бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы и получил лучший ответ
Ответ от Ёветлана Забелевская[гуру]
У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века). Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ссылка
ссылка
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: бог грома и молнии у древних славян. по истории вопросы
Ответ от Акжан Закариянов
[активный]
Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии.
У Перуна мысли быстры,
Что захочет - так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
(К. Бальмонт)
ПЕРУН - Бог грома и молний, как небесного огня, упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г. , кн. Святослав - 971 г.) . Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века) . Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века) . Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави.
Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!» («Выплывай, Боже!») . Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну) . Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.
Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян) . Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением.
Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
ПЕРУН
Бог Перун - славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг - «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) - день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун - бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.
Бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой. В «Книге Коляды» написано:
«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»
Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц - Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся… Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей - живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр.
Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.
Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.
В.И. Даль пишет о нем так:
«В Белоруссии - это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, а в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огненные стрелы».
Перун поражает «громовой стрелой» - молнией своего заклятого врага Велеса, похитившего у Перуна скот. Безуспешно пытается спрятаться Велес от «громовых стрел» в дереве, камне, в человеке, животных и воде. И лишь в подземном мире Велес обретает убежище.
Крестьяне в Тверской губернии еще на рубеже XIX–XX веков говорили так:
«Если Бог сжигает молнией дерево, то он желает уничтожить черта, прячущегося в его ветвях. Если молния попадает в человека, то только для того, чтобы убить спрятавшегося в нем черта. За это Он награждает убитого на том свете».
Древние славяне были язычниками до тех пор, пока князь Владимир не крестил Русь в 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…
В XVII веке Адам Орле Арий в «Путешествии в Московию и Персию» писал: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. Богом огня, ибо русские называют огонь «перун». На том месте, где стоял их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный перуновым монастырем. Божество это имело вид человека с кремнием в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».
ПЕРУНОВО СВЯТИЛИЩЕ
Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом. Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три–семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты – сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.
Подобные представления о «негасимом огне» Перуна подтверждают и данные археологии. В.В. Седов в середине XX века раскопал под Новгородом в урочище Пермнь круглую площадку с ямой от столба в центре. Вокруг площадки имелся ров с восьмью расширениями, которые, по мнению ученых, являлись кострищами для возжигания огня.
Известно, что в Новгороде, как и в Киеве, идолы Перуна стояли на холмах. Так, в третьей новгородской летописи (988 г.) можно прочесть: «… и требшца разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоял на Перыни». Очевидно, что Седов обнаружил древнее святилище Перуна, о котором шла речь в летописи.
На киевском холме идол Перуна стоял еще во времена князя Игоря. Как сообщает летопись 945 года: «На следующий день Игорь призвал послов и пришел на холм, где стоял Перун, положил оружие свое и щиты, и золото…». Далее идет речь о клятве, которую дают русы, заключая договор с Византией. Согласно обычаю русы клялись своими богами - Перуном и Велесом.
Литовский бог-громовержец, Перкуиас, по преданию также жил на высокой горе, которая так и называлась Перкун-гора.
ПЕРУНОВ ДУБ, ПЕРО И ТАБУ
Из животных Перуну посвящали коня, а из деревьев - дуб. По всей области расселения древних славян известны названия возвышенностей и гор, называемых перуновыми. Известны также названия «Перунова роща» и «Перунов дуб». Именно в таких местах и располагались святилища Перуна. Так, в датируемой 1302 годом дарственной грамоте галицкого князя Льва Даниловича говорится: «…а от той горы до Перунова Дуба горе склоне бысть владениям епископа Перемышльского». Как видим, и владения епископов могут ограничивать языческие топонимы.
Объяснение значения слова «иерун» представляет некоторую сложность для современных исследователей. Так, В.И. Даль приводит крылатые выражения на этот счет: «Кабы тебя пяруном треснуло!», «Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут». Даль приводит однокоренные слова: «переть, попирать, пря». И в самом деле, сохранились выражения: «куда прешь?», «вперивать взгляд», «пырнул ножом». Очевидно, они указывают на смысловую близость к забытому слову «перун».
