовой деятельности в новой сфере.
Как правило, дополнительное образование платно, исключение составляют случаи, когда работодатель заинтересован в повышении квалификационного уровня сотрудника и оплачивает его обучение.
Современная учитывает новые социальные тенденции, когда студенты предпочитают не те высшие учебные заведения, которые предлагают желаемую специальность, а те, куда есть шанс поступить. В результате многие выпускники вузов уходят из профессии и обращаются к системе дополнительного образования для взрослых с целью переквалификации.
Дополнительное профессиональное образование онлайн
Сегодняшнее развитие технологий предоставляет широкие возможности для дистанционного образования, в том числе и дополнительного. Преимущества такого способа трудно переоценить: соискателю не нужно выезжать к месту учебы - достаточно иметь компьютер, подключенный к интернету. Каждый учащийся может выбрать наиболее удобный для себя график занятий. Во многих случаях обучение предлагается полностью или частично бесплатно.
Однако существует ряд специальностей, по которым дистанционное образование невозможно в принципе - например, медицина. А вот изучить (усовершенствовать) иностранный язык или освоить проведение успешных операций на финансовых биржах вроде «Форекса» вполне реально.
Преимущества и важные аспекты
Преимущества системы дополнительного профессионального образования очевидны:
- обилие разнообразных видов и форм обучения, среди которых всегда можно найти приемлемый вариант;
- учебу можно начать в любое удобное время и заниматься по индивидуальному графику;
- бесплатность или доступная стоимость курсов.
Если на приобретение традиционного основного диплома обычно нужно потратить от 4 до 6 лет, то на дополнительное образование уйдет не больше одного года.
Где получить
Топ-5 мест Москвы, где можно пройти дополнительное профессиональное обучение:
- МГИМО - программа ДПО включает Школу бизнеса и международных компетенций, курсы иностранных языков, МВА и второе высшее образование (магистратуру);
- Высшая школа психологии - вуз, в котором возможно повысить квалификацию практикующему специалисту и получить профессию на базе другого образования;
- Городской центр дополнительного профессионального образования - здесь можно обучиться фотоискусству, дизайну, бухгалтерии;
- МГГУ им. М. А. Шолохова - в вузе работают курсы повышения компетенций и полной переквалификации студентов и профессионалов;
- Институт развития дополнительного образования - здесь есть возможность получить дистанционно специальность менеджера, бухгалтера или юриста.