Ах, эти русские народные узоры! Как приковывает внимание их тонкая вязь, так отзывается что-то в душе! И кажется, что эти кружевные орнаменты источают дурманящий аромат древних тайн и мерцая, пытаются сто-то сказать. Увы! Не многие знают символичный язык славянских узоров, не многие понимают их многослойные образы, их значение. Славянские узоры прекрасны, как летняя соловьиная песня, но, верно, надо иметь какой-то душевный резонанс с наследием предков, чтобы услышать их негромкую музыку. В этой статье показывается, какие русские народные узоры и их значение были использованы в артели "Северная Сказка" при создании модели женского свитера с обережными узорами.
Истинная красота славянских узоров - в их значении
Славянские узоры подобны голографической картине - их надо рассматривать, расфокусировав зрение, переключая внимание то на темный рисунок, то на светлый. Смысл славянских узоров можно понять только объединяя в уме значение тёмного узора, который «говорит» от лица земного, явного мира, и значение светлого узора, который «говорит» от лица небесного мира, мира Прави. Кроме того, трактовка русских народных узоров изменяется в зависимости от места, где они находятся - ведь славянская одежда имела трехчастное деление (сохраняемое, кстати и в древних архаичных канонах мезенской росписи).
Подол одежды символизировал Небо, Мир Прави, рукава и горло были ритуально связаны с Землей, близкой к миру Нави, а между ними располагается пространство Яви. Теперь попробуйте представить, как изменится значение хотя бы одного славянского узора, при «передвижении» его «разным мирам». Невозможно постигать красоту и значение славянских узоров на бегу, впопыхах - нужен тонкий настрой, особое духовное состояние, в котором человек открыт зову сердца, зову природы.
Рассмотрим схемы вышивок. Так, на женском свитере с обережными узорами от «Северной Сказки», есть знак «звенчатый крест», символически связанный с Первопредком. Это мощнейший обережный знак, сила его держится на корнях Вашего родового дерева. Он присутствует во всех "трех Мирах" на нашем свитере (ниже можно будет посмотреть иллюстрации).
На подоле (помним, что это небесный мир) славянский узор Первопредок выполнен белым цветом, то есть символически связан с Небом. Это максимально сильное небесное покровительство Родных Богов, Первопредков славян. Далее, на груди, на территории явного мира, знак Первопредка уже красного (темного) цвета, это корни вашего рода, поддерживающее жизненный ствол Вашего родового дерева «здесь и сейчас», несущий в себе земную энергетику, И, наконец, третий раз знак Первопредка появляется на рукавах, вплетаясь в узор, оберегающий владельца одежды от преждевременного ухода в Навь. Здесь знак Первопредка именно красный (темный), земной, удерживающий.
Рассмотрим подробнее схемы славянских узоров
«Узоры – великие путешественники во Времени и Пространстве», - пишет Марина Качаева, чьи великолепные и вдумчивые исследования славянских узоров послужили основой символики женского свитера, выполненного в артели «Северной сказки».
Постараюсь как можно подробнее рассказать о этом свитере ручной работы, который даже профессиональные вязальщицы могут связать только за три недели.
Первое, что надо увидеть: Земля или Небо?
И, рассматривая общую схему славянского узора, оцените чего больше в нём – светлого или темного. Во всех обережных узорах этого свитера соблюдается равновесие темного(красного) и светлого(основного цвета), и только на большом обережном узоре на спине существует преобладание красного цвета Земли. Это означает, что этот предмет одежды, гармонизируя потоки мужской и женской энергии, все же дарит своей хозяйке чуть больше женственной мягкости, так необходимой в нашем жестоком мире.
В целом помните, что:
если темного больше – узор связывает своего владельца с земным миром живых, его предназначение – активизация физических процессов в организме и энергетике (назовем это трансовым эффектом);
если светлого больше (есть даже варианты «белая нить по белому») – то узор протягивает между владельцем и Небом свои мощные связующие нити. Такой узор помогает духовной работе;
если же узор включает в себя равное количество светлых и темных ниток, то его предназначение – гармонизация в целом системы Земля-Человек-Небо.
Второе, что надо увидеть: какие славянские узоры расположились на «Земле» и «Небе»
Рассмотрим внимательно узоры на одежде с историей от артели «Северная Сказка».
Небо (мир Прави)
Это подол нашего свитера. На нем есть узор темный, выполненный красными нитками, и светлый, основного цвета в равной пропорции (светлых и красных ниток равное число).
Что же говорит нам светлый узор, чья энергетика в этом месте максимальна?
Первое, что важно - «звенчатый крест» Первопредка. О его значении было уже сказано, просто получим удовольствие от созерцания этого прекрасного по своей геометрии славянского орнамента. Здесь этот символ «белый на Небе», что придает ему ключевое значение в этой орнаментальной вязи, символизируя покровительство самих Богов Прави. Возможно, сам Сварог присматривает за владелицей этого свитера? Тогда хозяйке обеспечена яркая, творческая, созидательная жизнь и хорошее здоровье - ведь Сварог, Верховный Бог-кузнец также и Бог Плодородия; он создал Синюю Сваргу - страну в небесах, где живут наши славные предки.