Некоторые исследователи предполагают, что Перун происходит от слова перо, отсюда пернатый. Предполагается, что в былые времена Перун имел образ не человека, а птицы (похожий образ: жар-птица).
Однако другие исследователи указывают, что слово «перун» является звукоподражанием звуку грома. В доказательство приводят славянские аналоги Перуна: Переруна, Переруга, Преперуда, Приоруша. Очевидно, истинное имя Бога-громовика табуировалось.
Внешность и атрибуты
Перун – славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков – Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.
Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.
Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами. Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом – раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком – голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы – домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей – пленных или детей.
«ПЕРУНОВЫ СТРЕЛЫ» И «ГОЛУБЫЕ БЕРЕТЫ»
Главным оружием Перуна были стрелы и топоры, а также камни перуновы (у поляков), называемые ныне белемнитами. Все эти предметы языческого культа с позиций древнего православия назывались «богомерзкими вещами». Между тем оружие для древних воинов имело большую ценность. Бог грозы уже в индоевропейской традиции наделялся военной функцией. На Руси он считался покровителем военной дружины и ее предводителя - князя.
В христианской традиции функции Перуна частично переходят к Илье пророку. Недаром этот святой и сегодня считается покровителем десантников. Может быть, неспроста десантники купаются в фонтанах в свой день. Этим самым они невольно оживляют давнюю традицию водоосвящения на Ильин день. «Кулачные бои», которые также регулярно устраивают десантники, напоминают древние молодецкие игрища в честь Перуна.
Первоначально в древней иконографии Илья пророк изображался на колеснице или на коне. Он поражает своим грозным оружием змеевидного врага, которому соответствует древний Велес, а в более поздних вариантах мифа - Змиулан. Таким образом, Илья Муромец из русских былин имеет все шансы считаться преемником Древнеславянского Перуна.
ПЕРУН И ИЛЬИН ДЕНЬ
День ветхозаветного пророка Илии называют Ильиным днем. Он отмечается по новому стилю 2 августа, а по старому отмечался 20 июля. Крестьяне в этот день старались не работать. Они верили, что того, кто нарушит этот запрет, поразит молния. В церковь в этот день приносили в качестве жертвоприношения баранью ногу, новый мед, колосья свежей ржи, зеленый горошек. В этот день освящали воду. Нередко проводились ритуалы с обливанием водой женщин. Как считают историки, эти ритуалы в своей основе восходят к языческим культам, связанным с вызыванием дождя и даже с человеческими жертвами. После Ильина дня запрещалось купаться. До сих пор кое-где практикуются ритуалы вызывания дождя. Для этой цели отлавливают змею, разрубают ее вдоль и вешают на дерево. В этих ритуалах как в капле воды просматривается вера в древний миф. Человек, убивший змею, уподобляется Богу, убившему змея. Подобное притягивает подобное. И идет дождь. Иногда для того, чтобы вызвать дождь, на окраине поля разводят костер и кидают в него убитую змею. Очевидно, такие действия воспроизводят древний ритуал поклонения Перуну.
До проведения урока каждый ребёнок получил индивидуальное задание в составе одной из 6 групп: историки, поэты, этнографы, сказители, лингвисты, художники. Художники рисовали таблицу и Збручского идола, лингвисты искали толкования слов, поэты и сказители учили наизусть тексты, этнографы и историки готовили сообщения. По своей инициативе ученики внесли в урок элементы костюмировки.
1) Работа по таблице «Языческие боги славян».
Мы продолжаем путешествие в мир славянских мифов. Перед нами каменный Збручский идол, созданный в X веке. На сколько частей он поделён? Предположите, что может обозначать такое деление. Три части обозначают устройство мира: верхняя – небо, средняя – земля, нижняя – подземелье. Следовательно, являясь язычниками и поклоняясь культу природы, наши далёкие предки делили богов на
Языческие боги и духи славян 1
выспренние земные и водные преисподние
Сварог (бог неба) Макошь (богиня рода) Ний (Вий)
Сварожичи (сыновья: Велес (бог скота) Чернобог
Даждьбог и др.) Чудо морское Баба Яга
Лада (богиня брака) Кикимора
Перун (бог грома) Леший
Какие слова вас удивили?
Лингвист 1 : выспренний (старослав.) – «высочайший», небесный;
преисподний (старослав.) – подземный.
2) Описание Перуна.
Посмотрите на изображение Перуна на Збручском идоле 2 . Почему рядом с богом мы видим коня? Вспомните русские народные сказки и былины. Кто в них сидит на коне? Значит, Перун был покровителем... (войска, воинов). Представьте, что вы дружинники и вместе с князем пришли к Перуну с дарами. Каким вы увидите этого бога? Сравните своё представление с описанием, которое дано в книге В.Иванова «Русь изначальная».
Историк 1: Бог дружины явился воином, которому нужна не красота, а сила. Под тяжёлым шлемом хмурился узкий лоб, в глубоких глазницах под выпуклыми бровями сидели красные глаза – драгоценные лалы. Рот был как рана, усы длинные, вислые. На прижатых к телу руках торчали могучие мышцы, грудь была выпучена над впалым животом – признаком сильного мужества. Бог опирался на землю длинными ступнями. Он был гол, но вооружён – два меча, секира–топор, ножи. Дубовое дерево было искусно вырезано. Пальцы рук переходили в рукоятки мечей, в древко секиры – тело сливалось с оружием. Нельзя было сказать, где кончалось одно и начиналось другое 3 .
Лингвист 2: Лалы – старинное название драгоценного красного камня
шпинели, разновидности яхонта.
Как вы думаете, какими качествами характера обладал Перун? (Запись в тетради будет вестись на протяжении урока: сильный, мужественный .)
А вот как описан храм Перуна поэтом XVIII века Г.Херасковым.
Поэт 1: Сей храм, ужасный храм, над Боричевым током,
Стоял сооружён на холме превысоком;
Курений восходил перед кумиром дым,
Запёкшаяся кровь видна была пред ним.
Поэт 2: Созижден высоко Перунов гордый храм,
Он тени распростёр далёко по горам:
Пред ним всегда горит неугасимый пламень,
При входе утверждён краеугольный камень,
И камнем гибели народом наречён;
Он чёрной кровью отовсюду омочён;
На нём несчастная та жертва трепетала,
Свирепости жрецов которая питала:
Там смертоносные оружия висят,
Сосуды кровию наполнены стоят.
Лингвист 3: Сей – этот; током – потоком, рекой; курение – вещество,
дающее при горении ароматический дым; созижден –
сотворён, построен, воздвигнут; краеугольный камень –
основной, главный; наречён – назван; трепетала –
дрожала.
Почему храм «ужасный»? Назовите цвета, которые вы видите, стоя перед храмом. Чья запёкшаяся кровь была перед статуей Перуна? Но это мнение поэта.
3) Знакомство с «Влесовой Книгой».
А вот что о жертвоприношении главному славянскому богу рассказывается в одной из удивительных книг, которую нашли в начале ХХ века, хотя написана она была более тысячи лет назад.
Историк 2: Во время гражданской войны русский художник Изенбек в одном из разорённых дворянских имений в библиотеке нашёл деревянные дощечки, исписанные какими-то неизвестными знаками. Эти дощечки были изъедены червями, сколоты, стёрты, выглядели очень старыми. В длину дощечки были 38 см, в ширину – 22 см, в толщину – 6 – 10 мм, и на каждой просверлено по две дыры для их скрепления с помощью шнура. На дощечках были прямые линии, строго под которыми размещались прорезанные и залитые краской буквы. Эту древнейшую книгу назвали «Влесовой», так как на одной из дощечек говорилось о боге Велесе.
Сказитель 1 : Славься Перун – бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
верных ведёт по стезе.
Он же воинам честь и суд,
Праведен Он – златорун, милосерд! 4
Лингвист 4: Стезя – путь, дорога; праведен – справедлив; златорун –
щедр, милосерд – добр, милостив.
Продолжите характеристику Перуна (справедливый, щедрый, беспощадный, отважный, смелый, добрый) . Для всех ли бог был добр? (Для храбрых воинов.)