К нему воссылаются мольбы об изобилии плодов земных. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром Богов. «Сварганить» до сих пор означает - чудесным, мастерским образом сотворить что-то новое, неизвестное ранее.
И, для гармонии столь сильной энергетики Небесного Первопредка, сама Богиня-Земля, Мать Сыра Земля, является нам в виде славянского символа «прорастающего зерна». Значение этого славянского узора - мощь Земли, сила животворящей энергии, сгусток земного, явного воплощения.
Так, встречаясь на этом подоле, высшие силы Земли и Неба благоприятствуют творению новой жизни. Не случайно, что этот орнамент в свитере от "Северной Сказки" закрывает чресла, оберегая самый центр женской силы.
Теперь сделаем мысленное усилие и переключим восприятие на рассмотрение темного (в нашем случае красного) узора.
Земная энергетика, максимально усиленная знаком «засеянного поля» , символически связанного с Великой Богиней Мать Сыра Земля, встречается здесь со славянским знаком «рогатая«, знаком Макошь, Богини Судьбы и Магии. Ее появление - дает новую глубину смыслу этого славянского узора.
В нем противостояние и объединение земного и небесного, стремление к простой, обыденной жизни и талант к женской магии.
А здесь уже невозможно понять эту «интригу», не копнув глубже непростые взаимоотношения двух самых важных женских покровительниц. Мать Сыра Земля покровительствует радости в простой обыденной жизни, а Макошь, Богиня Судьбы - таинственная спутница женской магии, гадания и ворожбы.
Русский народный узор «рогатая» связан с Макошь, так как ее влияние усиливается вместе с Луной. Саму Богиню Макошь изображали в «рогатом» головном уборе, да и традиционный головной убор славянских женщин - «кичка» была красивейшим украшением, имевшим явно выраженные рога в честь Макошь, Богини Судьбы и Магии.
Так, взаимодействуя «на Небе», две Богини пришли сюда, чтобы дать владелице этой одежды свою силу.
В целом, на схеме славянского узора этого подола мы видим сильное влияние Сварога и Макошь, Богов Прави, причем светлое влияние знака Первопредка столь сильно, что достаточно поддержки знака «рогатая», выполненного в красном, земном варианте.
Чтобы удерживать и даже противостоять этой светозарной энергии, на этом орнаменте два раза повторяется знак Богини-Земли, в белом и красном цвете, что в целом создает теплое оберегающее поле для хозяйки этой чудесной одежды.
Центральное поле этого узора обрамляют две полосы с узором «волны» - это символ воды, жизни, движения.
Земля (граница между Явью и Навью)
Навь - это нижний мир, в который уходит праведная Душа, присоединяясь к своим родным и становясь хранителем следующих поколений. Душа находится в мире Нави до своего нового воплощения. К сожалению, в Навь уходят и Души неправильно живших и несправедливо умерших. Их существование в Нави перерождает их в темных и ужасных навий, стремящихся вернуться в явный мир. Значение орнаментов в этом месте одежды очень простое - считалось, что узоры на рукавах не дают проникнуть злым, темным навьям в человека.
Какое же волшебное действие происходит прямо у нас на глазах, под чарующими глаз чудесными славянскими узорами?
Присматриваемся к орнаменту с белой, небесной энергетикой и видим «прорастающее зерно» Богини Земли. Этот знак был «на Небе», и теперь появился здесь, «на Земле». Такое овладение всем пространством этого знака сулит владелице этого свитера здоровье и прирост достатка.
Появление «орепия», конечно, тоже не случайно. Это знак Огнедевы, воплощающей в себе силу и жизненную энергию всего явного мира. И здесь, на «территории Земли» он является в виде варианта рисунка, который назывался «лабиринтом». Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях. Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.
Возможно, такое впечатление получит и тонкий знаток, рассматривая этот славянский узор на этом свитере.
Многое говорят о лабиринтах как о дверях в иной мир. Опасно, когда эти двери открыты, нужны особые обряды, чтобы приветствовать Предков и защититься от навьев. В этом узоре лабиринт Огнедевы крепко запечатан четырьмя замками и надежно хранит свою владелицу.
Темный, красный узор, имеющий здесь максимальную силу, включает в себя «решетку» – дает нам новый смысл происходящего. Здесь Огнедева, которая небесной энергией запечатывала проход в нижний мир, предстает в образе светозарной Богини, несущейся в повозке, запряженной Прибогами. Как пишет Марина Качаева, «она мчится в огненной колеснице, запряженной парой Близнецов - лебедей или коней. Этому образу Девы соответствуют лунные культы, связанные с любовной магией». Внимательный знаток значения славянских узоров вспомнит, конечно, энергию Макошь, Богини Судьбы и Магии, наполняющую орнамент подола.
И, конечно, мощь и спокойствие "звенчатого креста", несущего вековую защиту Первопредка.
Здесь, на границе мира Яви и Нави он выполнен нитями красного, земного, женского цвета, он царит здесь, лучась своей обережной энергетикой. Все Матери Вашего рода стоят на страже, ограждая нежелательное проникновение темных навьев.