Сказитель 2: Слава богам нашим! Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв... мы смели давать лишь полевые жертвы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли... ягнёнком. Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы – людоеды. Но это – ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели иные обычаи.
Сказитель 3: И так мы долго управлялись родами, и старшие из всякого рода шли судить родичей под Перуновым древом. И также имели мы в тот день игрища перед очами старших: и силу юноши показывали, они быстро бегали, пели и плясали. В тот день люди ходили на промысел и приносили дичь старцам, которые делили её с прочими людьми. И волхвы жертву делали богам, восхваляли их и славу провозглашали.
Историк 3: Беспрерывный, неугасимый огонь пылающего дуба горел перед Перуном, и смерть была наказанием того жреца, по неосторожности которого угасал священный огонь.
Дуб – священное дерево, небесные врата, через которые божество могло появиться перед людьми, жилище бога.
Хорошо в лесу или на поляне, когда рядом веселятся и соревнуются друзья. Но что бы вы испытывали в том же лесу, в степи, в горах, оказавшись в одиночестве во время сильной грозы, когда гремит гром, сверкают молнии? Хочется ли вам защиты? Вот так и древние люди молили о защите и покровительстве Перуна: ведь ему были подвластны дождь, молния и все другие воздушные явления. Особенно считали, что он повелевает громом, отчего и получил своё имя, потому что Перун на всех славянских наречиях означает «гром».
Но самым почитаемым богом славян он стал по другой причине: в это время земли русские подвергались нападению греков, и быть воинами считалось главной и почётной обязанностью.
Сказитель 4: Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостями на наши торжища. И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю нашу они прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И так земля наша, которая четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы, и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до дна. И витязей у нас стало в 10 раз больше, чем у врагов наших. И та Перуница сказала: «Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны бороться за неё!»
Сказитель 5: И когда мы пришли в край свой, то ударились в городскую стену, и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у себя. И решили: «Кому присудил Перун, тот попадёт в рай. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к жизни. И лучше быть мёртвым, чем быть живым и рабствовать на чужих».
Сказитель 6: Делайте так, ибо будут у нас и грозы многие, и громы гремящие. И так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое дадут нам боги, и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы, - один за одного! И держитесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам победу. Слава богам нашим до конца веков!
Сказитель 7: И вот русы вынули мечи, и напали на греков, и отогнали их от своих морских берегов. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины, разбросанной по полю. И ели они останки греческие, русские не трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русских. И там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И небо сражалось на поле битвы...
4) Выразительное чтение стихотворения С.Городецкого «Перун».
Поэт 3: Два врага – Луна и Солнце.
Поле битвы – синий свод.
За горою медлит солнце.
Лунный ворог Солнце ждёт.
Лес еловый зачарован
Лунной силой, колдовством.
Мир могучий замурован
Ворожейным волшебством...
Вдруг за лесом на востоке
Заблестел конец копья,
Заалелся крутобокий
Щит Перунова литья.
Поэт 4: Вылит, выкован с отливом,
Ярко вызолочен щит.
В ожиданье молчаливом
Бог Перун за ним стоит.
И Луна, Перуна – бога
Увидавши за горой,
Закричала: - Вихрь Стрибога!
Солнцу яму в тучах рой!
И на поле боевое
Побледнелая идёт.
Пламя рдеет заревое,
Стрелы острые куёт...
Поэт 5: ... Солнце, Солнце, лик победный
Выше, выше в синий свод!
Лунный ворог, призрак бледный,
За туманы упадёт.
Лунный ворог побеждённый
Еле светится внизу.
Бог Перун на мир смущённый
Мечет светлую грозу...
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч.
Каким представляет Перуна поэт? Совпадает ли это с вашим видением? Допишите эпитеты (ясен, грозен, могуч ). Что значит ясен ?
5) Образ Перуна в древнерусской литературе.
У Перуна была огромная свита из родственников и помощников: Гром, Молния, Град, Дождь, русалки и водяные, ветры, которых четыре, как и четыре стороны света. Отсюда день Перуна – четверг.
Лингвист 5: До сих пор мы употребляем фразеологизмы, связанные с образом славянского бога, например: после дождичка в четверг – неизвестно когда, никогда; выражение недоверия.
Впервые имя Перуна в русской литературе встречается в летописях.
Лингвист 6: Летопись – «лето», то есть «год»; жанр древнерусской
литературы: год за годом монахи записывали исторические
события, начиная с библейских времён; вплоть до XVII века
процветало летописное мастерство.
Историк 4: После победы князя Игоря над греками в договоре с ними он указывает: « А если они некрещеные, да не будет им помощи ни от бога, ни от Перуна». Далее встречаем имя Перуна в договоре Святослава с греками: «Да имеем клятву от бога, ему же веруем, в Перуна и Волоса» 5 .
Историк 5: В «Повести временных лет» летописец Нестор пишет, что в 980 году великий князь Владимир I приказал соорудить истукан Перуна в Киеве среди двора своего на берегу реки. Перун был сделан из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Беспрерывный огонь горел перед ним...
Историк 6: Но в 988 году, когда Владимир принял христианскую веру, он повелел истребить бывших кумиров: «... одних изрубить, а других сжечь». Единственный, кого не уничтожил князь, был истукан Перуна: «Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы... и приставил 12 мужей колотить его жезлами... Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его / люди /» 6 . Затем сбросили в реку.
6) Народные праздники.
– Но истребить память о любимом боге уничтожением его истуканов было нельзя. Символ Перуна изображался в виде колеса с шестью спицами. Его вырезали на избах, чтобы предохранить их от молнии. После крещения Руси образ славянского языческого бога ассоциировался с былинным Ильёй Муромцем, а также с Ильёй – пророком.
За древностью лет трудно точно указать, когда отмечался день Перуна (кто–то указывает 20 июля, другие – 2 августа), но большинство историков считают, что это праздник Ивана Купалы: в ночь на 24 июня, во время летнего солнцестояния, солнце делает первый поворот к зиме.
Этнограф 1: Солнце (Перун) сбивается с пути–дороги, и ясноокая дева Заря (Купальница) является на помощь светлому богу. Она не только ведёт бога, но каждое утро умывает его росою с лугов.
В эту ночь самые храбрые (их церковь считала преступниками) отправлялись в лес собирать волшебные травы, среди которых разрыв – трава, перед силой её не мог уцелеть ни один замок.
Этнограф 2: А возле рек люди жгли костры, парни с девушками прыгали через них, плясали и пели. Считалось, что если во время перепрыгивания руки у пары не разойдутся, то парень с девушкой поженятся. Костры, зажигаемые в честь Перуна, олицетворяли торжество солнца, а вода – дождь. В жертву Купале приносили белого петуха. Сохранились в памяти людей и приметы: «Сильная роса на Ивана–Купалу – к урожаю огурцов, или на Иванову ночь звёздно – много грибов» 7 .
7) Домашнее задание.
В повести «Вечер накануне Ивана Купалы» Н.В.Гоголь рассказывает страшную историю о том, как в купальскую ночь юноша в лесу искал папоротник. А для чего и что случилось, вы узнаете, прочитав это произведение.
8) Образ Перуна в поэзии серебряного века.
Итак, благодаря летописям, историческим книгам, стихотворениям, трудам этнографов вы узнали о том, каким был славянский бог грома и молнии. И хотя от эпохи язычества нас отделяет тысячелетие, образ Перуна до сих пор живёт в памяти и культуре нашего народа. Более того, он переосмысливается и со временем наделяется новыми качествами. Например, в стихотворении К.Бальмонта «К Перуну» (1906). Прослушав стихотворение, вы должны ответить на вопросы: 1) зачем поэт обращается к Перуну; 2) как изображён бог; 3) какими стали стихи поэта?
Поэт 6: Бог ветров и бурных гроз, Поэт 7: Влил ты молнии в мой стих
Бог славян, Перун, И сказал мне: «Жги».
Ты мне дал волну волос, Бог пожаров грозовых,
Золотистых струн. Предо мной – враги.
Струн курчавых, не прямых, Бог зиждителей дождей,
Светлых завитков, Влаги и огня,
Золотистый дал мне стих, В ярком пламени страстей
Много дал стихов. Не покинь меня.