Обдумаем значение славянского узора в целом. Схема такова. Соединяясь и охраняя, знак Огнедевы в виде белого лабиринта и красный знак Первопредка блокируют нежелательную энергию от обоих начал - мужского и женского.
Одновременно, здесь заложен рост женского духовного начала (белый росток) и способность влиять на мужчин (красная Огнедева, дающая силу в любовной магии).
Третье: смотрим на узоры, охраняющие запястье и горло
На женском свитере от «Северной Сказки», так же, как и на мужском, расположен знаменитый «русский крест». Узоры в этом месте чрезвычайно важны, именно они удерживают Душу в теле. Русский крест – узор, состоящий из женских «ромбов» и мужских «крестов», причем именно в правильном цветовом решении – темный женский ромб и светлый мужской крест. Что тут долго говорить – получается, что этот узор, гармонизирующий женское и мужское начало, удерживает Душу именно силой Любви, которая составляет такую привлекательную часть нашей Явной жизни.
Четвертое: смотрим на мир Яви
Между подолом и рукавами-воротом пространство, символизирующего наш явный мир, в котором мы существуем на физическом плане. В славянской одежде здесь располагались узоры на груди и спине, и, что важно, вся одежда подпоясывалась поясом, желательно тоже узорчатым.
На свитере от артели «Северная сказка» в районе пояса уже сделана узорная обережная полоса. Рассмотрим ее сокровища повнимательнее.
На волне белой, мужской энергетики здесь расположилась Огнедева - в виде «орепия» охраняющая хозяйку уже от ненужных недоброжелателей явного, физического мира и она же, на белой колеснице в узоре "решетка", дающая силу любить и быть любимой.
И посмотрите на женские силы, дарованные этими узорами - красная «рогатая», Макошь, Богиня Луны, Богиня Судьбы и Магии, повторенная два раза (в прямом и зеркальном варианте) обещает легкую, светлую судьбу в этой явной жизни.
Так как часть узоров не замкнута (знаки на груди и на спине), то они действуют как накопители определенных энергий, готовые отдать эту энергию при случае. Узор на спине – важен именно тем, что защищает спину. Похоже, и для женской одежды важно, что увидит тот, кто посмотрит вслед.
Оглядывающиеся в изумлении вслед хозяйке нашего свитера, увидит вот такой славянский символ.
«Ромб» - одновременно символ женского начала и Мировой Горы (камня Алатырь). Само это единство уже наводит на определенные размышления. Бел-горюч Алатырь камень (олатыр, латыр, алтарь, вивтар) – является началом и центром Мира, держит на себе Мировое Древо и источает живительные воды. От «Алатырь» происходит слово «алтарь». На камне начертана мудрость Богов, Законы Мирозданья, заветы, которые они оставили нам, своим потомкам. Поскольку Алатырь камень уже несет на себе все обережные символы, все другие амулеты являются лишь малым его проявлением. Из него выходят и в нем сходятся все дороги.
«Крючки» (Возничие), распахнутые здесь, как крылья, на самом деле и выполняют этот важнейший труд - они ответственны за движение мира вокруг центра.
Вы сами можете осознать, какие глубокие смыслы несет в себе этот узор, единственный в нашем ансамбле имеющий преобладание красной, женской энергетики.
Узор на груди – такой, чтобы оказывал влияние на того, кто стоит напротив. На нашем женском свитере сделан знак «звенчатый крест», знак Первопредка. О его значении уже написано выше. И здесь, в Явном мире, он поддерживает хозяйку этого свитера своим присутствием.
Славянский узор - оберег
Повторю слова Марины Качаевой: «В традиционной народной культуре орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега – магического средства охранить владельца одежды от болезней, бед, напастей, нечистой силы. При анализе архаичных орнаментальных композиций мы обнаружим, что смысл их, в конечном счете сводится к одновременному изображению классических противоположностей – женского и мужского начала. Даже простейшие изображения следуют этому принципу – в конечном счете, это процесс развития и движения.»
Вязь - тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент
Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:
Лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;
Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).
Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась - особенно у русских - и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.
Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века - времени южно-славянского влияния на русскую письменность - разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.
В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.
На Руси в течение XV-XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.
Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI-XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.
В итоге получается молитва «Достойно есть», которая в церковной службе действует и по сей день:
«Достоино есть яко воистину блъжъти Тя, Богородицу, Присноблаженую и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнъишую Херувимъ и славнъишую без сравнения Серафимъ, без истлъния Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя въличаемъ.»
Разбор вязи знамени Ермака
В коллекции реликвий Оружейной палаты имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума.
Полотнища стягов имеют длину более 3 аршин (2 метра). На одном вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (см. рис. 1). На двух других - лев и единорог, готовые к бою.
Сюжет изображения - сцена из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке - вождя воинства небесного. «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое» - говорит небожитель. На изображении как раз момент, когда Иисус разувается.
Эта же сцена изображена и на знамени Дмитрия Пожарского (см. Вязь знамени Дмитрия Пожарского) с небольшими отличиями в деталях, из которых наиболее значительным является то, что на знамени Ермака Иисус Навин изображён обычным человеком (без нимба), а на знамени Дмитрия Пожарского он уже святой (с нимбом).
Живая тема №33. "Азбука предков"
Эфир РЕН ТВ от 11.03.2013
Уникальные археологические находки в Кемеровской области приводят к мысли, что некогда существовала развитая цивилизация, давшая начало славянским племенам и русскому языку.
Николай Вашкевич поведает о связи между русским и арабским языком, а также о коде мироздания.
1969 год село Ржавчик (Тисульского района Кемеровской области). Найден гроб из мрамора 3 м длины, наполненная прозрачная жидкость. В нем прекрасно сохранилась женщина со светлыми волосами, голубыми глазами. Возраст - 800 миллионов лет! На крышке - неизвестная письменность.
Когда КГБ увезло саркофаг, то несчастья посыпались на село одно за другим. А нашедший саркофаг погиб. В свидетелях остался только один, геолог Владимир Подрешетников. Он говорит, что помимо принцессы были и другие захоронения. Летом 1973 года, по его словам, в этот район стянули войска. Это подтверждают архивные источники КГБ (по словам Валерия Малеваного). Оцепление было в 3 слоя заграждения. На острове было озеро, посреди которого отрыли две могилы, которым было по 200 миллионов лет!
1975 год в Челябинской области
Аркаим (город медведя Велеса со старославянского)
Город рубежа III—II тыс. до н. э., древнее укрепленное сооружение. Найдены плавильные печи, системы поддува.
В этом городе добывали время?
Гиперборейский язык оказал огромное влияние на формирование протославянского языка и в том числе русского. Возможно гиперборейский был единым языком для всего человечества. Этот язык дал начало многим языкам Европы, Индии, Пакистана,... Многие лингвисты считают, что все люди способны понимать друг друга, независимо от национальности и места проживания.
Зеркальность русского и арабского языков
сорока-воровка, на арабском сарака означает воровать
Николай Вашкевич: Многие корни совпадают у русского и арабского. Левша нужно прочитать наоборот, получим ашваль по-арабски.
Язык - системный код мироздания. Ядро кода - пара русского и арабского языков. Этому бинарному ядру подчиняется весь мир. Это открытие дополняет периодический закон Менделеева.
Все русские неизвестного происхождения слова и выражения можно легко объяснить при помощи арабских созвучных слов. И наоборот - арабские понятия, даже термины ислама, принимают смысл через русский язык и прядет свой дом.
Например: Гусеница. Гусен - это веточка по-арабски. А если читать наоборот - несуг - то это прядильщик. А в толковом словаре сказано, что гусеница - это червячок, который живет на веточке и прядет.
Икона Сергея Радонежского с житием. Московский князь Дмитрий Донской сражается с армией темника Золотой орды Мамая в Куликовской битве . Войны с обеих сторон в одинаковых одеждах! На флаге московского войска арабское слово дил (закон). На монетах того периода с одной стороны кириллица, а с другой - арабская вязь.
Русский и арабский языки близки не только по форме, но и по содержанию. Акула - значит прожорливая, баран - невинный, а жаворонок - хлопающий крыльями, не летя. Это не заимствованные слова, поскольку в арабском их нет.
По-русски плетенка,а по-еврейски - хала . Расплести по-арабски - халла.
Две скрижали с 10 заповедями передал господь на горе Синай. Возможно, на одной скрижали текст был на арабском, а на другой - на древнеславянском. По-арабски "два языка" и "две скрижали" звучат почти одинаково.
Моисей сам выбил 10 заповедей на скрижалях. Дал ли ему их бог или он хотел проучить тех, кто поклонялся золотому тельцу.
У евреев не 10 заповедей, а 613. Если сложить цифры в 613, то получим 10.
Принято считать, что первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском языке. И лишь столетия спустя его перевели на греческий, курдский и славянский. Но почему тогда отдельные фрагменты завета написаны на арамейском языке? Может быть, он изначально был написан на арамейском?
В Библии говорится, что в день рождения Иисуса Христа в Вифлеем пожаловали волхвы Мельхиор, Вальтасар и Гаспар с востока, одарили Иисуса щедрыми подарками. На территории северо-востока рязанской области была страна Артания (Арсания) , в которой правили три брата, три царя, три волхва Касым, Кадам и Ермус.
На заре новой эры волхвами называли мудрецов, которые предсказывали будущее по движению небесных тел. А рождению Иисусу предшествовало падение звезды, которая и указала, где находится царственный младенец. Если звезду принять за комету, то можно обнаружить, что она хорошо была видно со стороны Евразии. Поэтому пришедшие волхвы вполне могут быть протославянами.
Иерусалим. Иеро - священный, Салим - солнце. Поскольку звучание индоевропейское, то можно предположить, что и город такой же был. Получается данная территория была заселена ариями .
Внешняя схожесть. Народность на севере Афганистана калаши. Они очень похожи на русскую крестьянскую культуру 18-19 веков и более древних времен. Видим косички, голубые глаза, характерная вышивка.