Бог пожаров между туч, Дай мне, дай мне взрывов злых
Грёзы огневой, Для журчанья струн,
Ты велел мне: «Будь певуч, Местью сделай ты мой стих
В жизни будь живой». За моих, Перун!
После выразительного чтения стихотворения дети приходят к выводу, что если в мифах Перун повелевал природой, то поэты ХХ века наделили его умением изменять силу Слова, влиять на душу человека.
Примечания
1 Классификация основана на исследовании Г. Глинки «Древняя религия славян». – Мифы древних славян. Саратов, 1993.
2 Там же. С. 55 или Мифы народов мира. Энциклопедия. М., 1992.Т. 2. С. 451.
3 Иванов В. Русь изначальная. Харьков, 1991. С. 53 – 54.
4 Влесова Книга. – Мифы древних славян. Саратов, 1993. С. 254, 283 – 284, 280 – 281, 285.
5 Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. М., 1997. С. 72.
6 Изборник. Повести Древней Руси. М., 1987. С. 42 – 43.
7 Более подробную информацию можно взять из книг Коринфского А. А. «Народная Русь». Смоленск, 1995. С. 285 – 291; Забылина М. «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». М., 1992. С. 67 – 79; Шеппинга Д.О. «Мифы славянского язычества». С. 85 – 89, 116 – 119.
В 988 году. Однако процесс этот был длительным и болезненным, так как всех волхвов и тех, кто не желал отказаться от веры отцов и дедов, казнили. Огнем и мечом, как говорил летописец, в государстве насаждалась новая религия, предавалась забытью старая. Свирепый бог грома и молнии, главный персонаж в языческом пантеоне славян, ничего не мог сделать…
Религия славян до крещения Руси
Как известно, религия славянских племен до крещения Руси в 988 году была сложной. В пантеоне присутствовали боги главных природных явлений и сил, а также многие божки, духи. Они не только обеспечивали существование мира, но также вершили его судьбу, решали удел всех людей. Поэтому их пытались задобрить, принося жертвы, а от злых духов славяне себя оберегали с помощью разных обрядов, знаков, талисманов. Главным в пантеоне изначально был Род - божество, которое создало все, помогали править ему его дети. Следует отметить, что каждое племя имело своих богов, которых почитало больше, чем остальных. Постепенно главным стал Перун - бог грома и молнии.
Сущность бога
Бог грома и молнии у славян, как и у эллинов, считался главным. Когда наступала весна, Перун, по преданиям, сверкая молниями, оплодотворял землю щедрыми дождями. А после этого выводил из-за черных туч ласковое солнце. Пробуждая после зимнего сна природу, бог будто в очередной раз создавал мир, поэтому его часто именовали творцом.
Бог грома и молнии возбуждал страх и трепет, поскольку он был карающей силой. Наказывал смертных стрелой огненной, вызывающей пожары, а также посылал ливни, бури и град, голод, болезни, неурожай. Но были в его арсенале и громовые стрелы, которые падали с туч и глубоко входили в землю. Через определенное время (три-семь лет) они снова возвращались на земную поверхность в виде камней продолговатой формы темно-серого или черного колера. Это белемниты - сосульки, которые образовываются в песке от удара молнии. Их люди носили как талисман, который способен уберечь от пожара и грозы.
Внешность и атрибуты
Перун - славянский бог грома и молнии. У римлян он именовался Юпитером, у древних греков - Зевсом. Они и внешне похожи, и функции выполняли практически одинаковы. Но у наших предков он все же был ближе к людям, чем в Средиземноморье.
Бог грома и молнии у славян выглядел как статный и зрелый мужчина высокого роста. У него была длинная борода золотого оттенка и черные прямые волосы. Восседал он на пламенной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, грохот которой арийцы считали громом, либо на лошади верхом. Всегда при нем был лук и колчан, наполненный стрелами. Также он мог иметь большую палицу, камни, топор. Священными животными Перуна являлись конь, тур (его облик бог часто принимал, когда путешествовал по земле), ворона и сорока.