Славянская письменность - руническая. На ее основе была создана кириллица. Классический рунический строй футарк (западная Европа) отличается.
Сергей Алексеев: Руны - самое древнее письмо. В период был достаточно широкий период такого письма.
Поэтому именно потомки ариев - славяне - были носителем рунической письменности.
Сергей Алексеев: Поэма Аполлония Родосского "Аргонавтика". Путешествие Ясона за Золотым руном. Только на русском языке баранья или овечья шкура называется руном. Руно и руны - однокоренные слова. Ясон приезжал на Черное море, чтобы выкрасть письменность, которой не было в Древней Греции, но зато была у праславянских народов, населяющих Причерноморье. Если составить по именам членов команды Ясона, то обнаружится алфавит.
Нечто похожее на золотое руно было и в персидской культуре. Священное писание Авеста написано золотом на растянутых бычьих шкурах. Но его сжег Александр Македонский.
Можно предположить, что золотое руно - скифский аналог персидской Авесты.
Сергей Алексеев: Если смотреть на пергамент издалека, то из-за плотных начертаний между пропусков между словами, то можно было принять за золотую шкуру (шерсть).
Во времена аргонавтов все индо-европейские народы говорили на одном из трех языков: персы, праславяне (скифы, сарматы), хинди. Все остальные языки образовались из этих.
Андрей Васильченко: Один индийский исследователь прибыл в глухую вологодскую деревеньку. При этом он был очень удивлен, что, не зная русского языка, понимал, о чем говорили люди. Т.е. сходство остается, несмотря на прошедшие тысячелетия!
Кирилл и Мефодий придумали азбуку в 863 году по приказу византийского императора Михаила III, как гласят учебники истории.
Олег Фомин: В Житие Кирилла и Мефодия говорится, что будучи в Корсуне (Херсонесе) Святой Константин (настоящее имя Кирилла) нашел Евангелие и Псалтырь, написанные сирскими письменами, которые в некоторых источниках называют русскими. Его научили этим письменам. Потом он дополнил алфавит греческими символами, такими как пси, ижица,... Славянская азбука лишилась 5 букв за ненадобностью, в результате осталось 44 буквы вместо 49.
Сирский язык (он же русский, сурьянский, сурьский) - язык, существовавший на территории страны Сирика. На этой территории жили народы, близкие к тому, кем потом стали русские.
Кириллица создавалась на основании черт и рез, которыми писали древнерусские племена. Это была именно руническая письменность.
Андрей Васильченко: В кириллице сохранилось множество рунических символов, чего нет в латинице.
Ярослав Мудрый, Петр Первый, Николая Второй, Ленин и Луначарский сократили алфавит еще больше, чем Кирилл и Мефодий.
Патер Дий: Язык стал безОбразный, люди перестали понимать, что они пишут, откуда появляется то или иное слово.
Сергей Алексеев: Велесова книга - список из более древнего источника. Автор перевел/адаптировал его к языку 13-14, максимум 15-го века.
Все знаки на дощечке Велесовой книги начертаны резами. Поэтому человек, живший в языческой Руси, вряд ли понял смысл этих символов. Возможно, что это новодел.
Герман Вирт выдвинул теорию, согласно которой на севере в древние времена находился континент Арктогея , который населяли сверхлюди-гиперборейцы. Они основали монотеистическую прарелигию и праязык. Он предположил, что миграция происходила в несколько сторон: на территорию Северной Америки и Евразии.
Вирт рассказал Гитлеру, что поселение древних ариев нужно искать в районе Мурманска. Именно это могло вызвать наступление на СССР. Именно тайники на территории нынешней России могли содержать главное сокровище человечества.
Вирт умер, оставив после себя десятки книг по исчезнувшим цивилизациям. Но самые интересные его материалы до сих пор засекречены.
Валерий Чудинов: В Египетских усыпальницах тоже только русские надписи. Более того, все мумии фараонов подписаны по-русски, нет ни одного египетского, иероглифического, иератического , диматического знака.
Во дворцах китайских императоров и на раскопках древнейших сооружений Европы тоже находят русские письмена.
Олег Фомин: Германский город Браденбург - это русский Бранебор, Шверин - Зверин. Берлин - это тоже русское название, от берлоги происходит.
Андрей Васильченко: Русский - это прилагательное к тому, что это великое объединение народов.
Олег Фомин: У кого отрублена память о своих истоках, тем легче управлять.
p.s. В данной программе по какой-то причине не упомянута рукопись Войнича , которая, как считают некоторые, написана на языке, на котором еще общались Адам с Богом. Учтите только, что Рукопись Войнича - вовсе не позитивный документ.
Из программы "Ванга. Продолжение" цикла "Нам и не снилось"
Американский лингвист Адам Липсиус сумел расшифровать часть манускрипта Войнича, одной из самых загадочных рукописей XV века, перед публикой был раскрыт факт существования некого Верховного Мага Земли. Это существо в человеческом обличье не просто способно предвидеть будущее, но и может общаться с демонами и другими сущностями, ведь это - наместник самого Сатаны!
Устав - самая ранняя форма кириллического письма, не имеет строчных букв, то есть все буквы маюскульного типа. Буквы крупные, практически печатные. Основные штрихи букв вертикальные с небольшими засечками, выносные элементы длинные, часто заходящими за границу граничной строки. Все буквы делятся на два типа: с прямоугольными и с округлыми формами. Буквы с прямоугольными формами - широкие, а буквы с округлыми формами - узкие и остроконечные с двойным изломом. Описание устава очень напоминает форму готического шрифта, чем он и был на самом деле. Устав записывался ширококонечным пером, а именно таким же пером создавался и готический шрифт. Каждая буква текста отделена друг от друга, сокращения практически не использовались, но разделения текста на слова первоначально не было. Для кириллического письма различают греческий (или византийский) и кирилловский уставы. Для глаголицы также использовался устав, называвшийся глаголическим. Первоначально пропорции букв приближались к квадрату, но со временем буквы стали уже, приближаясь к вытянутому вверх прямоугольнику. Первоначально буквы устава были наклонные, но со временем наклон исчез, уступив место прямому написанию букв. Для создания уставного текста предлагаются шрифты Ustav и Ustav II.
Полуустав является более скорописной формой устава. В полууставе имеются строчные и прописные буквы. Предположительно появился в XIV веке. По сравнению с уставом почерк более мелкий и округлый. Размер букв полуустава меньше и уже в сравнении с уставом. Появилось много сокращений и надстрочных знаков. В строчных буквах практически отсутствовали засечки, выносные элементы, как и в уставе, длинные. Первые печатные книги издавались полууставом. Реформа Петра I положила конец применению полуустава при издании любой печатной продукции, кроме церковной. Для создания полууставных текстов предлагаются шрифты Fita Poluustav (Рис. 9), Evangelie , Fita Church , Izhitsa и производные от них. Только от шрифта Izhitsa мы нашли не менее 10 производных шрифтов (Izhitsa CTT , IzhitsaC , Izhitsa Cyrillic , Izhitsa Shadow CTT и т. д.).
Еще более скорописной формой кириллицы была скоропись, которая была дальнейшим логическим продолжением полуустава. Переходная форма между полууставом и скорописью называется метью. Скоропись использовалась как в официальных документах, так и в письмах, то есть в частной переписке граждан. В скорописи появляется возможность индивидуального почерка. Тем не менее, скоропись характеризуется округлыми буквами и мелкими размерами букв, так как гусиное перо легко позволяло создавать криволинейные сегменты любого размера, в том числе и небольшого. Точно так же, как и в уставе и полууставе было много росчерков и выносных линий, заходящих на соседнюю строку. Возможность росчерков позволяла легко создавать лигатуры, то несколько букв, имеющих общие элементы. Скоропись способствовала развитию искусства каллиграфии - созданию красиво оформленному тексту. Для создания текстов со скорописью можно использовать шрифт Blagovest .
Вязь является декоративной формой текста и использовалась для создания заголовков. Первоначально вязь была изобретена в Византии и оттуда попала на Русь. Вязь позволяла соединить текст с орнаментом, превратить и то и другое в единое целое. Буквы вязи различны по высоте, точнее, высота каждой части буквы различны по высоте. Текст вязи не выстраивается в одну линию, как любой другой текст, а создается в виде мачтовой лигатуры. Например, возьмем букву «А». Представьте себе, что правая нижняя часть буквы короче левой. В освободившемся месте создается другая буква и т. д. Если буквы имеют похожие штрихи, то эти штрихи соединяются, создавая причудливую вязь. Другой пример, буква «О». Внутрь этой буквы помещается другая буква, но меньшего размера и тем самым создается лигатура. Часто вязь использовалась в целях сокращения объема текста при недостатке места. Например, на знаменах Дмитрия Пожарского и Ермака Тимофеевича был изображен архангел Михаил, один из покровителей русского воинства, а по краям знамени священные тексты были оформлен вязью: написать нужно было много, а места на знамени было мало. Никто в то время не догадывался, что можно было просто на знамени написать: «За Ивана Грозного!», «Дело Василия Шуйского живет и побеждает!» или за того то и за то-то. Вязь по-прежнему используется в православной церкви, например, при похоронах. Как правило, одновременно с вязью использовались инициалы, так же называемые буквицами.
На рисунке (Рис. 8) приведен пример создания вязи великим русским художником-сказочником Иваном Билибиным. Иллюстрация взята из сказки Василиса Прекрасная.
Рис. 8. Заставка к сказке с вязью |
Для создания вязи предлагаются шрифты Fita Vjaz (Рис. 9), Russian Souvenir , Russia -Church , Psaltyr (Рис. 9), Russia , хотя, конечно, цифровые шрифты не могут передать декоративности и сложного геометрического орнамента русской вязи. Обратите внимание, как похожи шрифты Fita Vjaz и Psaltyr . Но если у шрифта Fita Vjaz есть и строчные и прописные буквы, то у шрифта Psaltyr строчных букв нет. Вместо них вводится буква с титло. Например, шрифт Psaltyr работает только с русской раскладкой, а при переходе на английскую раскладку переходит в шрифт по умолчанию. В наборе шрифта имеется небольшое число латинских букв. Тем не менее, печатать английские фразы с помощью этого шрифта вряд ли будет целесообразно, так как для этого существуют специальные готические шрифты, например, очень распространенный шрифт Old English Text MT. У арабов также была распространена вязь. Арабские буквы сами по себе очень похожи на вязь. В Интернете мы нашли очень много шрифтов, имитирующих арабскую вязь. Тем не менее, не зная языка, очень сложно что-либо сказать по этой теме.