Летописец Нестор утверждал, что идол бога Перуна, который Владимир воздвиг в Киеве во время своей первой религиозной реформы, был из дерева. Но голова его отлита из серебра и украшена золотыми усами.
Бог покровительствовал воинам, правителям, но также его представляли как пахаря и кузнеца. Атрибутами Перуна был сошник и камень, символом - раскаленное железо и кипучая вода. Деревом главного бога считался дуб, из которого можно было добыть живой огонь, а цветком - голубой ирис. Именем Громовержца клялись, и нарушить эту торжественную присягу было никак нельзя, ведь это могло повлечь за собой гнев бога. Чтобы задобрить Перуна, ему приносили жертвы - домашнюю птицу (петуха), скот, а в более ранние времена и людей - пленных или детей.
Святые места бога
Бог грома и молнии был главным для всех славян, поэтому ему часто ставили капища. Имя его можно перевести как «разящий» или «тот, кто сильнее бьет». Устраивали святилища Перуна под открытым небом, имели они форму цветка. Более ранние капища состояли из шести «лепестков», а потом добавилось еще два. Это были ямы определённой формы, в которых постоянно горел священный огонь. В центре ставили идола, а перед ним сооружался алтарь, окруженный каменным кольцом. Обычно сюда ставили приношения и проливали кровь жертвенного животного.
Есть достоверные сведения о том, что святилища Перуна были в Киеве и Новгороде. К слову, в последнем обнаружены его остатки. После христианизации Руси на местах многих капищ строили храмы, монастыри, поскольку эти места все же оставались святыми для паломников.
Подведем итог
То, что бог грома и молнии у восточных славян был один, может доказать топонимика. Названия, восходящие к имени Перуна, часто встречаются на территории современных Польши, Болгарии, Сербии и других странах. Так, например, на Балканском полуострове есть растение перуника, в Польше перуновым камнем называют белемнит, в Новгороде есть холм Перинь. А прибалтийские славяне, проживающие вдоль реки Лаба (древнее имя Эльбы), называли четверг перуновым днем и имели бога-громовника по имени Перконс или Перкунас.
Но культ Перуна не был утрачен или забыт, он трансформировался и тесно переплелся с христианством. С богом-громовержцем отождествляют пророка Илью, который был повелителем стихий. День памяти святого церковь отмечает 2 августа.
– воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
Велес – один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Велес – "скотий бог" – хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и тоговцев, бог удачи.
Даждьбог – бог Солнца, податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы. Его имя слышится в краткой, дожившей до наших дней, молитве – «Дай, Боже!»
Догода – бог тихого, приятного ветра и ясной погоды, полная противоположность своему свирепому брату, покровителю ветров Позвизду.
Карачун – бог скотьего падежа и гибели от мороза.
Карачун – это второе имя Чернобога.
Коляда – древний бог веселых застолий, считается что имя его образовано от слова «коло» (круг). Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.
Крышень – сын Всевышнего и богини Майи, доводился братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его. Вернул людям огонь, сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его.
Лель – в мифологии древних славян бог любовной страсти, сын богини красоты и любви Лады. О Леле – этом веселом, легкомысленном боге страсти – до сих пор напоминает слово «лелеять», то есть нежить, любить.
Овсень – младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
Озем – бог подземного царства, хранитель земных недр.
Он оберегает золотые, серебряные и медные руды.
Перун – бог грозовых туч, грома и молнии, самый знаменитый из братьев Сварожичей. Перун – покровитель воинов и княжеской дружины, бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов, защитник Яви, податель мужской силы.
Род – бог-создатель видимого мира. Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники. Род родил Сварога – великого бога, который довершил творение мира.
Сварог – бог-создатель земли и небес. Сварог – источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создает материальный мир. Он дал людям Солнце-Ра и огонь. Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка.
Святобор – бог лесов и лесных угодий. Он предопределяет участь, жизнь и судьбу всех обитателей леса, обеспечивая гармонию и согласие в природе.
Святовит – божество, тождественное Сварогу у западных славян.
Семаргл – бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом.
Стрибог – в восточнославянской мифологии бог ветра. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.