Титло - надстрочный знак, применяемый в кириллице в древние века. Текст записался подряд без пробелов, гласные буквы, как правило, пропускались. Титло указывал на сокращение слов под этим знаком. Титло могло также использоваться для обозначения цифр буквами. Например, слово «Месяц» может быть оформлен так (Рис. 10). Образец взят с одной из икон. Текст набран шрифтом IzhitsaC. В шрифте Psaltyr также предлагаются возможности создания титло. Все буквы в шрифте прописные, имеют по два набора: без титло и с титло. Чтобы набрать букву с титло, набирайте букву без нажатой клавиши Shift . Букву без титло вводят с нажатой клавишей Shift . Набор реальных титло намного богаче, чем предлагаемые возможности в цифровых шрифтах. Например, в Википедии знак титло обозначается только как волнообразный или зигзагообразный, приближающийся к символу тильда (~), но существуют самые разнообразные знаки. Титло с волнообразным значком называется простым, и мы рассмотрим сначала его.
Рис. 10. Сокращение месяца |
Часто в литературе титло в тексте связывается со святым нимбом. Титло особенно часто применялось для обозначения сакральных, то есть священных слов. Например, неправильные или языческие боги писались полностью. А христианский Бог писался с титло, пропустив букву «о» (Рис. 11). В слове «Царь» буква «а» обязательно пропускалась, и поэтому читающий мог читать пропущенные буквы как угодно: «Цезарь» → «Цръ» → «Царь».
В Древней Руси не было тех цифр, которые мы используем сейчас. То есть вместо привычных нам арабских цифр использовались буквы кириллицы. Чтобы не перепутать число и слово, над числом ставилось титло. Титло может принимать два вида. Титло может расширяться и находиться над всем числом. Другой способ: титло устанавливается над второй справа буквой, если число состоит из двух и более букв. Первый способ более понятен как для того, кто пишет, так и для того, кто читает. Кириллическая система счисления является десятичной. Но это особая система счисления, которая не является позиционной. Каждому из разрядов числа в ней соответствует своя буква (Таблица 5). Обратите внимание, под номером 2 находится буква «В», а не буква «Б», как в современном русском алфавите. Цифры 0 и отрицательных значений в кириллической системе счисления не было.
Таблица 5. Обозначение чисел кириллическими буквами
Обозначение |
Обозначение |
Обозначение |
|||
Например, число 21 будет . То есть, 20+1. Древнеславянская система написания букв вместо цифр похожа на нашу современную цифровую, но не всегда. Числа второго десятка (от 11 до 19) пишутся не так, как мы привыкли в десятичной системе: сначала пишутся единицы и только потом обозначение 10. Например, число 17 будет записано так: , то есть 7+10 (сем на дцать).
Тысячи обозначаются «елочкой» (). Обозначение тысячи указывалось в нижнем левом углу слева. Например, 3000 будет: . Год 2010 будет: .Все примеры выполнены на основе шрифта IzhitsaC.
Большие числа обозначались следующим образом, хотя с этим согласны не все:
Использован шрифт Times New Roman . В шрифте Arial предлагаются такие же обозначения.
До сих пор мы рассматривали слова с простым титло. Существуют также буквенные титло, когда над буквой указывается пропущенная буква. Судя по всему, именно от буквенных титло и пошла русская вязь.
Пропущенными могут быть буквы: глаголь, добро, он, рцы, слово (соответствующие буквам г, д, о, р, с). Вместе с буквой может находиться и знак титло. Например, знак () сообщает о том, что пропущена буква «с». Другие знаки (, , ). Но пропущенная буква может быть и без знака титло ().Все примеры выполнены на основе шрифта Psaltyr.
Для более удобного преобразования арабских цифр в кириллицу (а также в глаголицу, римские цифры и системы счисления других народов) можно предложить специальную программу Титло.
Кроме сокращения и обозначения цифр термин «титло» применялся и для некоторых других обозначений. Например, это могло обозначать слово «титул» и во многих словарях так и обозначается. Кроме этого слово «титло» могло обозначать табличку, которую вешали на шею осужденного или рядом с ним с перечнем его преступлений. Например, на Иисуса Христа перед казнью была надета такая табличка с надписью «Царь Иудейский» и по одной легенде крест Христа был определен именно по этой табличке, а по другой - оживлением проносимого мимо покойника (или прозрением слепого по третьей).
К знаку титло приближаются другие надстрочные знаки в кириллице: силы, взметы, покрытия, которые в настоящее время используются только для православных богослужебных изданий:
Оксия () - ставится в начале или середине слова над буквой, в которой делается ударение;
Вария () - ставится над последней гласной ударной букве;
Камора () - ставится на ударной букве в словах в двойственном и множественном числах для отличия от сходных в написании форм единственного числа;
Придыхание () - ставится над начальной гласной буквой слова;
Придыхание с оксией () - ставится над начальной ударной гласной буквой;
Придыхание с варией или апостроф () - ставится над начальной гласной в некоторых односложных словах;
Ерик () - замещает букву «Ъ» после предлогов и приставок, оканчивающихся на некоторые согласные буквы;
Кавыка () - обозначает краткость гласной буквы.
17 323
Чобитько П.П. Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь. СПб. – Москва, 2008.
После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам. Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером. <…>
Предлагаемое издание «Азбуковника» появилось на основе многолетнего в различных вузах. За последние годы количество часов в учебных программах по шрифту резко сократилось, и становится все труднее понять и освоить эту важную область русской письменной культуры. Наши мастера органически вплетали СЛОВО в Архитектуру, в интерьеры храмов и жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Своим декором вязь опоясывала колокола, посуду, ее использовали в шитье плащаниц, церковного убранства, ювелирных изделий, иконописи.
Сегодня восстанавливаются храмы, памятники архитектуры, реставрируются иконостасы, иконы, активно развивается декоративно-прикладное искусство, и современному мастеру трудно обойтись без соответствующего руководства или пособия.
Если древнерусский язык в минимальных дозах преподается на кафедрах филологии, то древнерусское письмо не изучается нигде, даже в духовных семинариях и в Духовной Академии. На сегодняшний день практически нет преподавателей по этому предмету и нет учебных заведений, где бы этот курс преподавался. Все современные прописи по древнерусскому и церковнославянскому письму не соответствуют своему названию, так как не дают представления о том, как должна быть написана буква, и тем самым умаляют сам процесс письма. НЕДОПУСТИМО ПИСАТЬ ДРЕВНЕРУССКУЮ БУКВУ ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ, которая омертвляет живое тело буквы, искажает правила ее написания, лишает букву ее истинного образа.
На Международных Рождественских чтениях к Москве неоднократно ставилась задача по воссозданию условии преподавании церковнославянского языка и письма и подготовке преподавателей и наставников по этим предметам. Для этого нужны также пособия, которые могли бы использоваться не только в православных школах и гимназиях, но и в общеобразовательных заведениях. По церковнославянскому языку уже зарекомендовали себя «Буквица славянская» Н.П.Саблиной, «Православная культура России» Б.Пивоварова. Этот «Азбуковник» является первым пособием по основам древнерусского письма и предназначен для практических занятий школьников и студентов по изучению основных форм древнерусскою письма – устава и полуустава.
Скачать djvu: YaDisk 21,5 Mb - 300 dpi - 115с. цветные иллюстрации, оглавление Скачать pdf: YaDisk 45,7 Mb - 300 dpi - 115 c., цветные иллюстрации, оглавление Источник: http://www.docme.ru/doc/61492/chobit._ko-p.-p.---azbukovnik---2008
Азбука. Устав – 2 . Тропарь равноапп. Кириллу и Мефодию – 6.
- Как работать с Азбуковником – 8
Введение – 10
- Примечания – 12
- Литература – 13
- Рабочее место. Инструменты – 14
- Наблюдение за буквой – 16
- Через упражнение к навыку – 16
- Копирование букв – 17
- Деятельность учителя или наставники – 18
- Правила для ученика – 18
Надстрочные знаки и титло – 20. О засечках – 21. Размещение текста на листе – 21. Схема построения элементов устава – 22. Схема построения элементов полуустава – 23. Устав – 26
Аз 26. АБВ 27. Есть 28. ГДЕ 29. Зело 30. ЖSЗ 31. Како 32. IИК 33. Мыслите 34. ЛМН 35. Рцы 36. ОПР 37. Твердо 38. СТОу 39. Ферть 40. УФХ 41. Цы 42. WѾЦ 43. Червь 44. ЧШЩ 45. Ъ 46. ЪЬЫ 47. Ю 48. ЮѢЯ 49. Кси 50. Ѯ Ѫ Ѧ 51. Vжица 52. V Ѱ Ѳ 53.
Азбучная молитва из книги В.Кулина 1885 – 54. Полуустав – 56
Аз 58. АБВ 59. Есть 60. ГДЕ 61. Зело 62. ЖSЗ 63. Како 64. IИК 65. Мыслите 66. ЛМН 67. Рцы 68. ОПР 69. Твердо 70. СТОу 71. Ферть 72. УФХ 73. Цы 74. WѾЦ 75. Червь 76. ЧШЩ 77. Ъ 78. ЪЬЫ 79. Кси 80. Ѯ Ѫ Ѧ 81. Ю 82. ЮѢЯ 83. Vжица 84. V Ѱ Ѳ 85.
Азбучная молитва Константина Преславского IX в – 86. Копирование как метод изучения древнерусского письма – 88. Словарь – 103. Благодарность 110